Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по обществознанию "Введение в философию"»
Контрольная работа 10 класс Вариант 1
1. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Найдите два качества, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Инициативность 2. Темперамент 3. Самостоятельность в принятии решения
4. Ответственность 5. Цвет глаз 6. Дисциплинированность.
2. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА
A) способность к продолжению рода;
Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды;
B) способность накапливать знания и трудовые навыки;
Г) способность видеть цель своих действий;
Д) способность оценивать себя и других.
ПРИРОДА КАЧЕСТВ
1) социальная;
2) биологическая.
3. Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление социальных потребностей личности.
1. В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела.
2. Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями.
3. Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных.
4. Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки.
5. Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.
4. Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1. Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2. Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3. Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4. Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5. Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
5. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Чтение учебников, справочной литературы 2. Поступление в вуз 3. Получение высокого балла
4. Проведение экзамена 5. Консультации педагогов
6. Получение аттестата о среднем общем образовании.
6. Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) опирается на здравый смысл;
Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей;
В) опирается прежде всего на логику и доказательность;
Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта;
Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения.
ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ
1) обыденное;
2) научное;
3) мифологическое.
7. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2. К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4. Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
5. Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
8.Установите соответствие между методами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ
А) наблюдение
Б) описание объекта
В) эксперимент
Г) формулирование закономерностей
Д) объяснение существующих взаимосвязей
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1) теоретический
2) эмпирический
9. Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности соц. познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Выделение эмпирического и теоретического уровней познания.
2. Стремление к познанию истины.
3. Необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей.
4. Включение познающего субъекта в объект познания.
5. Создание художественного образа окружающего мира.
6. Ограниченность использования эксперимента.
10. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Наука – особая форма деятельности человека, обеспечивающая получение и систематизацию нового знания.
Прогностическая функция науки позволяет предвидеть последствия происходящих изменений.
Наука и образование в современном обществе существуют обособлено друг от друга.
Наука влияет на формирование картины мира в мировоззрении человека.
Виды науки можно различать по среде, материалу, в котором реализуются художественные образы.
11.Установите соответствие между характерными чертами и типами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ
ТИПЫ
A) анонимность произведений
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей
B) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания
1. народная
2. массовая
3. элитарная
12. Дайте развернутое определение терминам:
Познание, объективность, добро, материальная культура, мораль, наука
13. Работа с текстовым источником:
Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...
Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.
Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.
Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь — это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство, — истинный критерий вечной жизни.
Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам.
Религия — особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...
Религия — это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии — это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и другие. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением.
А. И. Кравченко
Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии. Составьте план текста, который будет содержать не менее трех пунктов, два из которых будут детализированы на подпункты.
Контрольная работа 10 класс Вариант 2
1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Способность к совместной преобразовательной деятельности 2. Стремление к самореализации
3. Умение приспосабливаться к природным условиям 4. Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5. Потребность в воде, пище, отдыхе
2. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПОТРЕБНОСТИ
А) в самопознании
Б) в карьерном росте
В) в самосохранении
Г) в уважении со стороны других людей
Д) в общении
ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1) социальные
2) духовные (идеальные)
3) биологические (естественные)
3. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в продолжении рода, пище, воздухе для дыхания, отдыхе.
2) Человека и других живых существ объединяет возможность осуществлять преобразовательную деятельность.
3) Одна из особенностей человека – умение с помощью простых орудий создавать сложные орудия труда.
4) Возможность приспосабливаться к изменяющимся природным условиям – черта отличия человека от других живых существ.
5) К социальным потребностям человека относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми.
4. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к типам мировоззрения.
Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
5. Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают самостоятельную подготовку к экзаменам, участвуют в семинарах. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность?
1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.
2) Она способствует освоению накопленных человечеством знаний.
3) Объектом деятельности является новое, неизвестное никому ранее знание.
4) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.
5) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.
6) Мотивом деятельности является желание удовлетворить материальные потребности.
6. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
А) театральные декорации;
Б) оркестр;
В) театральная труппа;
Г) музыкальные инструменты;
Д) осветительные приборы.
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) субъекты деятельности;
2) средства деятельности.
7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
8. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета;
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа;
B) фиксация существенных свойств предмета;
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета;
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств;
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
1) чувственное;
2) рациональное (логическое).
9. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Знание, выраженное в доступной форме.
2. Знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом.
3. Знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека.
4. Знание, соответствующее интересам субъекта.
5. Знание, имеющее широкие возможности для распространения.
6. Знание, которое разделяет большинство людей.
10. Установите соответствие между признаками и видами истины: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) возможность корректировки при дальнейшем развитии науки;
11. Установите соответствие между отличительными признаками и основными формами культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК
ФОРМА КУЛЬТУРЫ
А) создается элитой или по ее заказу профессиональными творцами
Б) создается анонимными творцами
В) адресована узкой группе знатоков и ценителей
Г) преследует основную цель — получение коммерческой выгоды
Массовая культура... отвлекает людей от реальной жизни, питает их вымышленными картинами, погружает общество в летаргический сон. Многие социальные критики призывают осознать пагубную роль массовой культуры и внести коррективы в её практику.
Культурфилософы пишут о том, что массовая культура привела к разрушению личности. Любовь изображается стандартными способами: избитые слова, трафаретные сцены... бесконечно много убийств и насилия. Язык многих народов становится всё грубее и примитивнее... Человек стал поживой манипуляции, он целиком опутан клейкими грёзами массовой культуры. Настала пора манипулирования массовым сознанием, когда можно дирижировать модой, досугом и поведением людей.
Однако в осмыслении массовой культуры определилась и другая тенденция... Исследователи также отмечают, что массовая культура выполняет в определённом смысле даже полезную психотерапевтическую функцию в обществе. Огромные психологические нагрузки, которые падают сегодня на каждого человека, вызывают у него потребность отвлечься от реальности, освободиться от стрессов. И здесь массовая культура оказывается незаменимой.
В условиях традиционного общества поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов, которые предумышленно стремились бы проникнуть в эмоционально-психологический мир человека... В современном обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения людей. Массовое сознание начинает подвергаться всё более мощной и целенаправленной обработке, принимающей «индустриальные формы». Сегодня не обойтись без развёрнутой «индустрии сознания», цель которой заключается в том, чтобы добиться унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций, дабы удержаться в рамках усложнившейся в современном обществе социальной структуры.
П. С. Гуревич
В чём, по мнению автора текста, заключается негативное влияние массовой культуры на развитие отдельных личностей и общества в целом? Назовите любые четыре негативных последствия. Составьте план текста, который будет содержать не менее трех пунктов, два из которых будут детализированы на подпункт.