kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Автономное существование человека в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по ОБЖ  "Автономное существование человека в природе"  для 6 класса является призёром 2013 года Общероссийского конкурса методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов "Лучший современный урок (занятие) по ОБЖ".

Тип урока: повторительно-обобщающий. 

Цель урока: повторить материал по теме "Автономное существование человека в природе", подготовить обучающихся к неожиданным изменениям в жизни, закрепить навыки четких и грамотных действий в вынужденной автономии. 

Урок соответствует требованиям ФГОС ООО, предполагает использование  системно-деятельностного подхода.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Граманчук ЛИ_ конспект урока ОБЖ»

Методическая разработка урока по ОБЖ

Автор: преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «Железнодорожная СОШ № 2» Граманчук Любовь Ивановна

Тема урока: «Автономное существование человека в природе».

Класс: 6 класс.

Цель урока: повторить материал по теме «Автономное существование человека в природе»; подготовить учащихся к неожиданным изменениям в жизни, учить действовать в вынужденной автономии чётко, грамотно.

Задачи урока:

Обучающие

1.Формировать у детей и подростков сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.

2.Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций

Развивающие

1.Способствовать развитию навыков познавательной деятельности

2.Способствовать развитию коммуникативных компетенций

Воспитывающие

1.Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи,

безопасного группового поведения

Этапы урока:

  1. Организационный момент -1 мин.

  2. Решение тестов – 10 мин.

  3. Проблематизация. Постановка проблемы. Формулирование темы - 1 мин.

  4. Добыча воды -5мин.

  5. Добыча огня -5мин.

  6. Работа в группах - 15 мин.

  7. Подведение итогов. Домашнее задание- 3 мин.

Форма урока: комбинированный

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, хворост.

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

- Можем ли мы с Вами оказаться в экстремальной ситуации? В какой? (Учащиеся предлагают свои варианты ответа).

- Вспомните, что нужно делать, если заблудился в лесу?

После ответов учащихся, выделение главного, из предложенного детьми.

Выполнение теста (Приложение 1) в тетрадях (номер вопроса – номер правильного ответа), время ответа на каждый вопрос - 1минута.

- Ребята, проверьте себя по ключу (на доске или на слайде). Поднимите руки: кто выполнил тест без ошибок? Кто допустил одну (две, три) ошибку, выполняя задания теста? Спасибо, поставьте себе оценку за это задание в оценочном листе урока в соответствии с критериями оценки теста (Приложение 2).

- Как вы думаете, легко ли человеку, оказавшись один на один с природой собраться и принять правильное решение? (Ответы обучающихся).

- Что необходимо знать и уметь человеку, чтобы правильно действовать в чрезвычайных ситуациях? (Ответы обучающихся).

- Именно об этом мы подробно поговорим сегодня на уроке.

Проблематизация. Формулирование темы урока.

- Можете ли Вы сформулировать тему сегодняшнего урока? («Автономное существование человека в природе»).

- Какие учебные задачи мы с вами должны решить, чтобы разобраться в теме нашего урока? Какие знания и умения потребуются нам, чтобы выжить в условиях вынужденной автономии?

(Ответы детей: надо знать , как устроить ночлег и укрыться от непогоды, добывать питьевую воду, обеспечить себя пищей, уметь ориентироваться на местности и двигаться в нужном направлении, как подавать сигнал бедствия, разводить костры и др.).

Питьевая вода

- Назовите одно из важнейших условий для поддержание жизни? (Вода).

- Можно ли использовать для питья воду из водоемов? (Ответы детей).

- Вспомните, посовещавшись с соседом по парте: как такую воду подготовить к употреблению? Предложите свои варианты ответов.

Ответы детей:

Природную воду (кроме родниковой и воды из высокогор­ных чистых ручьев) перед употреблением необходимо очистить и прокипятить. Воду можно продезинфицировать марганцовкой, сделав бледно-розовый раствор и выдержав его в течение часа; мож­но использовать 5-процентную спиртовую йодную настойку (две-три капли йода на 1 л воды, хорошо перемешать и дать отстояться в течение 1 ч).

- Если поблизости нет источника воды, как ее можно добыть? Посовещайтесь в парах и ответьте на вопрос.

Ответы детей:

Доступным источником воды в природе являются влагосодержащие растения, например береза. Можно получить воду, если на ветку лиственного дерева надеть полиэтиленовый мешок, положив на его дно камешек и туго завязав мешок у основания. Через некоторое время на внутренней стороне пленки появятся капли влаги, которые бу­дут стекать на дно пакета. Можно пить утреннюю росу. Для этого надо с вечера уложить куч­ку мелких камней (гальки) на брезент и к утру на нем собе­рется вода.

Оцените работу друг друга в оценочных листах.

Способы добывания огня

- Умение добыть огонь и развести костер увеличивает шансы человека на выживание.Для чего необходим костер?

Ответы детей:

Костер необходим для обогрева, сушки одежды, приготовления пищи, подачи сигналов бедствия.

- Если у вас имеются спички или зажигалка, костер можно развести при любой погоде. Что делать, если спичек нет? (Ответы детей)

- Какие способы добывания огня вы знаете? Ответьте, посовещавшись в парах.

Ответы детей:

- С первобытных времен огонь добывали при помощи огнива, кремня и трута. В качестве трута можно ис­пользовать сухой мох, мелко раздробленную кору, древесную пыль, которую можно найти под корой засохших деревьев. В качестве кремня может служить твердый камень, огнива (или кресала) — лезвие ножа или любой стальной предмет. Камень следует дер­жать как можно ближе к труту, ударяя по камню кресалом так, чтобы искры падали на середину трута. Когда трут начнет по­тихоньку тлеть, нужно раздуть это тление до появления огня, от которого поджечь заранее приготовленную растопку.

- В солнечный день огонь можно добыть с помощью увели­чительного стекла, сфокусировав солнечные лучи на трут. В качестве увеличительного стекла можно использовать линзу фотоаппарата, выпуклую линзу бинокля или фонарика.

Оцените работу друг друга в оценочных листах.

Работа в группах

- Сейчас вам необходимо разбиться на 4 группы, выбрать лидера и получить задание для группы (взять карточку).

Задание группам:

  1. Соберите хворост в лесу (в конце класса разбросан хворост).

  2. Сложите костер указанными способами (для каждой группы по 2-3 способа из: костёр «колодец», костер «звездный», костёр «таёжный, костёр «охотничий», костер «полинезийский», костер «очаг», костёр «нодья», костер «шалаш», костер «трапперский», траншейный костер, норный костер)

  3. Объясните назначение и особенности такого вида костра. Подготовьте выступление.

  4. Внимательно слушайте объяснение участников других групп. Подготовьте для каждого из них по 1-2 вопроса.

  5. Оцените работу каждого участника группы в оценочных листах в соответствии с критериями групповой работы.

Домашнее задание

- Дома вы должны ещё раз повторить всё, о чём мы говорили сегодня на уроке и самостоятельно или группой составить памятку-буклет «Как нужно действовать, если ты заблудился в лесу». Памятку можно представить в электронном виде. Следующий урок мы начнем с конкурса-представления памяток-буклетов.

Рефлексия деятельности на уроке

Ответы на вопросы:

  • Был ли для тебя полезен этот урок?

  • Со всеми ли заданиями ты справился?

  • Что наиболее понравилось на уроке?

  • Что не понравилось?

  • Над чем тебе необходимо ещё поработать, чтобы в полной мере освоить материал урока?



Приложение 1


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ РАБОТЫ НА УРОКЕ ОБЖ

Тема урока: «Автономное существование человека в природе»

Ф.И. ученика __________________________________________________


Вид учебной деятельности на уроке

Критерии оценки

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

Выполнение теста

«5» – выполнил всё задание правильно;

«4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;

«3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

«2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» – вообще не выполнил задание. (1)




Работа в парах «Питьевая вода» (повторение)

от «1» до «5» за:

- умение выслушать товарища;

- правильность и полноту предложенных ответов;

- активность работы в паре.




Работа в парах «Способы добывания огня» (повторение)

от «1» до «5» за:

- умение выслушать товарища;

- правильность и полноту предложенных ответов;

- активность работы в паре.




Работа в группе

от «1» до «5» за:

  • умение выслушать товарища;

  • качество и количество выдвинутых идей;

  • качество и быстрота выполнения поручений (заданий) группы;

  • умение брать ответственность за результат деятельности группы;

  • личный вклад в результат групповой работы.





Средний балл за работу на уроке:





Просмотр содержимого презентации
«Прилож 1 к уроку ОБЖ_ Тест по теме автономное существование 6 класс»

Основы безопасности жизнедеятельности  Тест по теме: «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» (6 класс)

Основы безопасности жизнедеятельности

Тест по теме:

«Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде»

(6 класс)

1. Что такое автономное существование? Виды автономии.

1. Что такое автономное существование? Виды автономии.

2. Что относится к опасным факторам автономного существования 1.  Отсутствие продуктов. 2. Отсутствие питьевой воды. 3. Отсутствие огня. 4. Всё перечисленное.

2. Что относится к опасным факторам автономного существования

1. Отсутствие продуктов.

2. Отсутствие питьевой воды.

3. Отсутствие огня.

4. Всё перечисленное.

3. Что нужно в первую очередь делать, оказавшись в условиях автономного существования   1. Бегать и звать на помощь. 2. Не паниковать, успокоиться. 3. Попытаться сориентироваться на местности. 4. Перечисленное в п. 2 и 3.

3. Что нужно в первую очередь делать, оказавшись в условиях автономного существования

1. Бегать и звать на помощь.

2. Не паниковать, успокоиться.

3. Попытаться сориентироваться на местности.

4. Перечисленное в п. 2 и 3.

4. Ткань какого цвета можно использовать для подачи сигнала ? 1. Чёрного. 2. Зелёного. 3. Жёлтого.

4. Ткань какого цвета можно использовать для подачи сигнала ?

1. Чёрного.

2. Зелёного.

3. Жёлтого.

5 . Напишите способы добычи огня без спичек.

5 . Напишите способы добычи огня без спичек.

6. Как можно подать сигнал поисковому вертолёту? 1. Громко кричать. 2. Отражать солнечные лучи светоотражающим предметом. 3 Махать руками.

6. Как можно подать сигнал поисковому вертолёту?

1. Громко кричать.

2. Отражать солнечные лучи светоотражающим предметом.

3 Махать руками.

7. Что нужно делать при встрече с диким животным? 1. Залезть на высокое дерево. 2. Быстро убежать. 3. Замереть и не делать резких движений.

7. Что нужно делать при встрече с диким животным?

1. Залезть на высокое дерево.

2. Быстро убежать.

3. Замереть и не делать резких движений.

8. Можно использовать в пищу без кулинарной обработки? 1. Съедобные грибы. 2. Съедобные плоды растений. 3. Корни растений.

8. Можно использовать в пищу без кулинарной обработки?

1. Съедобные грибы.

2. Съедобные плоды растений.

3. Корни растений.

9. Что нужно сделать для обустройства ночлега в лесу? 1.  Построить шалаш. 2. Сделать подстилку из еловых веток. 3. Всё перечисленное.

9. Что нужно сделать для обустройства ночлега в лесу?

1. Построить шалаш.

2. Сделать подстилку из еловых веток.

3. Всё перечисленное.

10. При ориентировании на местности с какой стороны выступает смола на хвойных деревьях? 1. С южной. 2. С северной. 3. С восточной. 4. С западной.

10. При ориентировании на местности с какой стороны выступает смола на хвойных деревьях?

1. С южной.

2. С северной.

3. С восточной.

4. С западной.

Источники: 1.  Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. /А.Т. Смирнов, Б.О Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.

Источники:

1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 6 кл. /А.Т. Смирнов, Б.О Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Автономное существование человека в природе"

Автор: Граманчук Любовь Ивановна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456157778"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация к уроку "Автономное существование человека в природе""
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-k-uroku-avtonomnoie-sushchiestvovaniie-chielovieka-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "297261"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456158232"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Автономное существование человека в природе"
    ["seo_title"] => string(47) "avtonomnoe_sushchestvovanie_cheloveka_v_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "638300"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1697715991"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Автономное существование человека в природе"
    ["seo_title"] => string(53) "avtonomnoie_sushchiestvovaniie_chielovieka_v_prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "407196"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491482063"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Правила поведения в условиях вынужденного автономного существования "
    ["seo_title"] => string(81) "pravila-poviedieniia-v-usloviiakh-vynuzhdiennogho-avtonomnogho-sushchiestvovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "127250"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415285813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2440 руб.
1180 руб.
1970 руб.
1460 руб.
2440 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства