kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения М.М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В даной разработе технологическая карта открытого урока по литературному чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения М.М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)»

Технологическая карта открытого урока

Учитель

Гордеева Наталья Николаевна

Класс

2 УМК «Школа России»

Место проведения

Учебный кабинет

Предмет

Литературное чтение

Тема урока

М. Пришвин «Осеннее утро»

Цель урока


Формирование умений проводить простейший литературоведческий анализ через чтение произведения М. Пришвина

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Задачи

Образовательная

Познакомить с биографией М.М. Пришвина, с произведением «Осеннее утро».

Формирование умений понимать содержание произведения;

Формирование умений понимать авторский замысел; выделять художественные образы в произведении.

Развивающая

Развивать познавательный интерес;

Развивать умение выразительно читать;

Развивать речь, умение работать самостоятельно;

Воспитательная

Воспитывать уважение к другим;

Воспитывать трудолюбие и дисциплинированность.

Воспитывать любовь к родной природе.

Форма проведения

Урок

Формы работы

Парная, фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Личностные

Оценивают собственную учебную деятельность; положительный интерес к изучению литературного чтения; осознают роль речи в жизни людей.

Предметные

Выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; определяют свое отношение к прочитанному, аргументируя его; обращают внимание на особенности употребления слов.

Метапредметные


Регулятивные УУД:

Развивать умение учиться высказывать свое мнение во время урока;

Развивать умение оценивать свою деятельность.

Ставят цель собственной познавательной деятельности и удерживают её;

Познавательные УУД:

Формировать умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке;

2. Развивать умение ориентироваться в учебнике;

3. Развивать умение отвечать на простые вопросы учителя.

Коммуникативные УУД:

Способствовать развитию вести диалог, формулировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной форме.

Способствовать развитию умения выражать эмоции;

Воспитывать умение слушать и понимать речь других.


Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

Воспитание бережного отношения к природе через тексты художественных произведений литературы, переживание чувства красоты в природе, гармонии, стремление к идеалу.


Оборудование

Учебник, компьютер, презентация, карточка с заданием.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать гостей в нашем классе. Пусть нам сегодня здесь будет светло: Гостям- уютно, а нам легко!

Ребята, давайте мы с вами определимся с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

- если у вас отличное настроение, поднимите жёлтый, как солнышко, смайлик

- если у вас хорошее настроение, то зелёный

- а если плохое, вам грустно, то красный

Пожалуйста поднимите выше. Так хорошо.

- Я очень рада, что у многих из вас отличное, хорошее настроение и надеюсь оно сохранится до конца урока. Положите смайлики на место.


Речевая разминка

Итак начинаем мы с вами урок литературного чтения с речевой разминки

Итак начинаем мы с вами урок литературного чтения с речевой разминки

- Скажите с какой целью мы проводим речевую разминку? Для чего?

Под ногами в листопад листья жёлтые шуршат.

- Давайте мы с вами прочитаем хором шёпотом скороговорку чётко выговаривая каждое слово.

- Теперь вслух, но уже хором тоже чётко выговаривая каждое слово.

- Так как это скороговорка как её надо произносить

- Давайте потренируемся, итак начинаем, а ещё быстрее.

Приветствуют. Садятся.



Показывают смайлики, определяя своё настроение.




Чтобы говорить чётко, правильно, чтобы всё было понятно.


Читают на слайде, Слушают учителя


Быстро

Читают несколько раз.

Несколько человек быстро читают

Положительный настрой к усвоению знаний.






Выполняют учебные действия в устной и письменной форме


2.Актуализация знаний ( проверка домашнего задания)






Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?

- Ребята, давайте вспомним, проверим домашнее задание.

- Я вам сейчас предлагаю поработать в парах, карточка лежит у вас на столе.

Возьмите пожалуйста ручку, посовещайтесь и установите соответствие отрывка произведения с его автором.

- Дается вам на это 1 минута.


1. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

2. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

3. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

4. Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

5. Увела меня дорожка

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

А корзинку взял с собой.

- Если пара будет готова, поднимаем руки домиком.

- Давайте мы с вами проверим.


- Прочитайте первый отрывок. Кто автор этого отрывка?

Прочитайте второй, третий, четвёртый и пятый отрывок. Кто автор отрывка?

- Встаньте, чья пара правильно справилась со всем заданием.

- Карточки отодвигайте в сторону

Люблю природу русскую. Осень.


Повторить стихи разных авторов об осени.

Работают в парах

Проверяют д/з, вспоминают раннее изученные произведения.



Ф. Тютчев




К .Бальмонт





А. Плещеев





А. Фет






В. Берестов




Показывают готовность выполнения задания

По очереди читают отрывок и объясняют

Коллективная проверка выполнения домашнего задания.


Выполняют учебные действия в устной и письменной форме


Обращают внимание на особенности употребления слов.







3.Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

















































Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с творчеством автора, который стал писателем прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек путешествуя с дорожной сумкой любил наблюдать за природой, любовался её красотой. Он был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Ребята, как вы считаете, какого человека можно назвать неравнодушным?

- Конечно и этот человек тоже любил заботится о природе и даже, когда гулял по зимнему лесу не мог равнодушно пройти мимо берёзок, склонившихся под тяжестью снега, он брал палку сбивал снег, тем самым освобождал берёзки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках.

- Скажите, кто узнал, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

- Кто узнал портрет писателя?

- Это новый писатель для вас. Это Михаил Михайлович Пришвин. Запомните его.


- Обратите внимание на портрет писателя.

Что вы можете сказать об этом человеке? Какой он?


- Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название произведения.

ЕНЕСОНЕ РУОТ

- Как называется произведение М М Пришвина?

- Вы определили тему урока.

-Почему это произведение поместили в этот раздел?

Какую цель мы можем поставить на уроке?

- А научиться чему бы вы хотели?

- Итак мы сформулировали цели на урок.

М М Пришвин любил находить красоту в природе, так и мы с вами давайте сегодня попробуем увидеть красоту природы, попытаемся стать добрее, познакомившись с новым его произведением.

- Прочитайте ключевые слова

( приём – прогнозирование: листик, солнце, птички, берег, день)

- Как вы думаете ,о чём пойдёт речь в произведении?

- Что должны с вами сделать, чтобы узнать правы мы или нет?

(прочитать произведение М М Пришвина)

- А сейчас я вам предлагаю внимательно послушать рассказ, я вам его прочитаю, а вы возьмите простой карандаш и пометьте те слова, значение которых вам не понятно.

- Определите жанр произведения. (это рассказ)

- Докажите, что это рассказ.

(это произведение в прозе, в котором описывается событие в последовательном порядке)

Словарная работа

Давайте попробуем объяснить значения непонятных слов, которые вы смогли отметить

Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)

Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.

Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.

Парашютик – маленький парашют.

Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

Бабье лето- несколько дней тёплой и сухой погоды в конце сентября или в октябре.

- Какое настроение, какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Я представил себе, что…..

(картину тихого осеннего утра. С дерева падают листья, ложатся на крышу, а втер поднимает их и несёт к реке.

А над рекой летят стаи перелётных птиц. И листья устремляются вслед за ними. 

Небо ясное и скоро выглянет солнце, но прежнего летнего тепла уже не будет)

Слайд- портрет рассматривают.





Который чувствует чужую боль.

Который не пройдёт мимо чужой беды.




М М Пришвин




Дают характеристику по портрету


Игра «Собери название»


Осеннее утро

Отвечают на вопросы.

Познакомиться с новым произведение этого автора.

Научиться хорошо, выразительно читать.


Читают слова и предполагают, о чём пойдёт речь в тексте.




Отмечают непонятные слова,

слушая учителя.

Рассказ

Отвечают на вопросы

Работают над словарными словами Выясняют значение непонятных слов







Грусть, тоска.

Выполняют упражнения.

Выполняют учебные действия в устной и письменной форме

Обращают внимание на особенности употребления слов.

Ставят цель собственной познавательной деятельности и удерживают её.

Осознают роль языка и речи в жизни людей.


4.Физкультминутка


А теперь встали из-за парт и немного отдохнем.

Лист сорвался и летит,

Тихо в воздухе кружит.

Он все ниже, ниже, ниже.

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете.

Дети выполняют упражнения.

Выполняют учебные действия.


Формирование новых знаний и умений (продолжение)










































Дыхательная гимнастика

Давайте подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа. Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся пробуждается

Па-ра-шю-тик парашютик

Раз-ле-те-лись разлетелись

Пе-ре-лёт-ные перелётные

- Сейчас мы с вами прочитаем рассказ по частям и поработаем с каждой частью.

- Прочитаем 1 абзац.

- О чём говорится в этой части? ( о полете листьев)

- Скажите, с чем сравнивает автор полёт листьев?

(В первой части рассказа автор повествует нам о листьях, слетающих с деревьев и улетающих к берегу. Своим полетом листья напоминают ему винтики, порхающих мотыльков и парашютики.)

- Как можно озаглавить 1 часть?

- Прочитаем 2 и 3абзац

- О чём говорится в этой части?

- Почему ему стало грустно?

- Какое состояние души описывает автор?

(он ощущает утрату, грустит, а сердце его болит от того, что улетают листья и птицы. Но вместе с тем, ему хорошо и спокойно, а все увиденное его радует и умиляет.)

- Как можно озаглавить эту часть?

- Прочитайте последнюю часть.

- О чём говорится в этой части?

( автор говорит, что совсем скоро все кончится. Скоро не будет погожих дней, а птицы улетят на юг. Но пока еще - погожее осеннее утро, а к обеду выйдет солнце и обогреет землю.)

(Радостное состояние хорошей погоде.)

- Как можно озаглавить 3 часть?

- Что объединяет рассказ М. Пришвина со стихами русских поэтов?

- Прежде всего настроение. Почти все поэты говорят про осень с грустью, но восхищаются её красотой. Такое же настроение наполняет рассказ Пришвина.

Осень это одновременно радостная и грустная пора.

Давайте определим тему рассказа. (тема это говорится о чём в рассказе) – о листопаде.

-Что автор хотел сказать своим рассказом?

- Определите главную мысль рассказа (Что нужно во всем видеть прекрасное).








Читают рассказ, следят.

Отвечают на вопросы




Полёт листьев


Автор грустит

Осенью может быть хорошо и грустно.


Прощание с листьями

Отвечают на вопросы




Автор радуется последним тёплым дням.

Последние хорошие деньки


Слушают

Отвечают на вопросы


Читают вопросы, отвечают на них


Что нужно во всём видеть прекрасное.


оформляют свои мысли в устной и письменной форме

  • делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

  • выполняют учебные действия в устной и письменной форме

  • определяют свое отношение к прочитанному, аргументируя его;

  • обращают внимание на особенности употребления слов

5.Первичное закрепление


А вопросы по всему рассказу я предлагаю задать самим, но поможет вам цветок – вопросник.

- Нужно будет одному прочитать вопрос, а остальные отвечают.

1. Какие слова шептал автор, стоя на берегу?

(летите, летите)

2. О каких приметах осени говорит автор?

(листопад, перелетные птицы, дни короткие, бабье лето)

3. С чем автор сравнивает листья? Найдите описание в тексте.

(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).

4.Какие птицы улетят последними?

5.Как описывает писатель осенний день? Найдите описание в тексте.

6.Что вы можете сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ? Какой он был?

Как называют такого человека)

Дети выполняют упражнения.

Отвечают на поставленные вопросы.









Грачи

Открывает глаза, пробуждается.

Добрый, отзывчивый, неравнодушный.

Выполняют учебные действия

6.Включение нового знания в систему повторения знаний


М М Пришвин писал не только для взрослых, но и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Эти книжки можно взять в школьной библиотеке.

- По названию и иллюстрациям определите, о чём эти книги.

Рассматривают выставку книг




О природе



7.Рефлексия

Подведение итогов.

Домашнее задание.




























- С каким произведением познакомились?

- Кто автор?

- Достиг мы поставленных целей, которые ставили в начале урока?

- Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке?

А сейчас пришло время оценить вашу работу на уроке

Прием «Дерево достижений»

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас помочь нашему дереву покрыться листвой.

Жёлтый лист – на уроке мне было всё понятно и у меня всё получилось, чему я очень рад(а)! (У меня прекрасное настроение!)

Зелёный лист – я доволен(а) своей работой на уроке. (Настроение хорошее.)

Красный лист – на уроке мне было тяжело, я устал(а). (Настроение грустное, устал(а).)

А мне понравилось, как вы работали на уроке.

Вы сегодня молодцы, отлично потрудились!

Спасибо за урок!

1. Выразительно прочитать рассказ и нарисовать рисунок на тему осень.

2 .Составить самим рассказ об осени.





Отвечают на поставленные вопросы.




Производят самооценку










Открывают дневники, записывают, выбирают задание на 5 или 4

  • оформляют свои мысли в устной и письменной форме

  • делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

  • выполняют учебные действия в устной и письменной форме

  • определяют свое отношение к прочитанному, аргументируя его;

  • обращают внимание на особенности употребления слов


выполняют учебные действия








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок литературного чтения М.М. Пришвин "Осеннее утро" (2 класс)

Автор: Гордеева Наталья Николаевна

Дата: 04.06.2025

Номер свидетельства: 671179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по литературному чтению М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-prishvin-osiennieie-utro-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412956935"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. М. М. Пришвин "Осеннее утро"."
    ["seo_title"] => string(78) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_vo_2_klasse_m_m_prishvin_osennee_utro"
    ["file_id"] => string(6) "592383"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637670245"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский." "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-korzina-s-ielovymi-shishkami-k-paustovskii"
    ["file_id"] => string(6) "128104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415438564"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Конспект урока литературного чтения по теме "М.Пришвин "Осеннее утро"" 2 класс."
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_literaturnogo_chteniia_po_teme_m_prishvin_osennee_utro_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "616683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1667556257"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК " Планета Знаний" "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-1-klass-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "149329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420132010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства