_____________ Н.Н. Соловьева
 «__» _____________ 2015 г.
   Зам. директора по УР
 _____________ Гладкова Л.Н.
 «__» _____________ 2015 г.
    Рабочая программа модуля «Основы мировых религиозных культур», являющегося одним из шести учебных модулей, наряду с такими, как «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики», комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для 4классов составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (п. 12.4) (М.: Просвещение, 2011), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (М.: Просвещение, 2010), ориентирована на работу по Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа (п. 5.2.6) (М.: Просвещение, 2010) и следующим учебникам:
  -Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4 класса. Авторы: А.Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др. М.: Просвещение, 2013 г.  
  Достижения обучающимися результатов освоения учебного содержания модуля курса ОРКСЭ должны обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
  Учебный модуль является культурологическим, направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. ,
  Преподавание основ религиозных культур призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
  Изучение модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение следующих целей:
  Учебный модуль создает начальные условия для освоения учащимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
  Освоение учебного содержания блока, входящего в учебный курс, должно обеспечить:
  Модуль призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Модуль должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
  Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности учащихся - в урочную деятельность - интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:
  В учебном плане на изучение модуля отводится 34 часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
  Учебный модуль имеет логическую завершенность и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
           | № урока | Тема урока | Тип урока | Методы, виды работ | Формирование УУД | Домашнее задание | Дата проведения | 
  | План | Факт | 
  | 1. | России – наша Родина | Уроки изучения нового | Беседа, работа с учебным текстом и иллюстрациями, самостоятельная работа с источниками информации, беседа с членами семьи. |  Пр - знают, понимают и принимают ценности: Отечество, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России.  Л - имеют мотивацию к труду, работе на результат; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют чувство гордости за свою Родину.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Задание на выбор учащегося | 05.09 
 | 
 | 
  | 2-3 | Культура и религия | Комбинированные уроки | Беседа, устный рассказ на тему, заполнение таблицы. |  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Подготовить сообщение на выбор | 12.09, 19.09 | 
 | 
  | 4 | Возникновение религий. Древнейшие верования | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстрациями |  Л - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этические чувства как регуляторы морального поведения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 
 | Прочитать статью учебника, составить план | 26.09 | 
 | 
  | 5 | Возникновение религий. Религии мира и их основатели | Комбинированный урок | Беседа, работа с учебным текстом, иллюстрациями |  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 03.10 | 
 | 
  | 6 - 7 | Священные книги религий мира | Комбинированные уроки | Работа с учебной статьёй, иллюстрациями, комментированное чтение | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 10.10, 17.10 | 
 | 
  | 8 | Хранители предания в религиях мира | Урок изучения нового | Беседа, работа с учебным текстом, с источниками информации, иллюстрациями |  Пр - имеют первоначальные представления о роли религий в истории.  JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат. П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 24.10 | 
 | 
  | 9 - 10 | Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, покаяния | Уроки изучения нового | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации | П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения.   | Подготовиться к сочинению «Что такое добро и зло» | 31.10, 14.11 | 
 | 
  | 11 | Человек в религиозных традициях мира | Комбинированный урок | Беседа, работа с иллюстративным материалом, групповая работа с источниками информации |  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Рассмотреть иллюстрации и составить небольшой рассказ | 21.11 | 
 | 
  | 12 - 13 | Священные сооружения | Комбинированные уроки | Беседа, комментированное чтение, мини-сочинение |  Пр - имеют представление об основных нормах религиозной морали, понимают ее значение в выстраивании конструктивных отношений в семье, обществе.    JI - имеют гуманистические ценностные ориентации; проявляют самостоятельность и несут личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; проявляют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 28.11, 05.12 | 
 | 
  | 14 - 15 | Искусство в религиозной культуре | Комбинированные уроки | Беседа, работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, комментированное чтение |  Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести.  JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; имеют мотивацию к труду, работе на результат.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 
 | Подготовить рассказ «Мои впечатления от …» | 12.12, 19.12 | 
 | 
  | 16 | Творческие работы учащихся | Комбинированный урок | Беседа, работа в парах, художественное чтение и обсуждение стихов, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания |  Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания. | Подготовка творческих проектов | 26.12 | 
 | 
  | 17 | Презентация творческих работ | Защита творческих работ | Презентации творческих работ | К - умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения.  JI - имеют гуманистические ценностные ориентации; проявляют самостоятельность и несут личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; проявляют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание. 
 | Задания нет | 16.01 | 
 | 
  | 18 - 19 | История религий России | Комбинированные уроки | Беседа, работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, комментированное чтение |  Пр - проявляют готовность к духовному саморазвитию; понимают значение религии в жизни человека и общества; имеют первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре страны.   JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; имеют мотивацию к труду, работе на результат.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К — адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника | Устный рассказ о религиях в России | 23.01, 30.01 | 
 | 
  | 20 - 21 | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Комбинированные уроки | Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации |  Пр - проявляют готовность к духовному саморазвитию; понимают значение религии в жизни человека и общества; имеют первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре страны.   JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; имеют мотивацию к труду, работе на результат.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К — адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника | Прочитать учебную статью и ответить на вопросы | 06.02, 13.02 | 
 | 
  | 22 | Паломничества и святыни   | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение учебной статьи, работа с иллюстративным материалом   |  Пр - проявляют готовность к духовному саморазвитию; понимают значение религии в жизни человека и общества; имеют первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре страны.   JI - имеют представление о мире как едином и целостном при разнообразии религий; имеют мотивацию к труду, работе на результат.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К — адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника | Ответить на вопросы, с.61 | 20.02 | 
 | 
  | 23 - 24 | Праздники и календари | Комбинированные уроки | Самостоятельная работа с источниками информации, работа в парах |  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагают и аргументируют свою точку зрения | Сообщение о праздниках на выбор   | 27.02, 05.03 | 
 | 
  | 25 - 26 | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Комбинированные уроки | Комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, групповая работа с источником информации |  Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания. | Подготовить сообщение «Ценности человеческой жизни» | 12.03, 19.03 | 
 | 
  | 27 | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь | Комбинированный урок | Беседа |  Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог | Вспомнить случаи из жизни | 26.03 | 
 | 
  | 28 | Семья | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение |  Л - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этические чувства как регуляторы морального поведения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 
 | Рассказ «Моя семья» | 09.04 | 
 | 
  | 29 | Долг, свобода, ответственность, труд | Комбинированный урок | Беседа, комментированное чтение |  Л - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, этические чувства как регуляторы морального поведения; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; имеют мотивацию к труду, работе на результат.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 
 | Написать мини-сочинение   | 16.04 | 
 | 
  | 30 | Любовь и уважение к Отечеству | Комбинированный урок | Беседа |  Пр** - знают, понимают и принимают ценности: Отечество, традиции - как основы культурной истории многонационального народа России.  Л - имеют мотивацию к труду, работе на результат; владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения; проявляют чувство гордости за свою Родину.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения учебного текста, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Р - принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Подготовить сообщение по одной из тем | 23.04 | 
 | 
  | 31 - 32 | Подготовка творческих проектов | Комбинированные уроки | Обсуждение, выбор и подготовка творческой работы, разработка критериев оценивания |  Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания.    К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог | Подготовка и презентации творческих работ   | 30.04, 07.05 | 
 | 
  | 33 - 34 | Презентации творческих работ | 
 | Защита творческих работ |  Пр - проявляют готовность к нравственному самосовершенствованию; имеют внутреннюю установку поступать согласно своей совести. JI - принимают и осваивают социальную роль учащегося, осознают личностный смысл учения.  П - осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеют навыками смыслового чтения текстов, логическими действиями, осознанно строят речевые высказывания.    К - адекватно используют речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; умеют слушать собеседника, вести диалог | Задания нет | 14.05, 21.05 | 
 |