-Как вы понимаете это предложение? Что это за предложение? (Пословица)
-Какие орфограммы вы встретили?
-Найдите имена существительные. -Какие они? (Есть одушевлённые и неодушевлённые.) Обозначьте число.
5. Словарная работа. Запись под диктовку.
Город, завод, воробей, памятник, магазин, ворона, трамвай, улица.
Работа в парах. Оценивание.
-Встаньте, у кого нет ошибок. Поставьте себе 5.
-Встаньте, у кого 1-2 ошибки. Поставьте себе 4.
-Встаньте, у кого 3 и более ошибок.
-Какое пожелание? (Учите слова.)
II.Работа над новым материалом.
Уч. Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.
Уч. Ну, слушайте.
Слайд 2
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
Уч. Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек)
Слайд № 3
мотылёк ромашка
мотылька ромашки
мотыльку ромашке
мотылька ромашку
мотыльком ромашкой
о мотыльке о ромашке
Уч. Что заметили? Какая часть слова изменяется?
(Изменяется окончание.)
Уч. Для чего служит окончание?
(Окончания служат для связи слов в предложении.
Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)
Давайте поставим к словам вопросы.
Слайд № 4
кто? мотылёк
кого? мотылька
кому? мотыльку
кого? мотылька
кем? мотыльком
о ком? о мотыльке
Слайд № 5
что? ромашка
чего? ромашки
чему? ромашке
что? ромашку
чем? ромашкой
о чем? о ромашке
Слайд № 6
кто? мотылёк что? ромашка
кого? мотылька чего? ромашки
кому? мотыльку чему? ромашке
кого? мотылька что? ромашку
кем? мотыльком чем? ромашкой
о ком? о мотыльке о чем? о ромашке
Уч. Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?
(Ответы детей.)
Почему поставили разные вопросы?
(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)
Уч. Какие вопросы поставили к одушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
Какие вопросы поставили к неодушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
Уч. Какие изменения в именах существительных вы заметили?
(Вопросы помогали изменить форму слова.)
Уч. Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.
Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку.
(На доске карточки)
Имя существительное еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный, от слова имя.
Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.
Уч. Ребята, положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.
Слайд № 8
Уч.И.п. отвечает на вопросы кто? что?
Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?
Д.п. отвечает на вопросы кому? чему?
В.п. отвечает на вопросы кого? что?
Т.п. отвечает на вопросы кем? чем?
П.п. отвечает на вопросы о ком? о чем?
Постепенно учащиеся заполняют таблицу.
III. Физминутка.
(Выключить телевизор)
IV. Закрепление.
1. С.9 упр.2
(Читают задание и разбирают образец, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ)
(Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словосочетание, определяя падеж. Остальные пишут в тетрадях.)
4. Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?
V. Самостоятельная работа.
Уч. Определите в каком падеже стоят имена существительные?
Как будем определять?
(Будем ставить к именам существительным падежные вопросы. В этом нам поможет карточка помощница.)
На доске запись.
остался без яблока, шёл по улице, зашёл за товарищем, говорили о работе, перебежал через дорогу
(Проверка у доски. Напишите падежи по порядку)
Уч. Ребята, вам трудно было поставить к словам правильно падежный вопрос?
В русском языке для быстрого и правильного определения падежей есть дополнительные слова. (Запись дополнительных слов есть, нет, рад, вижу, любуюсь, говорю)
VI. Домашнее задание.
VII. Итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Как вы понимаете это предложение? Что это за предложение? (Пословица)
-Какие орфограммы вы встретили?
-Найдите имена существительные. -Какие они? (Есть одушевлённые и неодушевлённые.) Обозначьте число.
5. Словарная работа. Запись под диктовку.
Город, завод, воробей, памятник, магазин, ворона, трамвай, улица.
Работа в парах. Оценивание.
-Встаньте, у кого нет ошибок. Поставьте себе 5.
-Встаньте, у кого 1-2 ошибки. Поставьте себе 4.
-Встаньте, у кого 3 и более ошибок.
-Какое пожелание? (Учите слова.)
II.Работа над новым материалом.
Уч. Ребята, я прочитаю вам сказку. Вы внимательно послушайте, а потом назовите те слова, которые меняют свою форму.
Уч. Ну, слушайте.
Слайд 2
Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.
Уч. Какие два слова здесь встречаются (ромашка и мотылек)
Слайд № 3
мотылёк ромашка
мотылька ромашки
мотыльку ромашке
мотылька ромашку
мотыльком ромашкой
о мотыльке о ромашке
Уч. Что заметили? Какая часть слова изменяется?
(Изменяется окончание.)
Уч. Для чего служит окончание?
(Окончания служат для связи слов в предложении.
Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами.)
Давайте поставим к словам вопросы.
Слайд № 4
кто? мотылёк
кого? мотылька
кому? мотыльку
кого? мотылька
кем? мотыльком
о ком? о мотыльке
Слайд № 5
что? ромашка
чего? ромашки
чему? ромашке
что? ромашку
чем? ромашкой
о чем? о ромашке
Слайд № 6
кто? мотылёк что? ромашка
кого? мотылька чего? ромашки
кому? мотыльку чему? ромашке
кого? мотылька что? ромашку
кем? мотыльком чем? ромашкой
о ком? о мотыльке о чем? о ромашке
Уч. Какие вопросы поставили к слову мотылек и к слову ромашка?
(Ответы детей.)
Почему поставили разные вопросы?
(Слово мотылек одушевленное, а слово ромашка - нет)
Уч. Какие вопросы поставили к одушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
Какие вопросы поставили к неодушевленным именам существительным?
(Ответы детей)
Уч. Какие изменения в именах существительных вы заметили?
(Вопросы помогали изменить форму слова.)
Уч. Кто из вас знает, как называется по другому такое изменение формы имени существительного.
Но почему падежи получили такие названия? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вы должны послушать сказку.
(На доске карточки)
Имя существительное еще не родилось, а уже все думали, какое имя ему дать, и решили назвать – именительный, от слова имя.
Родился – стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был еще и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.
Уч. Ребята, положите перед собой карточку-помощницу, которую мы сейчас будем заполнять. Для указания падежей в работе принято их сокращенно писать.
Слайд № 8
Уч.И.п. отвечает на вопросы кто? что?
Р.п. отвечает на вопросы кого? чего?
Д.п. отвечает на вопросы кому? чему?
В.п. отвечает на вопросы кого? что?
Т.п. отвечает на вопросы кем? чем?
П.п. отвечает на вопросы о ком? о чем?
Постепенно учащиеся заполняют таблицу.
III. Физминутка.
(Выключить телевизор)
IV. Закрепление.
1. С.9 упр.2
(Читают задание и разбирают образец, КОТОРЫЙ НАПИСАН НА ДОСКЕ)
(Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают словосочетание, определяя падеж. Остальные пишут в тетрадях.)
4. Кто запомнил, сколько падежей в русском языке? Кто их сможет назвать?
V. Самостоятельная работа.
Уч. Определите в каком падеже стоят имена существительные?
Как будем определять?
(Будем ставить к именам существительным падежные вопросы. В этом нам поможет карточка помощница.)
На доске запись.
остался без яблока, шёл по улице, зашёл за товарищем, говорили о работе, перебежал через дорогу
(Проверка у доски. Напишите падежи по порядку)
Уч. Ребята, вам трудно было поставить к словам правильно падежный вопрос?
В русском языке для быстрого и правильного определения падежей есть дополнительные слова. (Запись дополнительных слов есть, нет, рад, вижу, любуюсь, говорю)