Конституция - главный документ государства, регулирующий принципы государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина, полномочия трех ветвей власти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: празднование главных исторических дат в жизни России – 25-летие Конституции РФ.
Задачи:
формирование представления о важности соблюдения законов государства;
развитие гражданско-правового образования обучающихся;
формирование активной гражданской позиции и правового сознания;
приобретение навыков правовой культуры;
развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности;
развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 курса
Форма проведения: классный час с элементами беседы и интеллектуальной игры.
Слайд №1.
- Наше мероприятие посвящено юбилею Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 25 лет.
Слайд №2.
- Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны;
Конституция определяет:
Основы государственного и общественного строя;
Систему органов власти, порядок их образования и деятельности;
Права и обязанности граждан.
- Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к хаосу и насилию в обществе.
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Только в ХIХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы или законы по правам человека.
- Об этом точно выразился Сэмюэль Джонсон, английский литератор: «Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества».
- Давайте заглянем в историю принятия главного закона в нашей стране.
Первым конституционным проектом, появившимся в России можно назвать «План Государственного преобразования» , разработанный в 1809 г. графом Михаилом МихайловичемСперанским.
«Русская правда» Павла Ивановича Пестелябыла воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное Право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.
Программа конституционных преобразований была разработана императором Александром II. Но его идее не суждено было сбыться… 1 марта 1881 года он был убит народовольцами.
С. №3.Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 г. на Пятом Всероссийском съезде Советов.
С. №4.В 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Договор об образовании СССР. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 31 января 1924 года Конституция была единогласно принята II съездом Советов.
С. №5.Следующий вариант Конституции, после некоторой доработки, был принят в 1936году. Ее называли «сталинской».
С. №6. «Конституцией развитого социализма» назвали новую редакцию главного закона, принятого в 1977году в период правления главы СССР – Л.И.Брежнева.
С. №7. 12 декабря 1993 года. Всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. С 2005 года 12 декабря День Конституции причислен к памятным датам России.
- Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
- Так, в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации. С. №8
- В соответствии с Конституцией формируется все законодательство, т.е. его законы. Из чего же состоит сам документ? (ответы детей)
Слайд № 9.
- Преамбула:
Провозглашается, что народ России принимает Конституцию;
Закрепляются демократические и гуманистические ценности;
Определяется место России в современном мире.
- Раздел 1 (главы):
Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент РФ.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство РФ.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное управление.
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
- Органы государственной власти:
Президент;
Законодательное собрание – Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
Исполнительная власть – Правительство;
Судебная власть.
- Президенты Российской Федерации:
Первый президент РФ – Борис Николаевич Ельцын (1991 – 1999гг.)
Второй президент РФ – Путин Владимир Владимирович (2000 – 2008 гг.)
Третий президент РФ – Медведев Дмитрий Анатольевич (2008 – 2012 гг.)
- Действующий президент РФ – В.В.Путин. Избран на пост всенародным голосованием в мае 2012, марте 2018 годов. В его руках находится особая власть – президентская. Его главные задачи: охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.
Слайд № 10,11
- В декабре 2000 года Государственная Дума РФ приняла законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне.
Как уже было сказано, в конституции закреплена символика РФ.
ГИМН.
Учитель. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит?
1. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России.
2. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио.
3. Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
4. На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
5. Гимн, который вы только что слышали, был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г. Так, накануне Нового года и Нового века у России появился новый гимн.
Слайд № 12
ГЕРБ.
Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
1. Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке.
2. Изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Что находится в лапах у орла?
Чем защищена грудь орла?
Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
ФЛАГ.
На экране появляется изображение флага РФ.
Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
- А теперь проверим ваши знания по теме нашего разговора. Проведем интеллектуальную игру «Умники и Знатоки».
Правила игры:
- Каждая группа – это команда интеллектуалов. Таким образом, у нас будет 2 команды
- Всего будет 8 раундов и 1 разминка. Ваша задача набрать большее количество правильных ответов.
- Сигналом готовности команды будут сигнализаторы, которые будут в руках капитанов команд. Поэтому выбираем сначала в командах капитанов. Представьте их.
Игра-разминка «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеетли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
1 раунд. Блиц - вопросы по Конституции РФ
1) Когда отмечается день Конституции? (12 дек.)
2)Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)
3) Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
4) Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
5) Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)
6) Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
7) Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)
8) С какого возраста человеку можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
2 раунд.
«Интеллектуальный кругозор»
Ответить быстро на вопросы.
1 команда
В. 1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).
В. 2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)
2 команда
В.1. Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).
В.2. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец)
1 команда
В.1. Кто и в каком году принял законы о государственных символах России? ( Госдума 25 декабря 2000 года).
В.2. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Когда россияне отмечают день государственного флага? (красно-сине-белый, 22 августа)
2 команда
В.1В каких случаях проводится референдум?
В.2. Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков)
3 раунд. Конкурс: "В жизни всё случается"
Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.
- 1-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых - ст. 37)
- 2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции)
-3-ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.
4 раунд. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д.
Итак:
1 термин:(конституция)
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
-одно из значений - построение;
-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
-на латинском - установление;
-в политике - основной закон государства;
2 термин: (государство)
-имеет свою структуру;
-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
-появилось в глубокой древности;
-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин (республика)
-возникла в Древней Греции;
-на латыни - общественное дело;
-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
-это форма правления;
-бывает парламентской и президентской;
4 термин (налог)
- устанавливает государство;
-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
-идёт на содержание госструктур, армию, образование;
-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
5 раунд. Конкурс капитанов.
-После 1917 года было принято в общей сложности 5 конституций и РСФСР, и СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918-РСФСР,1924-СССР, 1936-СССР, 1977-СССР)
-Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А.Медведев)
-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф.? (Президент)
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?
(до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах).
-Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России?
-Что означает "свобода совести"?
6 раунд. Конкурс "Сказка сказке рознь"
Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:
Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин;
"Посадил дед репку"
Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству;
Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене;
Царь Салтан приказал сбросить в море жену с младенцем;
Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл;
Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;
Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество своему хозяину;
Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.
7 раунд.«Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за 1 минуту отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Карточка №1.
Ребенок — К О Р Ё Н Б Е
Семья – М Я С Ь Е
Закон – К О Н З А
Жизнь – З Н Ь Ж И
Родители – Д И Л И Е Т О Р
Карточка №2.
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Порядок – Я Д П О Р О К
Право – В О Р А П
Школа – Л О К А Ш
Опека – К Е П О А
Карточка №3.
Образование – Р О З А В И Н А Б Е О
Досуг – Д У Г О С
Человек – Л О В Ч Е К Е
Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж
Отец – Ц Е Т О
Карточка №4.
Школьник – К О Л Ь Ш И К Н
Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я
Группа – П Р А П У Г
Опекун – К Е У Н О П
Норма – М Р А Н О
8 раунд. «Знаешь ли ты государственные праздники?» Соотнесите название государственных праздников с их датами: 1. Рождество 7 января 2. Праздник Весны и Труда 1 мая 3. День защитника Отечества 23 февраля 4. День государственного флага 22 августа 5. День Победы 9 мая 6. День народного единства 4 ноября 7. День независимости России 12 июня 8. Международный женский день 8 марта