|   1.Оргмомент.  Актуализация знаний.   |    Слайд 1 Послушайте древнюю притчу. Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики. - Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец. - Конечно, нет! - А воровать? - Нет. - А убивать? - Нет. - Так иди и познай все это, - воскликнул мудрец, - а познав, не делай!    Вопросы к классу: - О чем эта притча? - В чем ее смысл? - Какое отношение она имеет к уроку?  И еще скажите, что является предметом нашего изучения на уроках обществознания в 7 классе?  На дворе XXI век Ты – современный человек. Мир разделен злом и добром –  В общем, жить сейчас сложно в нем, Много соблазнов вокруг. И тебе нужно выбрать, друг, Свой путь – дорогу и в жизни подмогу.    Итак, сегодня на уроке речь пойдет об опасностях, которые сопровождают нашу жизнь, а так как мы изучаем жизнь подростков, то и будем говорить о тех опасностях, которые угрожают подросткам.    Слайд 2    Тема нашего урока «Подросток в обществе риска».   |                                        Подросток и все, что его окружает.                                                              Запись на РЛ   |  
  |   Целеполагание   |    Слайд 3.Подумайте, какие задачи вы бы хотели разрешить на уроке?  Исходя из этого сформулируем цель урока.  Формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью.  Слайд4 План урока: 1. Важные закономерности. 2. Подросток и взрослый. 3. Подросток и ситуация риска.           |    Узнать что такое риск.  Кто подвергается большему риску – взрослые или дети.  Что является источниками риска.  Как можно избежать основных опасностей.   |  
  |   1.Важные закономерности                                                                                                      2. Подросток и взрослый   |    Скажите, как вы понимаете, что такое риск?   Слово «риск» в переводе с итальянского означает «утес», «скала», а это возможная опасность, поэтому сейчас это слово и означает возможную опасность.  Слайд 5 Задание: Как вы считаете, легко ли быть молодым?      Слайд 6 Подведем итоги… Итак, мы выяснили, что подростку живется не так уж беззаботно, как себе представляют некоторые взрослые. А можно ли избежать некоторых ошибок и, тем самым, облегчить себе жизнь? Попробуем поразмышлять на эту тему.      Слайд 7 Ученые пришли к выводу, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. ПОЧЕМУ?    Учебник стр. 142      Слайд 9 Подведем итоги… Таким образом, мы установили две важные закономерности: Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых.          Слайд 10 Почему же на детей выпадает большая часть опасностей, чем на взрослых? Ведь родители стараются вас опекать, лелеять и холить? Чем взрослые отличаются от подростков?   Найдите ответ на этот вопрос в учебнике на стр. 142, 3,4 абз.  Слайд 11                                                                              Слайд 12 Подведем итоги… Следовательно, мир взрослых и мир подростков отличается друг от друга. Однако в жизни мы видим, как молодые люди, не осознавая этого, пытаются слепо копировать взрослый образ жизни, естественно, попадая в ситуации риска. Задание: приведите примеры подобного поведения: раннее употребление алкоголя и наркотиков; ранее приобщение к курению; раннее начало половой жизни  Слайд 13 Подумайте… Как вы думаете, решает ли подобное поведение все проблемы подростка? К чему это может привести?      Слайд 14 Задание: Разбившись на группы, обдумайте ответ на вопрос: Что, с вашей точки зрения, может еще спровоцировать тяжелое положение человека в социуме      Вывод: подростка окружают многочисленные и чаще всего неожиданные для него риски.             |    Возможная опасность.                  Ответы учащихся.                                                      Слайд 8 Развитие современных технологий Сверхскоростные магистрали Ядерные электростанции Техногенные катастрофы Неблагополучная экология Рост преступности Распространение наркомании Субъективные факторы Поведение подростка Неуправляемое Импульсивное            Слайд 11 Возможные версии: Физические данные: рост, физическая сила Умственные способности Отношение к опасностям и риску Объем знаний Опыт Умение принимать правильные решения в сложных ситуациях Стремление брать на себя дополнительную ответственность Наличие проверенных друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту Сложившаяся система ценностей и норм поведения Ребенок не умеет отстаивать свои права  Читают и отвечают.                                                                              Слайд 15 Возможные версии ответов: Неблагополучная обстановка в семье Неблагополучное соседство и общественная необустроенность Переводы и частые переезды Доступность наркотиков и алкоголя Семейная предрасположенность Неумелость и непоследовательность воспитания Неуспеваемость и нежелание учиться Общение с употребляющими алкоголь и наркотики сверстниками Положительное отношение к алкоголю и наркотикам       |  
  |   2.Источники риска в жизни современных подростков.                                                   |    Слайд 12 Подведем итоги… Следовательно, мир взрослых и мир подростков отличается друг от друга. Однако в жизни мы видим, как молодые люди, не осознавая этого, пытаются слепо копировать взрослый образ жизни, естественно, попадая в ситуации риска.  Теперь нам предстоит выяснить, что же является источниками риска современных подростков.    Как вы думаете, каким опасностям подвергаются подростки?          Давайте поближе узнаем об этих и других опасностях и подумаем, как можно их избежать.   |                                Заполняют схему на РЛ  Наркомания, курение, компьютерная зависимость, алкоголизм и т.д.                       |  
  |           Работа в группах. Подросток и ситуации риска   |            Слайд 16 В подростковом возрасте человек проходит трудный путь –познания мира, –формирования личности, –постоянно сталкивается с внешними и внутренними препятствиями, –борется с ограничениями со стороны взрослых, –борется с собственной беспомощностью, –стремится выразить себя и свои чувства. Таким образом, чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо проводить большую внутреннюю работу над собой. А для этого надо научиться избегать факторы риска, которые оказывают отрицательное воздействие на формирование личности.  Попробуем взглянуть врагу в лицо, или подумаем каким опасностям подвергается подросток! (работаем с учебниками стр. 143-145) и быстро записываем источники риска в Р.Л.  Проверяем. Молодцы!      Слайд 17  А сейчас поработаем в группах.    1 группа работает с фактором риска «Шум».    2 группа работает с фактором риска «Опасность городских дорог и движения на них».    3 группа работает с фактором риска «Телепросмотры и Интернет»  4 группа работает с фактором риска «Раннее сексуальное развитие детей».    5 группа работает с фактором риска «Алкоголь, наркотики, табак».        Группы должны выполнить следующие задания: - проанализируйте отрицательное воздействие данного фактора на подростка; - приведите примеры, подтверждающие данный вывод; - спрогнозируйте последствия данного фактора риска;  Работайте с учебником и доп. материалом.  5 мин.   Поработали , а сейчас отдохнем       Слайд 18 Физкультминутка   |                                                                    Заполняют схему на РЛ  Наркомания, курение, компьютерная зависимость, алкоголизм и т.д.                                                              Работают в группах, фиксируют на листах ситуации, когда подростки подвергаются риску и намечают последствия данного фактора опасности опасности.                   |  
  |    Физкультминутка  Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о   буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.  Представили себя птицей. Своими большими крыльями делаем взмах, задерживаем руки над головой , делаем глубокий вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох.   |                                                                             |  
  |   Слайд19 Фактор риска: ШУМ      Слайд 20 Фактор риска: Городское движение на дорогах    Слайд 21 Фактор риска: Телепередачи, Интернет        Слайд 22 Фактор риска: РАННЕЕ СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ        Слайд 23 Факторы риска: вредные привычки АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ, ТАБАК     |        Выступления учащихся по своей теме.   |