kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка по развитию речи на тему «Текст»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  по развитию речи  4 класс

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема: «Текст»

Цели и задачи:

Образовательные:

 - актуализировать знания о тексте,

 - совершенствовать умение  редактировать текст,

 -  озаглавливать, делить на части, составлять план,

 - обогащать словарный запас.

Развивающие:

   - активизировать мыслительную деятельность учащихся,

 - развивать самоконтроль, самооценку,

 - умение сообща и дружно работать с одноклассниками

Воспитательные:

 - воспитывать старание, взаимовыручку

 - создать благоприятный климат на уроке.

Оборудование: запись на доске, презентация «Текст», фотографии с изображением васильков и кентавра

Материалы: карточки с заданиями, листы самооценки, конверт с заданием, ножницы

Ход урока

  1. Орг.момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.

  1. Чистописание

- Переставьте буквы, получите тему нашего урока. (текст) т к ес

- Посмотрите листы самооценки, познакомьтесь с планом нашего урока

  1. Повторение пройденного.
  • Обсуждение информации о тексте

 - На розовых карточках записаны предложения

 - Перепишите предложения в тетрадь, постарайтесь запомнить информацию. Вам нужно будет передать её одноклассникам.

- Соберитесь в рядах, передайте информацию друг другу. Выберите, кто у вас будет выступать от вашего ряда.

 - Оцените себя за это задание.

  • Верные и неверные утверждения

 - А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Что вы знаете о тексте? Поработайте на голубых карточках. К ним мы вернёмся в конце урока и вы оцените себя.

  • Физкультминутка (интерактивная)
  • - Переходим к следующему заданию. (учебник с.80 у.1)

 - Работать будем в парах.

 - Проверим, что получилось.

  - Какой это тип текста?

  - Повторим, чем отличаются типы текста друг от друга? (презентация)

 - Оцените это задание.

 - Мы узнали много интересного о васильках, но ребята приготовили дополнительный материал. (слушаем сообщения ребят)

  • Задание из конверта

 - Сейчас мы узнаем, как объясняет происхождение названия этого растения украинская сказка о васильке.

 - Достаньте текст из конверта и прочитайте

 - К тексту есть план. Вам нужно найти в этом тексте 3 части, соответственно плану. (презентация)

 - Подумайте, как разделить этот текст на части. Возьмите ножницы и разрежьте текст так, как считаете нужным.

 - Проверим, что получилось.

 - Оцените себя за это задание.

4. Домашнее задание.

 - У вас есть листочки, на которых записаны рифмы. Попробуйте сочинить четверостишье, используя эти рифмы.

5. Рефлексия.

 - Выскажите впечатления от урока.

 

 

 

Приложения к уроку

Задания на розовых карточках

Текст состоит из предложений, связанных по

  1.  

Каждое предложение в тексте имеет свои границы.

К тексту можно придумать заголовок.

В каждом тексте есть тема.

Текст можно поделить на смысловые части.

Бывают тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения.

К тексту можно составить план.

Верные и неверные утверждения

1. Текст – это устное или письменное высказывание.

2. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

3. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

      4. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу.

5.Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, называется описанием.

Задание в конверте

Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.   – Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой! Когда Василь увидел русалку, услышал её слова, наотрез отказался покинуть свою землю, своё поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.  – Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своём поле! Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память  об исчезнувшем юноше.

Дополнительный материал к уроку

Насчитывается 350—500 видов василька. Встречается это растение почти всюду в Европе среди посевов, особенно во ржи.        Есть такая пословица: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут».                                                  

 Василёк -  однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми вместе с зерновыми культурами при плохой очистке зерна, а также находящимися с соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с навозом. Васильки бывают разных цветов: синие, белые, розовые, малиновые. Красота да и только!

Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками.

Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.

И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос.

Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.

Раньше из васильков делали синий и голубой краситель.

С очень давних времен васильки стали разводить в садах. Особенным спросом эти очаровательные фиолетово-синие цветы пользовались у горожанок, которые украшали ими свои прически, прикалывали их к одежде и украшали свои дома. Многие виды васильков выглядят очень привлекательно, поэтому они выращиваются как садовые растения и на срезку для букетов.

Однажды утром на рассвете

Я в поле погулять пошла.

Не удивляйтесь только, дети:

Я василечек там нашла.

Небесно-голубой,

Он рос там сам собой.

Решила я:

Возьму с собой!

Нет, нет, не буду лучше брать,

Пускай растет, цветет,

Пускай кому-нибудь опять

Он радость принесет.

Все дети любят розу,

А я другой цветок.

Не астру, не мимозу –

Обычный василёк.

Он нежный и красивый

Цветочек полевой,

Лиловый, ярко-синий,

Небесно-голубой.

Сорвал цветок любимый,

Восторженно гляжу,

И вдруг среди ворсинок     

Я чудо нахожу.

Ведь в серединке мягкой

Шевелится жучок,

Из всех цветочков ярких,

Он выбрал василёк!   (Ю. Дулепина)

Научное название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. (Можно показать картинку с изображением кентавра).  Кентавр Хирон обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово"

Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский». И если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону.

Народные названия василька: переполох, звонная трава, синецветка, лоскутница, синюха.  По-украински василек — волошка. Украинки вплетали васильки в венки, украшали ими иконы в церквях.

  В Красную книгу России занесены василёк Дубянского, василёк боровой  и василёк Талиева.

•        С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии.

•        C 1994 года василёк является символом БЕЛКАРТ (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платёжных карточек)

Лист самооценки

Выполнил задание правильно и самостоятельно

Выполнил задание правильно, но с помощью других

Были затруднения, с заданием не справился.

  1. Чистописание
  1. Обсуждение информации о тексте со своим рядом.
  1. «Верные и неверные утверждения» (голубые карточки)
  1. Упр.1 с.80 (работа в парах по учебнику)
  1. Задание из конверта
  1. Дополнительный материал к уроку

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по развитию речи на тему «Текст»»

Урок русского языка по развитию речи 4 класс

УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема: «Текст»

Цели и задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания о тексте,

- совершенствовать умение редактировать текст,

- озаглавливать, делить на части, составлять план,

- обогащать словарный запас.

Развивающие:

- активизировать мыслительную деятельность учащихся,

- развивать самоконтроль, самооценку,

- умение сообща и дружно работать с одноклассниками

Воспитательные:

- воспитывать старание, взаимовыручку

- создать благоприятный климат на уроке.

Оборудование: запись на доске, презентация «Текст», фотографии с изображением васильков и кентавра

Материалы: карточки с заданиями, листы самооценки, конверт с заданием, ножницы



Ход урока

  • Орг.момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Вас ждёт интересный, полезный урок.

Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и прелестно даётся учение.



  • Чистописание

- Переставьте буквы, получите тему нашего урока. (текст) т к ес

- Посмотрите листы самооценки, познакомьтесь с планом нашего урока



  • Повторение пройденного.

  • Обсуждение информации о тексте

- На розовых карточках записаны предложения

- Перепишите предложения в тетрадь, постарайтесь запомнить информацию. Вам нужно будет передать её одноклассникам.

- Соберитесь в рядах, передайте информацию друг другу. Выберите, кто у вас будет выступать от вашего ряда.

- Оцените себя за это задание.

  • Верные и неверные утверждения

- А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания. Что вы знаете о тексте? Поработайте на голубых карточках. К ним мы вернёмся в конце урока и вы оцените себя.

  • Физкультминутка (интерактивная)

  • - Переходим к следующему заданию. (учебник с.80 у.1)

- Работать будем в парах.

- Проверим, что получилось.

- Какой это тип текста?

- Повторим, чем отличаются типы текста друг от друга? (презентация)

- Оцените это задание.

- Мы узнали много интересного о васильках, но ребята приготовили дополнительный материал. (слушаем сообщения ребят)

  • Задание из конверта

- Сейчас мы узнаем, как объясняет происхождение названия этого растения украинская сказка о васильке.

- Достаньте текст из конверта и прочитайте

- К тексту есть план. Вам нужно найти в этом тексте 3 части, соответственно плану. (презентация)

- Подумайте, как разделить этот текст на части. Возьмите ножницы и разрежьте текст так, как считаете нужным.

- Проверим, что получилось.

- Оцените себя за это задание.

4. Домашнее задание.

- У вас есть листочки, на которых записаны рифмы. Попробуйте сочинить четверостишье, используя эти рифмы.

5. Рефлексия.

- Выскажите впечатления от урока.







Приложения к уроку

Задания на розовых карточках

Текст состоит из предложений, связанных по

смыслу.

Каждое предложение в тексте имеет свои границы.

К тексту можно придумать заголовок.

В каждом тексте есть тема.

Текст можно поделить на смысловые части.

Бывают тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения.

К тексту можно составить план.



Верные и неверные утверждения

1. Текст – это устное или письменное высказывание.

2. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности.

3. Основная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать автор.

4. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу.

5.Текст, в котором рассказывается о последовательности событий, называется описанием.


Задание в конверте


Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном - Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке - умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает. – Ах, - шепчет русалка, - если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой! Когда Василь увидел русалку, услышал её слова, наотрез отказался покинуть свою землю, своё поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту. – Тогда, - рассердилась красавица, - не доставайся ты никому! Стань цветком на своём поле! Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше.














































Дополнительный материал к уроку

Насчитывается 350—500 видов василька. Встречается это растение почти всюду в Европе среди посевов, особенно во ржи. Есть такая пословица: «Ты посей рожь — васильки сами вырастут».

Василёк - однолетнее растение, размножается семенами, часто высеваемыми вместе с зерновыми культурами при плохой очистке зерна, а также находящимися с соцветиями этого растения в соломе, вывозимой на поле вместе с навозом. Васильки бывают разных цветов: синие, белые, розовые, малиновые. Красота да и только!

Но вот земледельцы такой красоте не очень-то рады: васильки истощают почву, когда их много, губят посевы. За это называют васильки сорняками.

Вредны васильки и для животных - коров, лошадей. Если они наедятся васильков, то могут даже погибнуть.

И все же неверно было бы осуждать этот цветочек: в природе нет бесполезных растений. Приносит пользу и василек. В его цветках - много меда: пчелы, шмели так и вьются над ними. Василек — растение-медонос.

Народные целители считали, что настойка из цветков василька помогает от простуды, от нарывов, болезней глаз и некоторых других заболеваниях. И современная медицина использует целебные свойства василька. Василек — лекарственное растение.

Раньше из васильков делали синий и голубой краситель.

С очень давних времен васильки стали разводить в садах. Особенным спросом эти очаровательные фиолетово-синие цветы пользовались у горожанок, которые украшали ими свои прически, прикалывали их к одежде и украшали свои дома. Многие виды васильков выглядят очень привлекательно, поэтому они выращиваются как садовые растения и на срезку для букетов.



Однажды утром на рассвете

Я в поле погулять пошла.

Не удивляйтесь только, дети:

Я василечек там нашла.

Небесно-голубой,

Он рос там сам собой.

Решила я:

Возьму с собой!

Нет, нет, не буду лучше брать,

Пускай растет, цветет,

Пускай кому-нибудь опять

Он радость принесет.



Все дети любят розу,

А я другой цветок.

Не астру, не мимозу –

Обычный василёк.

Он нежный и красивый

Цветочек полевой,

Лиловый, ярко-синий,

Небесно-голубой.

Сорвал цветок любимый,

Восторженно гляжу,

И вдруг среди ворсинок

Я чудо нахожу.

Ведь в серединке мягкой

Шевелится жучок,

Из всех цветочков ярких,

Он выбрал василёк! (Ю. Дулепина)



Научное название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. (Можно показать картинку с изображением кентавра). Кентавр Хирон обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово"

Русское происхождение названия цветка очень интересное. «Василек» значит «царский цветок». А само слово «василек» происходит от русского имени Василий, что в переводе с древнегреческого – «царский». И если внимательно присмотреться к лепесткам цветка, можно заметить, что каждый напоминает корону.

Народные названия василька: переполох, звонная трава, синецветка, лоскутница, синюха. По-украински василек — волошка. Украинки вплетали васильки в венки, украшали ими иконы в церквях.

В Красную книгу России занесены василёк Дубянского , василёк боровой  и василёк Талиева.

  • С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии.

  • C 1994 года василёк является символом БЕЛКАРТ (платежной системы Республики Беларусь на основе банковских платёжных карточек)





Лист самооценки


Выполнил задание правильно и самостоятельно

Выполнил задание правильно, но с помощью других

Были затруднения, с заданием не справился.

  • Чистописание




  • Обсуждение информации о тексте со своим рядом.




  • «Верные и неверные утверждения» (голубые карточки)




  • Упр.1 с.80 (работа в парах по учебнику)




  • Задание из конверта




  • Дополнительный материал к уроку













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок русского языка по развитию речи на тему «Текст»

Автор: Князева Лия Алексеевна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта по русскому языку.  "Развитие речи. Составление текста по сюжетным картинкам" 3 класс"
    ["seo_title"] => string(105) "tiekhnologhichieskaiakartaporusskomuiazykurazvitiieriechisostavlieniietiekstaposiuzhietnymkartinkam3klass"
    ["file_id"] => string(6) "292410"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455275254"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока русского языка в 3 классе по теме " Развитие речи. Изложение повествовательного текста.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_3_klasse_po_teme_razvitie_rechi_izlozhenie_pove"
    ["file_id"] => string(6) "606043"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1651400980"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока. Русский язык. 5 класс. Тема урока: "Глагол как часть речи". "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-5-klass-tiema-uroka-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "221128"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435058227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства