8
 
 
  Урок окружающего мира в 4 классе.
 Тема урока: «Жизнь луга. Луг – природное сообщество».
 Цели и задачи урока:
 Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы, чувство бережного отношения к природе.
 Метапредметные:
 Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке; формировать умение пользоваться правилами работы в группе; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
 Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников, обобщать её и делать выводы.
 Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение.
 Предметные: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе, познакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.
 5. Планируемые результаты.
 Школьники должны:
 - овладеть понятием «природное сообщество», уметь сравнивать разные природные сообщества;
 - решать проблемы творческого и поискового характера при чтении научно-познавательного текста;
 - на основе полученных знаний составить памятку «Как вести себя на лугу»;
 - оформлять свою мысль в устной форме, делать выводы, уметь слушать других.
 Основное понятие: «природное сообщество».
 Межпредметные связи:   взаимосвязь с предметами «Литературное чтение» - чтение и слушание научно-познавательных и художественных текстов, «Русский язык» - орфографическая минутка (названия растений луга), ИЗО – работа с иллюстрациями.
 Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, презентация «Жизнь луга. Луг – природное сообщество», гербарий, толковый словарь С.И.Ожегова, карточки для групповой работы, атлас-определитель «От земли до неба».
 Ход урока
 1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение деятельности)
  Заливистый школьный звонок
  Позвал опять на урок.
  Будьте все внимательны,
  А еще старательны!
 2.Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы
 - Сегодня мы на уроке продолжаем изучать наш родной край. На уроке все активно работаем, слушаем внимательно, отвечаем поднимая руки. Друг-друга не перебиваем. Для того, чтобы хорошо работать снимем с себя напряжение, создадим рабочий настрой. Послушайте звуки природы.  
 Представьте, что вы находитесь на природе и вам хорошо и комфортно.
 - Какие звуки вы услышали ? Когда слушали запись, где вы себя ощутили?
 - Что это за дом? (Это лес. Лес – это природное сообщество.)
 - Сколько в нём этажей? (Этажи леса – это ярусы. В лесу 4 яруса: деревья, кустарники, маленькие кустарнички и травы, мхи и лишайники.)
 - Что обозначает слово «сообщество»? (Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели)
 2. Группа растительных или животных организмов, живущих вместе.
 - Почему лес называют природным сообществом? (Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, живут совместно, сообща.)
 - Выполните задание:
 Составьте цепи питания с каждым из этих животных.
 Работа в группах.  Каждая группа получает карточку с названиями животных (сова, кабан, заяц, шмель, жук-короед) 
 -Какое затруднение у вас возникло? Кто здесь оказался «лишним»?
 (Шмель не живёт в лесу. Остальные – это животные леса.)
 3.Постановка цели урока.
 - Отгадайте загадку:
  Мы по ковру идём с тобой,
  Его никто не ткал.
  Он разостлался сам собой
  И жёлт, и синь, и ал.  
  (Это луг.)
 - Итак, тема нашего урока «Жизнь луга. Луг – природное сообщество» Слайд 1
 - Какие цели поставим перед собой?
 (Сформировать представления о луге, как о природном сообществе; познакомиться с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека в жизни природного сообщества.)
 - Составим план работы с новой темой
 1. Что такое луг?.  
 2. Растения луга
 3. Животные луга
 4. Роль человека в жизни луга.
 4.Открытие нового знания.
 - Что изображено на слайде? (Слайд 1)
 - Почему вы считаете, что на слайде изображён именно луг?
 (Мы видим траву, цветы, нет деревьев, кустарников.)
 Луга- обширные территории с травянистой растительностью, располагаются по низменным берегам рек и озёр. В половодье луга заливаются вешними водами, летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут- вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т.к. в половодье зальёт жильё.
 - Верно ли утверждение, что луга можно встретить только на равнинах?
 (В горах тоже есть участки, где нет деревьев.)
 - Верно, высоко в горах есть субальпийские луга.
 - Значит, что такое луг? Сделайте вывод. (Слайд 3)
 (На лугу растут только травянистые растения.)
 - Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.
 - Какие растения растут на лугу?
 На лугу, цветов – не счесть!
 Васильки, ромашки есть,
 Цвета зорьки алой,
 В маках покрывало.
 Колокольчик голубой,
 Всем качает головой,
 Милая букашка,
 Села на ромашку.
 Рады бабочки, шмели,
 Что цветочки расцвели!
 (Дети перечисляют.)
 Детям предложено определить растения: тимофеевка, нивяник, клевер, фиалка, белена тысячелистник, крапива, чистотел, лютик)
 (Работа в парах. Проверка.)
 - Обратите внимание, что растения луга также растут ярусами. (Слайд 4) -Вы рассматривали гербарий. Расскажите, исходя из своих наблюдений, какие листья у луговых растений, семена. Как вы думаете, почему?
 (Ответы детей.)
 -Листья у луговых трав чаще всего длинные и узкие, стебли разветвлённые, бывают с усиками-зацепами, много цветов, дающих большое количество семян. Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам. [2, с. 169]
 (На слайде 4 картинки появляются по щелчку)
 -У одних растений семена лёгкие, с парашютиками (одуванчик). Как вы думаете, для чего? (Слайд 5)
 (Их разносит ветер.)
 -Другие созревают в стручках (мышиный горошек) и с силой разбрасываются вокруг, когда лопаются. Третьи лёгкие и плохо намокают (мятлик), поэтому их далеко уносит вода. Четвёртые – имеют зацепы. Для чего?
 (С помощью зацепов они прикрепляются к одежде человека или шерсти животных.)
 - Цветут растения на лугах в определённом порядке, чтобы не мешать опылению своих «соседей». Поэтому создаётся впечатление, что луга цветут непрерывно всё лето.
  Луговые растения – это прекрасный корм для сельских животных. Когда приходит пора сенокоса, траву на лугу скашивают и сушат ее. А когда трава высохнет, получается сено, которое очень нравится коровам и другим травоядным животным, живущим на селе.
 - На лугах растут мятлик, тимофеевка, ежа сборная, клевер луговой, мышиный горошек. Это ценные кормовые травы. (Слайд 7)
 Кроме того, клевер и мышиный горошек являются не только кормовыми, но и медоносными растениями.  
  - Растения луга приносят большую пользу человеку. Среди них много лекарственных растений, из которых делают различные медицинские препараты или же используют в виде настоев и отваров для укрепления здоровья.  
 -На лугу растёт много лекарственных растений: тысячелистник, подорожник, пастушья сумка, аптечная ромашка, одуванчик, валериана.(Слайд 8)
 - Вспомните, что вы знаете об этих растениях, какие из них делают лекарства.
 Сообщения учащихся
 Лекарственные растения
 Ромашка (Арина) , зверобой (Розалия).
 Ядовитые растения. (Раиль)
 Самое опасное из них – вех. Вех достаточно крупное растение от 50 до 120 сантиметров. Чаще всего вех можно встретить близ пресных водоемов, предпочитает влажные места. В нем ядовито абсолютно всё и яды сохраняются как в свежем, так и в высушенном растении. Если его сок попадёт в организм человека, то он быстро действует на мозг, что приводит к остановке дыхания.
 Лютик
 Лютик селится по берегам мелких, заболоченных водоемов, и тянется нежными лепестками к теплому солнцу. Лютик прозван так , за «лютый» ядовитый сок, разъедающий кожу. Однако привлекательный вид растения во все времена побуждал сельских юношей собирать его в букеты и дарить любимым девушкам.
 Физкультминутка
 -Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живёт. Если приглядеться и прислушаться повнимательнее, то можно увидеть и услышать множество обитателей. 
 Как вы думаете, каких размеров должны быть животные луга? Почему?
 (Маленькие, так как крупным животным негде прятаться.)
 -Вам предстоит выполнить творческое задание. Вы сами попытаетесь рассказать, какие животные могут жить на лугу. Свой ответ надо обосновать.
 Работа в группах
 (Ученики получают карточки с заданием) Приложение 2.
 1 группа
 - Подумайте, представители каких классов животных обитают на лугу?
 (Млекопитающие, птицы, насекомые, членистоногие, пресмыкающиеся, земноводные, черви)
 2 группа
 - Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Ответ обоснуйте.
 (Зелёную, чтобы прятаться среди трав, яркую, пёструю, чтобы сливаться с цветами.)
 3 группа
 - Как вы думаете, на лугу живут хищники?
 (Да, иначе бы развелось слишком много растительноядных животных, они бы уничтожили всю растительность.)
 4 группа
 - Чем питаются животные на лугу?
 (Они питаются пыльцой и нектаром цветов, листьями и семенами растений, хищники - более мелкими животными).
  Пчелы пьют цветочный нектар и переносят пыльцу с одного цветка на другой, опыляя растения. Бабочки также участвуют в опылении растений. Среди луговых насекомых можно увидеть и хищников – стрекоз, которые едят комаров и мошек.
 На лугу можно встретить жаб и ящериц. Они питаются насекомыми.
 -Насекомыми также питаются птицы – перепёлка, коростель, трясогузка. Эти птицы устраивают гнёзда прямо на земле среди травы. (Слайд 17)
 -Послушайте голоса этих птиц.
 Сообщение (Артур).
 Просмотр видеофильма. Видеофильм «Жизнь луга».
 Работа по учебнику стр 174 луга и человек прочитать самостоятельно.
 6.Первичное закрепление  материала.
 7.Самостоятельное применение знаний.
 -А теперь закрепим полученные знания.
 Работа в тетради (стр.10-11)  
 - Рассмотрите растения, подпишите только растения луга, обведите опасное растение.
 -Проверьте себя. (Слайд 18)
 - Раскрасьте только животных луга и составьте с ними схемы цепей питания.
 Проверь себя. (Слайд 19)
 - Объясните, что растения луга дают животным? (Слайд 20)
 (Они дают животным пищу, укрытие.)
 - Чем помогают растениям луга животные? (Слайд 21)
 (Животные опыляют растения, разносят их семена.)
 -Кроме того, в почве живут черви, бактерии, которые перерабатывают останки растений и животных.
 - Какой вы можете сделать вывод?
 (Луг – это тоже сообщество, т.к. все обитатели луга связаны между собой и зависят друг от друга.)
 -Подумайте, а что луга дают человеку? (Слайд 22)
 (Луг человеку даёт место для отдыха, корм для домашних животных и продукты, полученные от домашних животных.)
 Задание 2 в учебнике на стр174 -175
 Объясните, как правильно должна двигаться косилка при скашивании трав? Почему?
 (Косилка должна двигаться от центра к краю луга, чтобы животные имели возможность спастись)
 Сформулируем правила поведения на лугу. 
 (Коллективная работа)
 9.Рефлексия деятельности на уроке.
 -Вспомните, какие мы определили цели урока. Добились мы этих целей?
 (Познакомиться с растениями и животными луга, доказать, что луг – это природное сообщество.)
 - Что для вас было новой информацией?
 - Что запомнилось, показалось наиболее интересным?
 - Что вызвало затруднение?
 (Ответы детей)
 - Оцените свою работу на уроке. ( Дети поднимают карточки успеха)
 (Приложение 3.)
 10.Домашнее задание.
 1.Найти информацию о животных и растениях луга, занесённых в Красную книгу.
  2.При помощи условных знаков составить памятку «Как вести себя на лугу».
 Список использованной литературы.
  - Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 кл. М., 2008. 
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. М.: 2012 
- Коваленко Л.И.рабочая тетрадь «Окружающий мир». 4 класс. В 2 ч.Саратов: Лицей, 2010.