1. Организационный момент. - Сегодня у нас на уроке много гостей. Повернитесь, пожалуйста, поздоровайтесь с ними. - Посмотрите на меня, садитесь на свои места. - Итак, настроились на работу, думаем и рассуждаем.  2. Проверка домашнего задания. Учитель: С какой группой животных мы познакомились на прошлом занятии?  Ответы детей.  Учитель: Я загадаю загадки, а вы их отгадайте.  - Осенью в щель заберется, а весной проснется? (муха)  -Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет? (бабочка)  - Нос долог, голос тонок. Кто его убивает, тот свою Кровь проливает? (комар)  - Сок из цветков она берет И в сотах копит сладкий мед? (пчела)  Ответы детей.  Учитель: О ком загадки?  Ответы детей.  Учитель: Кто такие насекомые?  Ответы детей.  Дети в рабочих тетрадях показывают, как они разукрасили жуков.  3. Объяснение нового материала. Учитель: Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал наш Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравьишку заинтересовало, кого же могла увидеть Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку:    По земле не ходят,  На небо не смотрят,  Звёзд не считают,    Людей не знают. (Рыбы)  Учитель показывает картину с изображением рыб.  Учитель: Как вы думаете - кто такие рыбы?  Ответы детей.    Учитель: Название каких рыб вы уже знаете?  Ответы детей.    Учитель:  Молодцы! А теперь поиграем в игру «Кто самый внимательный?» Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать. Если это сделаете правильно, то на экране появится фотография этой рыбы.  Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва. (акула)  Далее учитель читает загадки о рыбах, а учащиеся их отгадывают.  Учитель: Интересно, а рыбы имеют такие же признаки, как и насекомые? Почему?  Ответы детей.    Учитель: Давайте разберёмся в этом. Сейчас мы с вами будем исследователями. Возьмём лупу и посмотрим – чем покрыто тело рыб?  Учащиеся работают с 3 страницей флипчарта.  Учитель: Чем покрыто тело рыб?  Ответы детей.    Учитель: Проверим правы ли мы. Откройте учебник и посмотрите в верхний правый угол на стр. 23. Там находится верный ответ. Возьмите простой карандаш и обведите в учебнике чешуйки.  Дети выполняют работу.  Учитель: Пока мы рисовали чешуйки, Мудрая Черепаха надела новый костюм. Чей это костюм?    Дети рассматривают Черепаху в учебнике на стр. 22 вверху.    Учитель: Почему вы решили, что на ней костюм рыбы?  Ответы детей.    Учитель: О чём хочет напомнить нам Мудрая Черепаха?  Ответы детей.    Учитель:  Из чего состоит тело рыбы? (внешнее строение)  Ответы детей.    Учитель: Давайте проверим наши ответы. Откройте стр. 23 учебника и рассмотрите (а кто умеет читать, то прочитайте) из чего состоит тело рыбы (внешнее строение).    Учитель: Как называется эта рыба?  Ответы детей.    Учитель: Кто догадался, почему рыба называется красноперкой?  Ответы детей.    Учащиеся вместе с учителем рассматривают рисунок, читают и приходят к определённому выводу о строении тела рыбы.  Учитель: А сейчас мы проверим, кто из вас внимательно слушал учителя и запомнил строение тела рыбы.  Учитель: Ребята, одному из вас нужно выйти к доске и назвать одну указанную часть тела рыбы. А потом мы проверим – прав был ученик или нет (сотрёт белую полосу – там находится правильный ответ - над чёрной прямой линией). (Затем выйдет другой ученик и будет называть следующую часть тела рыбы. Проверка аналогичная и т.д.)   Физкультминутка «Рыбки» Рыбки весело резвятся  В чистой тепленькой воде,    То сожмутся, разожмутся,  То зароются в песке.      Рыбка плавает в водице,  Рыбке весело нырять.  Рыбка, рыбка, озорница,  Мы хотим тебя поймать.  
     4. Закрепление нового материала. Учитель:  Мы вызовем к доске одного ученика, а вы все остальные будете в роли учителей. Один из «учителей» назовёт и попросит написать ученика одну из частей тела рыбы. Ученик это выполнит, а мы проверим. Затем следующий ученик … (работа аналогичная)  Учитель: Где могут жить рыбы?  Ответы детей.    Учитель: Почему рыбы называются речными?    Ответы детей.    Учитель: Каких речных рыб вы знаете, назовите.  Ответы детей.    Учитель: Почему рыбы называются морскими?    Ответы детей.  Учитель: Каких морских рыб вы знаете, назовите.  Ответы детей.  Учитель:  А сейчас разделим рыб на две группы (выходят к доске по одному учащемуся).  Учитель:  Проверим правильность нашей работы. Откроем стр.22-23 учебника, посмотрим и прочитаем (кто умеет) какие рыбы обитают в реке, а какие – в море?  Учащиеся работают с учебником.  Далее проходит работа по интересам: одни учащиеся смотрят часть видеофильма и отвечают на вопросы к этому фильму, другие (если им не хочется смотреть видеофильм) могут нарисовать свою рыбку, третьи - разукрашивать готовый шаблон рыбы.  Работа в тетрадях.    Задания:  - Узнайте рыб по силуэтам.  - Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.   Итог урока.   Учитель: С какими животными вы сегодня познакомились на уроке?  Ответы детей.  Учитель:  - Кто такие рыбы?  - Приведите примеры.  Ответы детей.  - На какие две группы делятся рыбы?  Ответы детей.  - Почему рыб называют речными?  Ответы детей.  - Почему рыб называют морскими?  Ответы детей.  - Чем покрыто тело рыб?  Ответы детей.  - Расскажите о строении рыбы?  Ответы детей.  - Как дышат рыбы?  Ответы детей.  Рефлексия. Учитель просит учащихся показать своё отношение к уроку.       |