Аннотация к уроку.
 
 
 В современном российском обществе в настоящее время сильно ощущается недостаток  правовой культуры  граждан, низкая активность в избирательных процессах. Таким образом, актуальность изучения Конституции, вопросов избирательного права состоит в том, что это помогает целенаправленному формированию правового сознания подростков, воспитанию у них гражданской позиции, знанию Конституции и законов, умению ориентироваться в современной политической ситуации,  ведению дискуссии по актуальным вопросам современности, развитию исследовательских навыков.
 Успешное проведение демократических выборов в Российской Федерации, прежде всего, зависит от активности избирателя, его гражданской позиции, уровня правовой культуры, политической грамотности. Активная гражданская позиция зарождается в пору юности — пору выбора. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства.
 Таким образом, необходимость изучения Конституции и избирательного права доказывает сама жизнь.  
  Ведь в условиях развития демократического государства важность в подготовке молодого поколения к сознательному выбору системы ценностей возрастает. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, выполнять обязанности; проявлять чувство толерантности в межкультурном социопространстве. Подобные компетенции можно развить на уроках правоведения, обществознания и истории, а также на различных внеклассных мероприятиях и классных часах.  
  На таких занятиях учащиеся приобретают:  
  -  умение получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства; 
-  приобретают опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности и при подготовке к ГИА и ЕГЭ; 
-  соотносят свои действия и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; 
-  приобретают опыт совместной работы в коллективе, ориентированной на достижение заявленного и ожидаемого результата;   
-  приобретают навыки осуществления рефлексивной деятельности, адекватной самооценки и многое другое.   
 Предлагаемый урок «Выборы: моя гражданская позиция»  рассчитан на тех, кому сегодня 14 - 16 лет, т.е. учащихся 9 – 11 классов и посвящен конкретизации знаний учащихся по вопросам  избирательного права.  
  Многие граждане не умеют или не хотят воспользоваться своим правом избирать и быть избранными.  
  Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Что будет, если выборы не состоятся? Что на самих выборах и после них зависит от избирателей? — это главные вопросы урока.
  Кроме этого, предлагаемый урок способствует выработке универсальных учебных действий, так как, предусматривает не только использование метапредметных связей, но и формирование ключевых компетенций, способствующих социализации личности ученика и гражданина.
  На уроке используются активные и интерактивные формы и методы обучения, способствующие не только усвоению материала, но и включению учеников в активную мыслительную, поисковую, творческую, аналитическую работы. Именно это и является основой мотивации к учебной деятельности.
  Методическая разработка содержит интерактивную презентацию, видеоролики и методические рекомендации по изучению предложенной темы урока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Тема урока: «Выборы: моя гражданская позиция».   
 (урок обществознания (права) – 11 класс)
 
 
 Общая дидактическая цель:   
 формирование у обучающихся опыта применения полученных знаний и умений для создания учебного мини-проекта.  
  
 
 Образовательный аспект:
  - Сформировать представления об основах избирательного права; показать значение Конституции и Федеральных законов о выборах как документов, определяющих принципы устройства общества, принципы демократических выборов. 
- Знать значения терминов: Конституция, выборы, референдум, права и обязанности, избиратель, государство, полномочия органов власти… 
- Знать этапы создания учебного мини-проекта. 
 
 Развивающий аспект:
  - Уметь применять правовые нормы на практике; развивать творческое отношение к изученному материалу; обеспечить умения ставить цель и планировать свою познавательную деятельность.   
- Уметь работать с разными источниками информации, выделять главное в тексте и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. 
- Владеть основными приёмами устной речи: монолог, диалог, давать краткие и развёрнутые ответы на вопросы, взаимодействовать в группе. 
 
 Воспитательный аспект:
 способствовать развитию правовой культуры, осознанному уважению к Конституции РФ и законам государства, значимости формирования активной гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной модернизации страны и ответственности граждан за последствия участия или неучастия в выборах в органы власти.  
  
 Основные понятия урока: Конституция, выборы, референдум, избиратель, права и обязанности, государство, полномочия органов власти, позиция и роль.
 
 
 Форма и тип  урока: урок - практикум, создание учебного проекта (2 часа)
 
 
 Формы организации познавательной деятельности:
  
 
 Методы обучения, используемые на уроке:
 В зависимости от источника получения знаний:
  - Словесные (вводное слово учителя, фронтальная беседа, выступления групп) 
- Наглядные (схемы, иллюстрации, видеоролики, компьютерная презентация) 
- Практические (работа с документами, словарём, создание учебного мини-проекта) 
В зависимости от особенностей познавательной деятельности учащихся:
  - Проблемного изложения 
- Частично-поисковый 
- Репродуктивный 
Ожидаемые результаты:
 После проведения занятия учащиеся смогут:
  - пояснять цель и принципы выборов;   
- преимущества и недостатки современных выборов, описать, как проходят выборы; 
-  анализировать конкретные ситуации избирательной кампании; 
- выражать свое отношение по вопросу значимости выборов как демократического института; 
- вести дискуссию, аргументировано излагать свою позицию. 
 
 Оборудование:  
  - Конституция РФ.   
- Карточки с документами для работы в группах.   
- Словари. 
- Мультимедийная презентация и видеоролики; 
- ТСО: компьютер и мультимедийный проектор. 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 Ход урока. 
 - Мотивация. 
 
 Учитель:
 Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок немного необычен, так как на нем мы поговорим о том, что затрагивает интересы каждого из нас и во многом вам уже известно.  
 А начать урок я хочу с ребуса: отгадайте его (слайд).
  
 
 Ответы учащихся: власть народа, речь пойдет о демократии, народовластии, о выборах (слайд).
 (при необходимости учитель тему урока конкретизирует)
 
 
 2. Обсуждение целей и задач урока.
 
 
 Учитель:
  Итак, тема нашего урока «Выборы: моя гражданская позиция» (слайд).
  
 
 Ответы учащихся:  
 (при затруднении учитель уточняет цели и задачи)
 Учитель:
 Вы правильно определили задачи для себя, но кроме этого мы попытаемся еще создать учебный мини-проект по теме нашего урока.  
 А решать все эти задачи мы будем с помощью умения находить необходимую информацию в разных источниках, применять имеющиеся знания при рассмотрении различных ситуаций, возникающих в ходе выборов, отстаивать и аргументировано обосновывать свою позицию.
 
 
  -  Актуализация знаний.   
 
 Учитель:
 Так что же такое выборы? Об этом рассуждают все, и даже, маленькие дети (видеоролик).  
  
 
 (Варианты ответа: борьба за власть; способ выявления политических интересов населения, принятия решений на основе равноправного волеизъявления граждан) (слайд)
 Учитель:
 Верно, ребята. Я также считаю, что выборы – это важнейший институт демократического государства. На мой взгляд, участие в выборах – это проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома, а потом критикует все и вся.  
  
 
  - «Представительный образ правления - это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль» (Ройе-Коллар П.П.) 
- «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует» (Питер Л.) 
- «Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р. Арон) 
- «Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников» (Питер Л.) 
- «Избирательный бюллетень сильнее пули» (Линкольн А.) 
- «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Нейтан Д.) 
- «Свобода возможна только при демократии, т.е. при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К. Ясперс) 
 
 (Ставятся вопросы)
 
 
  
 
 (Варианты ответа: излагаются основные принципы демократических выборов; участие в выборах оказывает влияние на проводимую в  государстве политику в  интересах общества; выборы считают величайшим изобретением человечества)
 
 
  -  Работа в малых группах 
 часть 1 (работа с документами)
 
 
 Учитель:
 Демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими законами: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «О выборах Президента Российской федерации»; «О выборах депутатов Государственной Думы» и рядом других.  
 Теперь я предлагаю вам поработать в группах непосредственно с документами.  
  Ваша задача – проанализировать положения Конституции (ст. 3, 32, 81); положения ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 3 – 7, преамбула) и ответить на вопросы.
  
 
 
 
 (после обсуждения в группах, ученики отвечают на вопросы)
 
 
 Вопросы первой группе:
  - В чем суть избирательных прав граждан? 
- Кто не имеет права избирать и быть избранным? 
- На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах? 
- Как осуществляется голосование избирателей? 
 
 (В ходе работы с документами учащиеся раскрывают сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права)
 
 
 Вопросы второй группе:
  - С1. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции. 
- С2. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор? 
- С3. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ. 
 
 Примерные ответы второй группы:
 С1. Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов: основная форма участия в политике; выборы показывают расстановку политических сил; определяют степень доверия к партии, ее лидерам; помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.
 С2. В ответе должны быть названы следующие принципы: обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий; недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов; невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании.
 С3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: ответ на первый вопрос, например:  государство берет на себя финансирование избирательной кампаний; указание о том, как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении; пример формы: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.
 
 
 Задания третьей группе:  
  - Избиратели Ирина и Владимир – молодая семья. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали обмениваться мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал им замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комиссии? 
- В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты? 
- Гражданин П., работая по трудовому договору, с согласия родителей признан судом полностью дееспособным ровно в 17 лет. Через три месяца после вступления в силу решения суда о его эмансипации было объявлено о проведении выборов в Государственную Думу. Может ли гражданин П. принять участие в выборах? 
 
 часть 2
 дискуссионный этап урока: «Нужно ли идти на выборы?»
 
 
 (выполнение упражнения «Займем позицию»)
  
 
 Учитель:
  Знание избирательных процедур, способность проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защитить свои избирательные права – все это необходимо вам - будущим участникам выборов.  
  Но все ли согласны с тем, что выборы необходимы, что на них нужно ходить? А может быть, сделать это обязанностью граждан?
  Точки зрения по этим проблемам разные (слайд).
  Я предлагаю вам аргументированно ответить на поставленные проблемы.  
  (Возможный вариант: одна группа приводит аргументы в пользу выборов, другая – против выборов).
  
 
  (Таким образом можно подвести итог, отметив роль выборов в нашей жизни, проверить, насколько знания переросли в убеждения, и есть ли «объективные» аргументы против выборов (см. приложение))
 
 
  -  Работа по реализации мини-проекта (слайд) 
Учитель:
 Правильно, ребята. Ведь вы - будущее страны, а это значит, что знания, полученные сейчас, вам пригодятся.
 А как вы лучше запоминаете: когда вам просто рассказывают или когда вы добываете знания в совместном поиске, а потом их анализируете? (Конечно, в совместном поиске)
 Совместный поиск можно организовать, работая над созданием проекта, и сейчас на уроке мы постараемся реализовать мини-проект: «Памятка избирателю», в ходе которого получим определенный продукт нашей совместной деятельности.
  
 
 (варианты предложений: нужно ходить на выборы! Если мы голосуем, мы участвуем в управлении своей страной. Иметь свое мнение. Голосовать разумом…)
 
 
 Учитель:  обобщив ответы, я включил ваши предложения в текст памятки на слайд. Все согласны с ними? Может быть, будут уточнения? (слайд)
 
 
 
 
 
 
  - Рефлексия. 
 
 Учитель:
 Ребята, назовите тему нашего урока. Сейчас вам предстоит определить уровень полученных на уроке знаний.  
   - Основной закон государства (Конституция РФ).   
- Исполнительная власть в РФ принадлежит (Правительству РФ).   
- Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).   
- Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).   
- Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).   
- Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).   
- Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).   
- Выборы депутатов Президента проходят каждые…, а Государственной Думы… (6лет,5 лет).   
- Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполнится… (18 лет).   
- Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее… (10 лет).   
 
  
 
 Для себя я сделал следующий вывод, который хочу озвучить словами Сэмюэля Смайлса – шотландского писателя и политика:  
  «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнить обязанности граждан».
 
 
   
 
 Вспомните, ребята, в начале занятия я сказал, что наш сегодняшний урок немного необычен. На нем мы говорили о том процессе, который действительно затрагивает интересы каждого из нас. И те знания, которые вы сегодня получили, станут основой для получения знаний новых, применения их не только на уроках обществознания или при сдаче ЕГЭ, но и самое главное, они необходимы нам в жизни.
 Наш урок подошел к концу, я предлагаю вам выбрать лучшего Знатока избирательного права.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение
  Группа 1
 Выдержки из ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
 
 
 Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
 1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
 2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
 3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
 4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации.  
 5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
 6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме.
 7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
 Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме
 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
 2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
 3. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
 Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме
 1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
 Статья 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме
 Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.
 Статья 7. Тайное голосование
 Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
 
 
 
 
  Группа 2
 Прочитайте текст и выполните задания:
 
 
 В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они дозволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.
 В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
 В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
 В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. 3а ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.
 По кн. К.С. Гаджиева «Политология». М., 2002. С.245 - 247  
 
 
  - С1. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции. 
- С2. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор? 
- С3. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ. 
 
 
 
 
 
 
 
 Группа 3
 Правовые задачи-ситуации
 
 
  - Избиратели Ирина и Владимир – молодая семья. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали обмениваться мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал им замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комиссии? 
- В день выборов депутатов Государственной Думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведенный пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты? 
- Гражданин П., работая по трудовому договору, с согласия родителей признан судом полностью дееспособным ровно в 17 лет. Через три месяца после вступления в силу решения суда о его эмансипации было объявлено о проведении выборов в Государственную Думу. Может ли гражданин П. принять участие в выборах?