kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе»»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»





Технологическая карта урока по окружающему миру

на тему «Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе»


Выполнила студентка 36 группы

Специальности:

Преподавание в начальных классах

Пономаренко А.С.

МАОУ «Гимназия №31» г. Саратова

Дата проведения: 16.02.2024

Методист: _________Старичкова Н.И.

Учитель: _________Галушкина Е.С.

Время проведения: 9:40, 32 кабинет

Оценка: _________

Саратов 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Ф.И.О. студента: Пономаренко Алина Сергеевна

Тема урока: «Связи между живой и неживой природой»

Класс, УМК: 2 «Б», Система Л.В. Занкова

Цель урока: создание условий для формирования представлений о связях между живой и неживой природой.


Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • различают объекты живой и неживой природы; сравнивают эти объекты на основе внешних признаков.

Метапредметные УУД: (см. ФГОС НОО от 31.05.2021г., стр. 31-35, п.41)

Познавательные:

  • Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.


Коммуникативные:

  • Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • Признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументировано высказывать свое мнение.

Регулятивные:

  • Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • Выстраивать последовательность выбранных действий.

Личностные УУД: (см. ФГОС НОО от 31.05.2021г., стр. 31-35, п.42)

  • Бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих ей вред;

  • Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
















Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

1.Мотивация и самоопределение к учебной деятельности


Словесный метод (беседа)

- Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

(Меня зовут Алина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира).

- Приветствуют учителя.

Ф

Интерактивная доска

Педагогический контроль

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном действии

Словесный метод (беседа).


- Что вы изучали на прошлом уроке?

- А чтобы мне лучше понять, как вы усвоили пройденный материал, давайте заполним таблицу со стадиями развития.

- Сейчас я раздам вам карточки, на которых вы заполните таблицу со стадиями развития от названия до получения взрослого организма.

- Идём дальше.

- Послушайте небольшое стихотворение – загадку и скажите о чём оно:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…  (природа)

- А можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека?

- Что же такое природа?

- Если углубляться и найти значение этого слова в словаре то, значение его будет таким: 1. Природа - все существующее во Вселенной.

2. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).

- Ребята, а на какие две группы делят объекты природы?

- Приведите примеры объектов неживой природы.

- Приведите примеры объектов живой природы.

- Скажите, а чем отличается живая природа от неживой?

- Особенности размножения разных групп животных.











- Выполняют задание.





















- Это стихотворение о природе.

- Нет.

- Всё живое.







- Живая и не живая природа.


- Воздух, солнце, горы.


- Человек, животные, грибы, растения.


- Дышат, питаются, растут, размножаются, умирают.

Ф










Интерактивная доска

Педагогический контроль.


3. Выявление места и причины затруднения.

Словесный метод (беседа).

- Бытует мнение, что живая природа может существовать без неживой природы. Например, скалистая белка может обходиться без воды 100 дней, а песчаный удавчик и степная черепаха вообще не пьют воду. Согласны ли вы с этим мнением?

- Ребята, между неживой и живой природой существуют определенные связи. Что это за связи, вы узнаете сегодня на уроке, и сможете определить, неверное ли ранее озвученное мнение или же все-таки верное.









- Ответы детей



Ф

Интерактивная доска.


Педагогический контроль.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный метод.

- Скажите, а как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

- Теперь давайте поставим цель урока.

- Я подготовила план работы на урок, но в нем появились лишние пункты. Определите, какие пункты не подходят для достижения цели занятия.

- Верно, лень и отсутствие дисциплины не позволить качественно усвоить материал урока и научиться строить предложения. Поэтому я предлагаю исключить эти пункты из нашего занятия и заменить их трудолюбием и дисциплинированностью.

- Наш план на урок:

1. Узнать, что такое связи между неживой и живой природой;

2. Определить роль связи между неживой и живой природой;

3. Научиться устанавливать связи между живой и неживой природой.


- Связи между живой и неживой природой.

- Узнать о связях между живой и неживой природой.



- Разговаривать с соседом по парте, лениться и не выполнять задания.

Ф

Интерактивная доска.

Листы с планом.


5.Реализация построенного проекта.

Словесный метод (учебный диалог)




- Приступим к выполнению первого пункта плана - узнать, что такое связи между неживой и живой природой.

- Прочитайте определение с доски.







- Чтобы разобраться, какая природа зависит от другой, я предлагаю рассмотреть иллюстрации. Разберем первую иллюстрацию. Какие объекты неживой природы вы видите?

- Какие объекты живой природы вы заметили?

- Как взаимодействуют друг с другом объекты живой и неживой природы?



- Какая природа от какой зависит, исходя из содержания иллюстрации?





- Рассмотрите вторую иллюстрацию. Можно ли сказать, что и здесь живая природа зависит от неживой?

- Как вы думаете, почему дельфины выпрыгивают из воды во время того, как плавают?

- Ранее было известно, что дельфины выпрыгивают из воды, чтобы вдохнуть кислород. В ходе исследований выяснилось, что дельфины выпрыгивают из воды, чтобы увеличить скорость движения.

- Итак, рассмотрев данные иллюстрации, какой вывод вы можете сделать?



- Вернемся к определению понятия «связи между живой и неживой природой». Измените определение таким образом, чтобы оно стало более точным.



- Cвязи между неживой и живой природой – это такие связи, которые помогают существовать живой природе благодаря неживой природе.

- Подумайте и скажите, какова же роль связи между неживой и живой природой.

- Объекты неживой природы необходимы для жизни живых организмов.

- Ребята, какие пункты плана вы выполнили?







- Итак, приступим к выполнению третьего пункта плана - научиться устанавливать связи между живой и неживой природой. Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Напомните правила работы в парах.





- Итак, я предлагаю вам рассмотреть схему. Определите, какой объект неживой природы каким образом влияет на объект живой природы. Устно составьте как можно больше вариантов связи между живой и неживой природой. Например, воздух необходим сове для дыхания. Приступайте к выполнению.

- Итак, назовите по цепочке по одной связи между объектами живой и неживой природы.



- Итак, какой пункт плана вы сейчас выполнили?



- Предлагаю вернуться к мнению о том, что живая природа может существовать без неживой природы. Это правда?






- Связи между неживой и живой природой – это такие связи, которые помогают существовать одному типу природы благодаря другому типу природы.







- Солнце, небо, вода.



- Олень, котенок, растения.

- Олень пьет воду, растения поливают водой, Солнце светит, что обеспечивает жизнь растениям.

- Живая зависит от неживой, так как олень не может долго прожить без воды, растения без воды и Солнца погибнут.



- Да, так как дельфины живут в воде, без нее они погибнут.



- Не знаем.













- Живая природа не может существовать без неживой.



- Связи между неживой и живой природой – это такие связи, которые помогают существовать живой природе благодаря неживой природе.









- Объекты неживой природы необходимы для жизни живых организмов.





1. Узнать, что такое связи между неживой и живой природой;

2. Определить роль связи между неживой и живой природой.







- Работать сообща, не мешать другим, уважать партнера, не перебивать товарища, выслушивать друг друга.















- Солнце нужно …, чтобы … .

Воздух нужен …, чтобы … .

Вода нужна …, чтобы … .





- 3. Научиться устанавливать связи между живой и неживой природой.



- Нет, живая природа не может существовать без неживой природы.


Ф

Интерактивная доска.



Педагогический контроль.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный метод (учебный диалог).

Практический метод (напиши-ка)

- Итак, сейчас я предлагаю вам выполнить задание – определить, истинное или ложное высказывание. Если истинное – поднимите вверх ладонь, если ложное – кулак.

1. Живые существа не могут жить без неживой природы.

- Почему это истинное утверждение?

2. Солнце не является источником тепла для всего живого на Земле.

- Почему это утверждение ложно?

3. Без воздуха могут обойтись большинство живых существ.

- Почему это утверждение ложно?

4. Вода необходима всем живым существам.

- Почему это истинное утверждение?

5. Насекомым, которые умеют летать, нужен воздух только для того, чтобы по нему летать.

- Почему это утверждение ложно?

- Вы справились с заданием.










Поднимают ладони.

- Объекты неживой природы необходимы для жизни живых организмов.

Поднимают кулаки.

- Солнце – основной источник не только света, но и тепла для всех живых организмов.

Поднимают кулаки.

- Каждое живое существо дышит. Воздух необходим для дыхания.

Поднимают ладони.

- Вода является средой обитания многих живых существ, является средством утоления жажды. Вода – составляющая живых организмов. Каждое живое существо на определенную часть состоит из воды.

Поднимают кулаки.

- Насекомые – живые существа, значит, для жизни им необходимо дышать. Именно воздух необходим для дыхания.

Ф

Интерактивная доска.

Самоконтроль

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический метод (упражнение)

- Итак, теперь я предлагаю вам поработать самостоятельно. Выполните задание на карточках. Ваша задача выбрать ту букву, ответ который вы считаете правильным.

Проверочная работа _________________________________

1. Что такое природа?

а) Всё, что окружает человека

б) Всё, что создал человек

в) Всё, что окружает человека и не создано его руками

2. Какая бывает природа?

а) Живая и мёртвая

б) Живая и неживая

в) Живая и сделанная человеком

3.Что не относится к живой природе?

а) солнце

б) дерево

в) собака

4. Что не относится к неживой природе?

а) камень

б) рыба

в) машина

5. Найди правильное высказывание.

а) Звёзды, воздух, лиса, ракета – неживая природа.

б) Солнце, воздух, вода, камни – неживая природа

в) Лодка, заяц, вода, лёд – неживая природа.

6. Найди неправильное высказывание.

а) Растения, грибы, звери, человек – неживая природа

б) Птицы, звери, звёзды, насекомые – живая природа

в) Растения, рыбы, вода, птицы – живая природа

7. Найди группу, в которой все предметы относятся к живой

природе.

а) Стрекоза, гриб, камень, рыба

б) Цветок, заяц, муравей, осадки, человек

в) Лиса, рыба, муха, курица

8. Найди группу, в которой все предметы относятся к неживой

природе.

а) Подберёзовик, воздух, известняк, звезда, вода

б) Планета, вода, бактерии, небо, град

в) Солнце, море, дом, дождь, Земля

9. Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых

существ.

а) Дышат, питаются, двигаются

б) Дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают

в) Дышат, растут, общаются друг с другом

10. Продолжи фразу: «Живая и неживая природа …»

а) не связаны друг с другом

б) иногда связаны друг с другом

в) всегда связаны друг с другом

- После окончания работы проверяем её по эталону.

- Кто справился с заданием без ошибок?

- У кого есть ошибки?

- Какие трудности у вас возникли?









- Выполняют самостоятельную работу.





























































































































- Проверяют работу по эталону.

- Обсуждение проделанной

работы.

И

Карточки с заданием. Интерактивная доска.

Самоконтроль при выполнении индивидуального задания и его проверке.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Словесный метод (учебный диалог).

- Сейчас я предлагаю вам рассмотреть картины художников и найти на них связи между живой и неживой природой.

1. «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» Илья Ефимович Репин.



2. «Корабельная роща» Иван Иванович Шишкин.




3. «На водопое» Томас Гейнсборо.







4. «Рыбки» Дмитрий Спирос.






- Человек пашет землю, чтобы засеять поле и вырастить урожай.

- Деревья растут в почве, получают из нее питательные вещества, вода необходима для питания деревьев.

- Коровы пьют воду, которая необходима, чтобы утолить жажду. Виден свет Солнца, он дает тепло и свет для ориентирования. Деревья растут в почве.

- Рыбы плавают в воде, она является их средой обитания. Кувшинки тоже находятся в воде, которой они питаются и в которой живут.

Ф

Интерактивная доска






Педагогический контроль.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Словесный метод (беседа).

- Итак, урок подходит к концу. Назовите тему урока.

- Какую цель вы поставили на урок?

- Достигли мы этой цели?

- Есть ли у кого то вопросы?

- А сейчас оцените свою работу на уроке.

«Продолжи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете:

Я узнал(а)…

Мне было трудно…

Я понял(а), что…

- На этом урок подошел к концу. Я была рада с вами работать. Урок окончен.

- Связи между живой и неживой природой.

- Узнать о связях между живой и неживой природой.

- Да.

- Нет.

- Оценивают степень достижения цели.






Ф


Самоконтроль при доказательстве достижения цели и проверке выполнения всех пунктов плана.



14




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе»

Автор: Алина Сергеевна Пономаренко

Дата: 16.05.2024

Номер свидетельства: 650706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Неживая и живая природа?"
    ["seo_title"] => string(25) "niezhivaiaizhivaiapriroda"
    ["file_id"] => string(6) "266750"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450235987"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "карта технологическая урока окружающий мир "Человек и природа" 2 кла сс "
    ["seo_title"] => string(83) "karta-tiekhnologhichieskaia-uroka-okruzhaiushchii-mir-chieloviek-i-priroda-2-kla-ss"
    ["file_id"] => string(6) "244812"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446017149"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Волшебный мир природы"
    ["seo_title"] => string(21) "volshiebnyimirprirody"
    ["file_id"] => string(6) "285352"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454154435"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Тематическое планирование по окружающему миру с определением основных видов учебной деятельности обучающихся "
    ["seo_title"] => string(136) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-opriedielieniiem-osnovnykh-vidov-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232435"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442843917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства