kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Обеспечение радиационной безопасности населения» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока 3: « Обеспечение радиационной безопасности населения»

 

8 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Обеспечение радиационной безопасности населения» 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»















Тема урока 3: « Обеспечение радиационной безопасности населения»


8 класс







Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ

МОУ «СОШ №3» п. Ставропольский

Бельдиев Алексей Иванович















п. Ставропольский, 2022


Разработчик: Бельдиев Алексей Иванович, МОУ «СОШ №3» п. Ставропольский

УМК: А.Т. Смирнов (учебник для общеобразовательных организаций: Основы безопасности жизнедеятельности А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова)

Класс: 8

Предмет: ОБЖ

Тема урока: «Обеспечение радиационной безопасности населения»

Тип урока: Урок открытия нового знания


Цели урока:

1. Ознакомиться с основными понятиями о радиации, рассмотреть источники радиации, изучить основные виды ионизирующего излучения; изучить единицы измерения дозы облучения; ознакомиться с нормами радиационной безопасности.

2. Установить последствия радиоактивного влияния на живые объекты

Задачи урока:

  1. Обучающие: изучение влияния радиоактивного излучения на организм человека; дать понятие о радиоактивном заражении и объяснить, чем оно опасно; показать, как действует радиация на организм человека; обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.

  2. Развивающие: способствовать развитию представлений о радиации, её положительной роли и отрицательном воздействии на человека; развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  3. Воспитательные: воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения, развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: уметь работать с учебным материалом, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы

Личностные УУД: уметь соблюдать дисциплину на уроке; анализировать, обсуждать и отстаивать свое мнение при разборе ситуационных задач

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи; организовывать и осуществлять действия по заданию учителя

Коммуникативные УУД:

сохранять доброжелательные отношения друг к другу; слушать и принимать окружающих

Планируемые результаты:

Предметные: формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения при радиационной аварии;

Личностные: формировать модель личного безопасного поведения в случае возникновения ч.с. природного характера

Метапредметные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формирование культуры безопасности;

Основные понятия: радиационная безопасность населения

Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, компьютер, таблицы, презентация.

Методы обучения: поисковый, проблемный.


Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний

- Чтобы вспомнить тему «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия», предлагаю выполнить следующие задания.


Слайд 2.

Задание 1.

Установите соответствие.


1.

Покрытие территории водой.


а.

Зона катастрофического затопления

2.

Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва.


б.

Гидродинамически опасный объект

3.

Чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части.


в.

Поражающие факторы гидродинамической аварии


4.

Сооружение с разницей уровня воды.


г.

Гидродинамическая авария


5.

Образование волн прорыва.


д.

Затопление


На выполнение задания учитель дает несколько минут, после чего проверяет тетради у нескольких учащихся и ставит оценки.

Остальные учащиеся по слайду 3 проверяют правильность выполнения задания.


Слайд 4.

Задание 2.

Оцените верность утверждений


1. Плотина - это искусственное водосбросовое сооружение.

2. Аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды, относятся к гидродинамическим.

3. Гидродинамические аварии могут возникнуть вследствие действия сил природы.

4. Бьеф – это часть водоема выше и ниже гидротехнического сооружения.

5. Водозаборные гидротехнические сооружения предназначены для забора воды из источника питания (реки, озера) с целью использования её для нужд гидроэнергетики, водоснабжения или орошения полей.


После выполнения задания учитель проверяет тетради у нескольких учащихся и ставит оценки.

Остальные учащиеся сверяют свои ответы со слайдом 5.


Ш. Введение в тему


- Ребята, подумайте, какое общее слово может объединить все эти ситуации:

многочасовой перелет на самолете, прохождение флюорографии в поликлинике, длительная работа за компьютером? Ответы учащихся.

- Воздействие радиации на организм мы называем облучением.

Давайте вспомним, что же такое радиация или ионизирующее излучение? Ответы учащихся.

ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (РАДИАЦИЯ) – это виды радиоактивных излучений, которые, попадая в определенные среды или проникая через них, производят в них ионизацию, т.е. приводят к образованию заряженных частиц (ионов).

- Сегодня на уроке мы поговорим о радиационной безопасности, установленных основных гигиенических нормативах облучения, а также о правилах поведения населения, проживающих в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

- Тема нашего урока: «Обеспечение радиационной безопасности населения». Слайд 1.

IV. Изложение нового материала

Что же такое радиационная безопасность?

Слайд 6.

Радиационная безопасность населения - это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения.

В целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1996 г. был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», в котором определилась политика государства в области радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Слайд 7.

В нашей стране разработаны нормы радиационной безопасности (HPB-96/99), которые введены на территории России с 1 января 2000 г.

Прежде чем вы узнаете о них, поговорим сначала об источниках облучения.


Мы живём в радиоактивном мире, так как живём на радиоактивной Земле. Все естественные источники излучений создают естественный радиационный фон, в котором мы рождаемся и живём на протяжении всей нашей жизни.

Слайд 8.

К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету.

Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.

К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.

Слайд 9.

Радон – самый главный из всех естественных источников радиации. Этот газ без цвета, вкуса и запаха – один из продуктов распада урана-238. Он достаточно тяжёлый (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Главный источник поступления радона – грунт. Радон выделяется в основном из геологических разломов и шахт, но может содержаться в материале стен и даже питьевой воде.

При длительном поступлении радона в организм человека возрастает риск возникновения рака легких. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.


Слайд 10.

На слайде вы видите воздействие на человека разных источников радиации в процентном соотношении.

- облучение населения продуктами распада радона и торона в помещениях - 42% (торон – изотоп радона);

- использование ионизирующих излучений в медицине - 34%;

- естественный фон - 23%;

- глобальные выпадения продуктов ядерных испытаний -1%;

- пользование авиатранспортом - 0,10%;

- употребление радиолюминесцентных товаров - 0,10%;

- атомная энергетика - 0,03%.

Каковы же нормы радиационной безопасности?

Слайд 11.

Годовая доза облучения 30-100 миллибэр.

Допустимая доза облучения за год 500 миллибэр.


Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

Слайд 12.

При проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов необходимо:

– уточнить наличие в районе вашего проживания радиационно опасных объектов и получить возможно более подробную и достоверную информацию о них;

– выяснить в ближайшем территориальном управлении ГО ЧС способы и средства оповещения населения при аварии на радиационно опасном объекте;

– изучить инструкцию о порядке действий населения в случае возникновения радиационной аварии;

– создать и иметь определённые запасы необходимых герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия и воды.


V. Самостоятельная работа с учебником

- А сейчас выработаем алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии. В помощь учебник на с.131-132.

Слайд 13.

Задание 1.

Вставьте в полученный текст пропущенные слова и словосочетания.

Учащиеся получают листы с текстом. Приложение 1.

Учитель проверяет работы нескольких учащихся, выставляет оценки. Один ученик зачитывает свою работу всему классу.


VI. Продолжение темы

Каковы действия населения при подготовке к возможной эвакуации?

Слайд 14.

- Соберите самые необходимые вещи (документы, деньги, личные вещи, продукты, средства индивидуальной защиты).

- Необходимо сложить в чемодан и рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее бельё и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.

- Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите мусор, на дверь прикрепите объявление «В квартире №_ никого нет».

- Зарегистрируйтесь у председателя эвакокомиссии. Прибыв в безопасный район, примите душ и смените бельё и обувь.


Слайд 15.

Каковы правила поведения при проживании на радиационно загрязненной местности?

Прочитайте учебник с.132-134. Работа с учебником.


Слайд 16.

В заключение отметим, что для обеспечения радиационной безопасности населения в условиях развития ядерной энергетики необходимо повышение уровня знаний всего населения в вопросах понимания сущности физических и биологических процессов, связанных с ионизирующим излучением, а также знание нормативно-правовых актов и соблюдение норм поведения в области радиационной безопасности.


VII. Итог урока

Вопросы для самоконтроля:

- Когда и какие нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения установлены в Российской федерации?

- Какие меры предусмотрены в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?

Выполнение заданий в рабочих листах (приложение 2)

VIII. Домашнее задание


  • Параграф 6.1.

  • Задание из рубрики «После уроков» с. 134.

Приложение 1.

Действия при получении сигнала оповещения о радиационной аварии

1. Защитить органы дыхания _________________________________.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше ________________________________________
____________________________________.

3. Войдя в помещение, снять _______________________________, закрыть _____________
_____________________________________________________________, включить _______
______________________________________________________________________.

4. Провести герметизацию _________________________________ и защиту ____________
_______________________________________________,

5. Открытые продукты питания __________________________________________________

___________________________________________________________.

6. Продукты и воду поместить в ______________________________________ или _______
_________________________________________________.

7. В течение 7 дней принимать по __________________ таблетке _____________________.

При отсутствии специальных таблеток использовать _______ капель ____ % - ного раствора________ на ____________ воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие ____________,

________________________________________.

9. Строго соблюдать правила _______________________________________, значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять __________________________ только при крайней необходимости и на короткое ______________________________. При выходе защищать ___________________
_________________________________,надевать ____________________________________
____________________________________________________________________________.

После возвращения ______________________________.



Ответы:

1. Защитить органы дыхания платком, шарфом__.

2. Укрыться в ближайшем здании, лучше __в собственной квартире.

3. Войдя в помещение, снять _верхнюю одежду и обувь, закрыть окна, двери, вентиляционные люки, включить радиоприемник или телевизор.

4. Провести герметизацию __помещения и защиту продуктов питания.

5. Открытые продукты питания _поместить в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку.

6. Продукты и воду поместить в холодильник или в закрываемые шкафы.

7. В течение 7 дней принимать по _одной таблетке _йодистого калия.

При отсутствии специальных таблеток использовать 3-5 капель_5 % - ного раствора йода

на стакан воды.

8. При приготовлении пищи все продукты, выдерживающие воздействие воды, промывать.

9. Строго соблюдать правила _личной гигиены, значительно снижающие внутреннее облучение организма.

10. Оставлять _помещение только при крайней необходимости и на короткое время. При выходе защищать органы дыхания, надевать плащ, накидку или табельные средства защиты кожи.

После возвращения переодеваться.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
« Обеспечение радиационной безопасности населения» 8 класс

Автор: Бельдиев Алексей Иванович

Дата: 19.11.2023

Номер свидетельства: 640103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Тест по теме "Обеспечение радиационной безопасности населения", 8 класс"
    ["seo_title"] => string(73) "tiestpotiemieobiespiechieniieradiatsionnoibiezopasnostinasielieniia8klass"
    ["file_id"] => string(6) "309995"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1458905348"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191865"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427377082"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Презентация к уроку ОБЖ "Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия", 8 класс."
    ["seo_title"] => string(125) "priezientatsiia-k-uroku-obzh-chriezvychainyie-situatsii-tiekhnoghiennogho-kharaktiera-i-ikh-vozmozhnyie-posliedstviia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250315"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447071132"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тематическое планирование. ОБЖ - 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(40) "tiematichieskoie-planirovaniie-obzh-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "106863"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403099880"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Рабочая программа для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia-proghramma-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "148528"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419762962"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства