kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние человека на растительный мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние человека на растительный мир   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Влияние человека на растительный мир»

Тема: Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека.

2. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе; развитие умения  устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности.

3. Показать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

Послушайте экологическую сказку.

- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Петя забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Пети был такой красивый букет.

Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Петя был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки.

-Можно ли Петю назвать “добрым” мальчиком?

- Почему лось заплакал?

- Часто люди срывают беззащитные цветы. Постоят такие цветы совсем немного в воде и превратятся в ненужный сор.

Постановка цели урока

- Вы догадались, о чем на уроке пойдет речь? (ответы) Кроме этого мы повторим,  обобщим всё, что вы знаете о царстве растений. Нам нужно уточнить знания о том, как человек использует растения; выяснить, какие растения занесены в «Красную книгу»  и  почему появилась необходимость охранять природу.     На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал.

Без особой нужды, от скуки,

Если даже в лесу впервые,

Не ломайте деревьям руки,

Ведь живые они, живые.

I. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Почему автор  называет деревья живыми?

Ученики. Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.

– Какая наука изучает жизнь растений?

– На какие группы   разделили царство растений? Назовите отличительные особенности каждой группы

По горизонтали

По вертикали

      1. Самая большая группа растений.

      5. Растения, у которых не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

6. У этого растени листьяя похожи на перья.

7. Одно из царств живой природы.

2. Растения - жители воды.

3. Наука о растениях.

4. Их листья - хвоинки.

Части растений

 

 

 


 

 

 

 

4

 



 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

2

 

 

 

 

3

             

 

 

 


 

1

 

 

 

 

 

 

         

 

 

6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

       


 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

в

 

 

3

 

 

 

 

 

1

с

т

е

б

е

л

ь

 

 

6

 

 

е

 

т

 

 

и

 

 

 

п

 

 

м

 

о

 

 

с

 

 

 

л

 

 

е

 

к

 

 

т

 

5

к

о

р

е

н

ь

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

а

 

 

 

 

 

 


По горизонтали

По вертикали

  • Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы;

5. Часть растения, закрепляющая его в земле;

2. Часть растения, которая находится в плодах;

3. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа и капусты;

4. Красивая часть растения, которая находится на стебле;

6. Что образуется у растения на месте цветка.

Проверка у доски

Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.

– Как происходит развитие растения из семени?

- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

 Семя

Взрослое растение с плодами и семенами

Проросток с развивающимся корешком

Взрослое растение с цветками

Проросток с развивающимся стеблем и листочками

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками; 5. Взрослое растение с плодами и семенами).

– Какие приспособления есть у растений для того, чтобы распространяться?

- Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:

Клён …

Одуванчик …

Сосна …

Репейник …

(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком).

Составить кластер У ДОСКИ

-  Как человек использует растения?   (кислород, пища, лекарства, древесина, ткани - лён. хлопок)

-  Для животных  (пища, кислород, жилище, лекарства) Лес - это дом для животных.

- Может ли человек прожить без растений?

Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, материал для изготовления бумаги, мебели, топлива, удовольствия. Человек прожить без растений не сможет.

II. Работа над темой.

– Как вы думаете, зачем надо охранять растения? Какое отношение они имеют к жизни на нашей планете?

Обобщение: несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений. К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений.

-Людей очень беспокоит, что растений на планете становится все меньше.

Рассмотрим причины исчезновения растений.

1. Вырубая  леса,  люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток.

Сбор растений.

-Для чего люди собирают растения? (букеты, лекарственные растения, для пищи)

-А вы знаете, что привычка рвать цветы и травы привела к исчезновению многих растений.

2. Лесные пожары – это страшное бедствие. Это вторая причина исчезновения растений.

-Как вы думаете, какие причины лесных пожаров?

-80% пожаров происходит по вине людей (незатушенный костер, брошенный окурок)

- И только 20% по вине природы (от удара молний, в засушливые годы самовозгорание сухого мха и травы)

3. Вытаптывание

- Бывает, что люди, не срывая растения, губят их.

- О какой причине еще узнали?

- Что происходит, когда люди вытаптывают почву? 

Кто должен заботиться об охране растений?

– Что делает государство по охране природы? 

– Что возможно сделать в ваших силах, чтобы не нанести вреда природе?

2. Рассказ о Красной книге.

В 1948 г. был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов, а в 1963 появился первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, получивший название

Red Data Book

- Кто переведет? (Красная книга фактов). Это была первая Красная книга.Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.

- Почему эта книга красного цвета? ( Красный цвет- цвет опасности)

- Все растения и животные, занесенные в Красную книгу, нуждаются в особой охране.

В последнее издание Красной книги занесено 34000 растений.

В Кемеровской области  существует своя Красная книга. В  нее внесены 164 вида растений.

Идея «Красной книги» - спасти животный и растительный мир. Эта книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, привлекают к ответственности по закону. 

Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.

Чёрные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.

Жёлтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.

Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.

Зелёные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.


Сейчас мы познакомимся с некоторыми растениями  Красной книги Кемеровской области.  CООБЩЕНИЯ

Кандык сибирский

Купальница азиатская (огоньки)

Родиола розовая

Золотой корень  Маралий корень

Эдельвейс бледно-желтый

Кубышка желтая

Пион степной

Борец Паско

Венерин башмачок-  однаиз самых красивых северных орхидей. Крупная желтая губа- средний лепесток- имеет форму туфельки с загнутыми краями. Попав туда, пчелы начинают искать выход. Но пыльник суживает проход, и пчела выползает из цветка с большой подушечкой липкой пыльцы, прикленной к груди. Слабые насекомые иногда навсегда приклеиваются к пыльникам, загораживая  собой выход.

-Международный союз охраны природы опубликовал Черную книгу.

-Как вы думаете, что это за книга?

-В Черной книге издан список видов, исчезнувших с лица Земли. Представьте себе: мы уже никогда не увидим этих растений и животных.

 Работа в группах:  (3 минуты)

  А какие законы создали бы вы сами, чтобы сохранить и увеличить численность этих прекрасных видов? 
Дети " создают "законы по охране животного и растительного мира

  Прослушивание групп

Люди стали ограждать специальные территории, на которых постоянно охраняется природа: почвы, растительный и животный мир.

  (Заповедники)

-Хотите отправиться в путешествие?

Кузнецкий Алатау (высота более 2200 м)

Горная Шория (Шорский национальный парк)

В Чебулинском р-не на берегах Кии - “кладбище динозавров” -- огромное скопление костей жив-х, которые жили 130 млн. лет назад

50 млн. лет назад климат был мягче - на юге КО росли липы. Сохранились до сих пор и кажутся чуждыми среди хвойных лесов. (Липовый остров)Кузедеево

Заказник Томская писаница

- В Конституции нашей страны записано: 

Статья 52: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

- Как вы понимаете «каждый»? Каждый – это и мы с вами.

-Что мы можем сделать, чтобы помочь растениям?

Составим памятку друзей природы:

1.Нельзя разжигать костер в лесу.

2.Нельзя ломать ветки растений.

3.Нельзя резать кору деревьев.

4.Нельзя срывать цветы на букеты.

5.Нельзя вытаптывать растения.

6.Нельзя оставлять мусор.

- Если запретить собирать растения для букетов наша жизнь станет безрадостной. Что же делать? (Сажать цветы декоративные)

5 Оцените себя

Что для себя полезного вы сегодня взяли на уроке?

- Человек должен жить так, чтобы не вредить природе, а помогать ей.

Вывод.

- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?

(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)

- Верно, ребята. Замечательный писатель К. Паустовский, всей душой любивший природу, сказал:

“Охранять природу – значит охранять Родину”

III. Рефлексия  отмечают стикерами

Д/з  тест, нарисовать природоохранительные знаки.

 Сейчас я прочту вам начало рассказа «Старик и дерево» из журнала «Юный натуралист».

На лесной поляне ребята свернули под развесистую сосну и развели костер. Собрали сучья и сложили их ближе к стволу, чтобы дождь не загасил пламя. Когда дождь кончился, ребята ушли.  

Однажды по лесу шел старик. Он увидел на поляне дерево, в котором огонь выжег глубокую выемку. Он спустился к реке, (набрал глины и замазал выжженное место, чтобы сосна не погибла). Когда работа была окончена, старик присел и долго о чем-то думал. Потом достал из кармана спички и выложил ими на мокрой глине: «Живи назло злым!»).

- Придумайте свою концовку.

- Послушайте, какой конец предложил автор.

- Какой след оставили после себя ребята на лесной полянке? Как это их характеризует?

- Как поступил старик? Легко ли ему было доставать глину?

- Как должен вести себя человек в лесу?

- Как вы понимаете выражение «Живи назло злым»?

- Как вы предполагаете, вы бы поступили в подобном случае так, как старик?

Учитель. Как мы с вами можем охранять растения?

Учащиеся. Соблюдать правила поведения в природе.

Учитель. Давайте попробуем сформулировать правила поведения в природе по охране растений. В этом нам помогут экологические знаки. Посмотрите внимательно на знаки и вспомните причины гибели растений, о которых говорилось в тексте.

Учитель на доске вывешивает экологические знаки.

Учитель. Перечитайте экологические правила на странице 86 учебника, запомните их, и обязательно выполняйте, чтобы быть настоящими друзьями природы.

Кластер – что это такое? В школе это возможность для детей проявить себя, показать, как они видят предложенную проблему или тему. Это свобода творчества. Кластером называется графический прием систематизации знаний в виде «грозди» или «пучка» взаимосвязанных фактов. Кластер как метод критического мышления На что ориентирована современная система образования? На повышение самостоятельности младшего школьника.

Критическое мышление проходит три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Первый этап – стадия активизации. Происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Его цель – воспроизведение уже имеющихся знаний по заданной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка проблемных вопросов по теме. Фаза осмысления характеризуется организацией работы с информацией. Это может быть чтение материала в учебнике, обдумывание или анализ имеющихся фактов. Рефлексия – это стадия, когда полученные знания перерабатываются в ходе творческой деятельности, после чего делаются выводы.

«Вызов» в более привычном для учителя названии звучит как «актуализация знаний» или «введение в проблему».

«Осмысление» - это не что иное, как «открытие нового знания учащимися». В свою очередь, «рефлексия» совпадает с этапом закрепления новых знаний и их первичной проверкой.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Влияние человека на растительный мир

Автор: Улюмжиева Илона Алексеевна

Дата: 05.06.2020

Номер свидетельства: 552649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Использование растений человеком. Влияние человека на растительный мир. Красная книга растений Казахстана"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_rastienii_chieloviekom_vliianiie_chielovieka_na_rastitiel_nyi_mir"
    ["file_id"] => string(6) "409907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492497481"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Урок биологии в 6 классе "Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений"""
    ["seo_title"] => string(120) "urok-biologhii-v-6-klassie-vliianiie-khoziaistviennoi-dieiatiel-nosti-chielovieka-na-rastitiel-nyi-mir-okhrana-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "303182"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457451224"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Конспект урока " Растительные ресурсы. Влияние хозяйственной деятельности на биологические ресурсы, их охрана, восстановление и рациональное использование.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_rastitiel_nyie_riesursy_vliianiie_khoziaistviennoi_dieiatiel_nos"
    ["file_id"] => string(6) "431335"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1507469501"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Краткосрочное планирование по познанию мира на тему "Растения, занесенные в красную книгу Республики Казахстан"" "
    ["seo_title"] => string(122) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-rastieniia-zaniesiennyie-v-krasnuiu-knighu-riespubliki-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "210123"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431365379"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока окружающего мира в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413998933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1520 руб.
2530 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства