«Вода как вещество. Определение свойств в ходе практической работы. Бережное отношение к воде»
«Вода как вещество. Определение свойств в ходе практической работы. Бережное отношение к воде»
В основу урока была положена исследовательская и экспериментальная деятельность, элементы коьторой я использовала на каждом этапе урока. Целью использования данной технологии послужило привлечение внимания учащихся, повышение их заинтересованности и самостоятельности в решение учебных задач и дальнейшем применении полученных знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Вода как вещество. Определение свойств в ходе практической работы. Бережное отношение к воде»»
«Окружающий мир» в 3 классе
по теме «Вода как вещество. Определение свойств в ходе практической работы. Бережное отношение к воде»
УМК «Школа России»
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран)
2. Сосуд с водой, стаканы, ложки, сахар, молоко, яблочный сок.
3. Песок, бумажные фильтры, воронки
4. Стакан, банка, тарелка
5. Листы исследования, конверты с экологическими знаками, заготовка лэпбука
Ход урока.
Организационный момент: заходит с мокрым зонтом
-Ой, ребята, торопилась к вам на урок и попала под снег с дождем. Посмотрите, я вся промокла!!! Как вы думаете, почему? ….. (ответы…)
- Да, вы совершенно правы: и снег, и дождь – это все вода и она имеет разные свойства, одно из которых вы только что увидели. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? …. ВОДА
- Совершенно верно!
- Итак, меня зовут Людмила Васильевна и сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем говорить про воду. (перевернуть распечатку темы на доске)
- и не смотря на погоду у меня прекрасное настроение! И я попрошу вас поделиться своим настроением! (Показывает детям жестом большой палец вперед, побуждая их сделать тоже самое)
- Дорогие ребята, попрошу посмотреть вас на экран …. (видео)
- Вода окружает на повсюду. Без воды нет жизни на Земле. Вы со мной согласны? …. (Да)
- Но все ли мы с вами знаем про воду? (да-нет)
- Конечно мы с вами знаем про воду далеко не все. И сегодня на уроке я уверена вы сделаете для себя новые открытия!
- Какова же цель урока? Слова на доске помогут вам ответить на этот вопрос:
1. ПОВТОРИТЬ….. что мы знаем о воде…… - совершенно верно!
2. УЗНАТЬ …. Что-то новое о воде….. – Да, верно!
3. ЗАПОМНИТЬ ….. правила, свойства, …. Что скажут - Правильно!
Сегодня на уроке мы с вами будем составлять «ЛЭПБУКА» воды (показывает на флип-чат с заголовками: (он выполняет функцию плана урока), указывает и проговаривает заголовки:
- Сегодня мы с вами повторим Состояния воды, Познакомимся со свойствами воды, посетим ГАЛЕРЕЮ ВОДЫ, и ответим на вопросы, которые я подготовила для вас (показывает на доске карточки с вопросами).
На доске картинки. (туман, дождь, град, снежинки, испарение, кран с водой, бокал с чаем…)
- Ребята посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет? (Вода)
-Вы уже знаете, вода встречается в неживой природе в трех состояниях: в каких? жидком (дождь, ливень), газообразном (туман, испарение) и твердом (снег, град, изморозь, иней).
- Совершенно верно. Давайте с вами заполним первый раздел нашего ЛЭПБУКА «Состояния воды»: на лэпбуке вы видите термины, вам нужно подобрать иллюстрации к этим терминам….. (картинки к словам) – спросить по 1 из группы.
- Ой, ребята, посмотрите вокруг, сколько капель рассыпалось с моего зонтика! Давайте встанем с мест и соберем их все!!! (собирают капли с картинками чтобы подвести к лаборатории, крепим их на доску, сажаем детей) – это же и физминутка
- Посмотрите, это не простые капли, на них изображены картинки. Что на них изображено???? …… говорят….
- Что общего у всех этих предметов? Что их объединяет? (предлагают варианты) – «мозговой штурм».
- Все вы абсолютно правы Я приглашаю вас в лабораторию, а мы с вами становимся лаборантами-исследователями. (переворачивает слова ЛАБОРАТОРИЯ)
Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)
Но сначала вспомним какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов.
1. Спецодежда.
2. При проведении опытов к приборам нужно относиться бережно. Почему? (Их можно разбить, ими можно и пораниться.)
3. Опыт проводит один ученик, а другие за ним наблюдают? Почему?
4. Когда проводится обмен мнениями? (После окончания опыта)
5. Можно ли переговариваться друг с другом? (Да, тихо, не мешая остальным).
Приступим к работе. У каждой группы на парте лежит Лист юного исследователя, которые вы будите заполнять по ходу работы. Каждая группа работает над своим опытом, внимательно читая и заполняя пропуски (пробелы).
Посмотрите на исследовательские листы …….
Практическая часть.
Опыт №1 «При нагревании вода расширяется, при охлаждении сжимается»
1.Трубку с колбой с водой, опустим в горячую воду, мы видим , что вода поднимается. Почему?
2. Другую колбу поставим в тарелку со снегом. Вода в трубке опускается. Как вы это объясните?
Наблюдая , дети делают вывод, подчеркивая нужное слово в исследовательских листах.
(Сделай вывод (подчеркни) о свойстве воды: прозрачная, без запаха, растворяет другие вещества, расширяется, не имеет форму, не имеет вкуса, текучая, сжимается, не имеет цвет.)
Самостоятельная работа групп.
1 группа проверит, имеет ли вода форму и обладает ли она текучестью.
Перелить часть воды из бутылки в стакан. Что увидели?
Рассуждения: Мы налили воду в стакан и увидели, что вода принимает форму сосуда, в котором находится.
Вывод: Вода не имеет формы.
Из бокала отлить немного воды в тарелку.
Рассуждения: Мы отлили воду в тарелку и увидели, что вода растеклась.
Вывод: Вода текучая.
Сделай вывод ( подчеркни) о свойстве воды: прозрачная, без запаха, растворяет другие вещества, расширяется, не имеет форму, не имеет вкуса, текучая, сжимается, не имеет цвет.)
- Я попрошу поместить результат нашего опыта №1 на наш ЛЭПБУК (раздел «Свойства») крепит кто-то из детей
2 группа: Группа проверяет, что вода растворяет вещества, но не все и сама загрязняется .
В стакан с водой добавить ложку сахара и размешать. Во второй стакан добавили кусочек земли и размешали.
Рассуждения: В стакан с водой мы насыпали сахар, размешали и увидели, что сахар стал невидимым. Вода растворила сахар. Во второй стакан мы положили кусочек земли и увидели, что вода не растворила его и сама стала грязной.
Вывод: Вода растворяет вещества. Но не все.
В колбу поставить воронку, сложить фильтр (специальную бумагу) и вставить в воронку, налить воду размешанную с землей (не переливая за края фильтра). Что наблюдаем?
- Я попрошу поместить результат нашего опыта №2 на наш ЛЭПБУК (раздел «Свойства») крепит кто-то из детей
3 группа: Группа проверяет, опасность употребления в пищу снега и сосулек.
………………………..
-Можно такую воду пить? (ответ детей)
- Какую воду можно пить?
- Я попрошу поместить результат нашего опыта №3 на наш ЛЭПБУК (раздел «Свойства») крепит кто-то из детей
Представители групп сообщают о результатах своей работы.(работа с вопросами на доске) По мере выступлений составляется лэпбук на тему «вода».
- А сейчас, дорогие ребята, я приглашаю вас в ГАЛЕРЕЮ ВОДЫ – слайд
- В нашей галерее 4 зала: «Зал Живописи», «Зал Литературы», «Зал Музыки», «Зал SOS»
- Добро пожаловать в 1 зал - «Зал Живописи». Здесь я хочу познакомить вас с творчеством великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, который писал воду. (слайд – 3 картины….) Посмотрите, как живо, ярко и реалистично изобразил выдающийся художник воду в своих работах.
Крепим символ на ЛЭПБУК
- Приглашаю вас во 2 зал - «Зал Литературы» - в этом зале представлена выставка книг о воде – энциклопедии и справочники (показывает), в которых вы сможете прочесть о многих других удивительных фактах о воде.
Крепим символ на ЛЭПБУК
- Настала очередь «Зала музыки». Знаете ли вы, дорогие ребята, что вода умеет петь? ….. В зале музыки я предлагаю вам послушать «песню» воды. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы находитесь на берегу моря…… (включаем звук моря или дождя)
- Какая прекрасная музыка воды!!!!!
- И наконец 4 зал - «Зал SOS». Что означает знак SOS? Вы знаете? - это когда кто-то просит о помощи.
- Кто же просит о помощи в нашей галерее воды? - Конечно вода. Люди перестали ее ценить и беречь, они не разумно относятся к воде и расходуют ее. В нашем зале «SOS» представлены знаки? О чем они нам говорят? ….
- Подумайте и скажите, изменится ли жизнь на планете, если исчезнет вода? (да, ответы детей). Какой она станет? Какие действия людей могут привести к исчезновению воды на земле?
— Какой вывод сделаем? (К воде нужно относится бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Итак, наш ЛЭПБУК практически готов, нам осталось ответить на наши вопросы и подвести итог урока.
Вопросы на доске – ответы – крепим на ЛЭПБУК
- Давайте с вами вернемся к целям нашего урока.
Показывает….
- Что мы с вами сегодня ПОВТОРИЛИ? ….
- Что нового мы с вами сегодня УЗНАЛИ? ….
- Что вы ЗАПОМНИТЕ о воде на всю жизнь? …..
— Мы достигли целей урока? …..
Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
- Перед вами стакан и бутылка с водой
- А теперь я попрошу вас, дорогие ребята в каждой группе, налить в стакан столько воды, сколько знаний вы сегодня получили и насколько у вас все сегодня получилось!!!!!
- много – отлично, молодцы, я горжусь вами!
- средне, мало – это хорошо, значит у вас впереди есть время и возможности узнать о воде больше и наполнить себя новыми знаниями.
8. Домашнее задание:
– повторить свойства воды;
– найти интересные факты на тему «Вода».
- Ну, что , дорогие мои исследователи, наш урок подошел к концу! Мне было очень приятно с вами познакомиться и провести урок!