Тема: «Овощи  и фрукты на нашем столе»
  Тип урока: предметный
  Цели урока:
  *   развитие мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и умения работать в коллективе.
       * систематизировать и расширить знания учащихся об овощах и фруктах;
  * познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;
  * формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
  * развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
  * воспитывать самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету.
  Предметные задачи урока: обобщить знания учащихся о ФРУКТАХ И ОВОЩАХ, их разнообразии; способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие  «овощи» от понятия  «фрукты»;  способствовать         развитию наблюдательности, умению делать выводы.
  Метапредметные  задачи урока:
  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ: ориентироваться на страницах учебника, понимать приведенные в нем знаки, в соответствии с вопросом строить ответ в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, производить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
  РЕГУЛЯТИВНАЯ:  формировать у учащихся умения: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
  КОММУНИКАТИВНАЯ:  понимать, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе и несовпадающие с его собственной, строить понятные для партнера высказывания;
  ЛИЧНОСТНАЯ: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности и к учебному материалу; воспитывать бережное отношение к природе.
  Воспитательные:
   Воспитание  познавательного интереса.
  Воспитание умения общаться:
 
   учитель – ученик
  ученик - ученик        
 
  Личностные УУД:
  -внутренняя позиция школьника;
  - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  -самоанализ и самоконтроль результата;
  -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  Познавательные УУД:
  -поиск и выделение необходимой информации;
  -применение методов информационного поиска;
  - способность и умение учащихся производить простые логические действия
  ( анализ, сравнение).
  Коммуникативные УУД:
  -формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
  Регулятивные УУД:
  -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
  -коррекция;
  -оценка.
  
 
  
 
  Состав творческих групп.
  1 группа «овощи»
   Беляева Л.
  Бословяк И.
  Зорин А.
  Михайлова А.
  Трубач Р.
  Картомаков А.
  Шнырев А.
  Чумак П.
  Файззулин А.
 
  2 группа «фрукты»
   Бердникова С.
  Вихляева В.
  Ляшенко Е.
  Смолянинова А.
  Гущина Д.
  Латышева М.
  Чистякова П.
  Юзифович Н.
  Лузан Я.
 
  3 группа «Витамины»
   Затеев Т.
  Коссинская Д.
  Рычкова Ю.
  Соколова А.
  Михалев В.
  Шайдурова Л.
  Корсунов М.
  Королев Р.
  Кобылинская У.
 
  
 
  Оборудование:  
      Выставка рисунков о витаминах.
  Выставка поделок из овощей и фруктов;  
  Загадки;
  Цветные карандаши, оценочные листы - у каждого ученика;
 
 
 
 
  
 
  Ход урока
  
 
  
 
    Организационный момент
 
 
  Интересный урок сегодня у нас, 
  К нему готовился каждый из вас. 
  Чтоб здоровыми быть надо много знать, 
  Уметь думать, логически рассуждать. (Слайд)
  - Здравствуйте! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их улыбкой: улыбнемся соседу по парте, а теперь другому соседу, улыбнемся себе, и наконец, мне. С этого хорошего настроения давайте начнем урок. Садитесь. У нас с вами не совсем обычный урок, а урок, на котором вы будите создавать свою стенгазету.
  - У каждого из вас на столах лежат оценочные листы. В нем 3 задания. Каждое выполненное задание, вы будете оценивать с помощью светофора. (Учитель на доску вывешивает светофор)
  II. Актуализация знаний.  
  - У меня в руках корзина, в ней находятся ответы на загадки, которые сейчас я вам буду загадывать. Если вы знаете ответ на эту загадку подымаете молча руку. Выходите к доске, находите ответ на неё и показываете остальным, а мы будем проверять.
  
 
  Как на нашей грядке
  Выросли загадки
  Крепкие, зеленые
  Хороши соленые.
  (Огурцы) (Слайд)
  
  Само с кулачек,
  Красный, желтый бочок.
  Тронешь пальцем – гладко,
  А откусишь сладко.
  (Яблоко) (Слайд)
  
 
  На сучках висят шары
  Посинели от жары.
  (Сливы) (Слайд)
  
 
  Неказиста, шишковата,
  А придет за стол она, 
  Скажут весело ребята:
  «Ну, рассыпчата, вкусна!»
  (Картошка) (Слайд)
  
 
  На лампочку похожа,
  Но на ветвях висит,
  Душиста, желтокожа
  И хороша на вид.
  (Груша) (Слайд)
  
 
  Что за скрип? Что за хруст?
  Это что еще за куст?
  Как же быть без хруста,
  Если я … 
  (Капуста) (Слайд)
  Еще раз посмотрите на эти предметы. Разделите их на 2 группы?
  (На фрукты и овощи.)
  (один ученик выходит к доске и делит предметы на 2 группы. Учитель возле корзин ставит таблички – овощи и фрукты )
  - Ребята, кто помнит где растут фрукты? А где растут овощи? (Фрукты обычно выращивают в саду, овощи - в огороде. (Слайд)
  - О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об овощах и фруктах)
  - О чем узнаем?
  - Прочитайте тему нашего урока. (Овощи и фрукты на нашем столе)
  III. Работа над новой темой.  
  - А чем полезны фрукты и овощи?
  -Сейчас нам об этом расскажет группа «Витамины».
  (Рассказывает командир группы) (Слайд)
  - Ребята, а вы знаете, что фрукты и овощи содержат витамины, необходимые для нашего организма? 
  Витамины ( с лат) вещества жизни.
  Витамины – это жизненно необходимые вещества. Они попадают к нам в основном с пищей. Зимой и весной наш организм ослаблен, в этот период он особенно нуждается в витаминах. Если в организме недостаточно витаминов, мы начинаем болеть, чувствуем усталость, ухудшается наше настроение. Поэтому зимой и весной необходимо больше есть овощей и фруктов, богатых 
  витаминами. (Слайд)
  Витамин А: Витамин А — это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранять зрение.
  Витамин В. Витамины группы В поддерживают нервную систему и играют ключевую роль в процессах запоминания. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен этот витамин
  Витамин С: Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С.
  Витамин Д. Придает прочность костям, поддерживает иммунитет, при приеме вместе с витамином А содействует профилактике простудных заболеваний, помогает лечить конъюнктивиты и другие заболевания глаз.
  Витамин К: Повышает свертываемость крови
  Витамин Е : Замедляет старение клеток, защищает их от разрушения и препятствует развитию онкологических заболеваний.
  (после каждого ответа дети вывешивают витамины на ватмане и садятся на места).
  - Какой вывод можно сделать?
   - Чтобы наш организм нормально функционировал, необходимо употреблять все эти витамины.
  - Молодцы! Вы отлично справились со своим заданием.
  
 
  - Возьмите оценочные листы, найдите 1 задание.
  Проследите, какие витамины в каких продуктах спрятаны
  - А теперь проверим себя по эталону и оцените себя.(Слайд)
  
 
   К доске выходят группа «овощи». (Слайд)
  Нашей группе дано было задание, найти и подготовить информацию про овощи, а также изготовить поделки из овощей. 
  Огурец: Однолетнее травянистое растение. Огурец представлен разнообразием витаминов. Это С, А, Е, В.
  Помидор: Помидор – это растение из семейства пасленовых. В нем содержатся витамины А, Д, Е, С, В, К.
  Перец: Болгарский, или сладкий, перец — это овощ, который любят употреблять в пищу почти во всех странах мира благодаря его уникальному вкусу и пользе. В нем содержатся витамины А, Е, С, В  
  Морковь: Морковь – «универсальный» овощ, который можно употреблять сырым, добавлять в салаты, горячие и холодные блюда. В ней содержатся витамины А, Е, С, В, К.
  Картофель: Уже давно картофель называют в народе «вторым хлебом», несмотря на то, что родиной данного продукта питания считается Америка. Ценность картошки оценили индейские племена, после чего ее на протяжении нескольких тысячелетий заготавливали впрок путем высушивания. В нем содержатся витамины А, Е, С, В
  Капуста: Капуста белокочанная – это двухлетний, светолюбивый овощ, имеющий круглую форму с плотно завернутыми вовнутрь листьями. В ней содержатся витамины А, С, В.
  Лук: Лук — это овощ, обладающий ярким вкусом и мощным слезоточивым эффектом. Овощ с удовольствием используют для приготовления пищи, практически на всех кухнях мира. В нем содержатся витамины Е, С, В  
  Баклажан: Баклажан — это популярное на Востоке растение, относящееся у роду растений Паслен, иногда достигает высоты 150 см. В пищу употребляются только плоды растения, которые имеют овальную или грушевидную форму, плоды имеют глянцевую или матовую поверхность, цвет варьируется от светло-лилового (слегка недозревшие плоды) до насыщенного темно-фиолетового оттенка. В нем содержатся витамины А, С, В
  Свекла: Свекла – это двулетнее растение. Всего существует около тринадцати разновидностей овоща, из которых одиннадцать диких и две культурных. Все корнеплоды разнятся по форме, цвету и размеру. Свекла бывает кормовой, столовой и сахарной. В народной медицине используется преимущественно столовая свекла. В ней содержатся витамины А, С, В.  
  - Молодцы! Вы хорошо потрудились.  
  - Найдите 2 задание, здесь вам необходимо соединить надпись с нужной картинкой.
  Проверьте по эталону, как вы справились с заданием. И оцените себя. (Слайд)
  Физминутка
  В огород пойдем,
  (Дети маршируют на месте)
  Урожай соберем.
  (Идут по кругу, взявшись за руки)
  Мы морковки натаскаем
  (“Таскают”)
  И картошки накопаем.
  (“Копают”)
  Срежем мы кочан капусты
  (“Срезают”)
  Круглый, сочный, очень вкусный.
  (Показывают)
  Щавеля нарвем немножко
  (“Рвут”)
  И вернемся по дорожке.
  (Идут по кругу, взявшись за руки.)
  
 
  2) Отчёт группы «Фрукты»
  Нашей группе дано было задание, найти и подготовить информацию о фруктах, а также изготовить поделки из них.
  Лимон кислый из-за большого количества витамина С. Лимонное дерево - небольшое растение высотой до 3 метров. Веточки его с колючками. Листья крупные, яйцевидно-овальные. нем содержатся витамины А, С, В, Е
  Апельсин. Плоды его очень сладкие, ароматные. Дерево похоже на дерево лимона, только без колючек. нем содержатся витамины А, С, В, Е
   Бананы созревают на банановых пальмах, которые всего 3 метра в высоту. Почти на каждом стволе банана плоды висят громадными гроздьями от 50 до 140 штук. В нем содержатся витамины А, С, В, Е
  Ананас – вечнозелёное растение, длина которого до 80см. в пищу употребляют мякоть и сок ананаса. нем содержатся витамины С, В
  Киви – тропический фрукт, обладающий приятным бодрящим вкусом. Зеленый плод называют «королем витаминов», так как в его состав входит большое количество полезных элементов. В нем содержатся витамины А, С, В. К
  Гранат – это замечательный фрукт размером с яблоко, растет в странах Востока, Южной Америки и Средиземноморья. Он покрыт твердой кожицей бардового цвета, а внутри содержит много ярко-красных сочных зерен, разделенных пленкой. нем содержатся витамины А, С, В, Е
   Яблоко – Яблоко представляет собой популярный низкокалорийный продукт (в 100 г – 48 ккал), который входит в состав многих диет, способствуя естественному снижению веса. нем содержатся витамины А, С, В, Е
  Груша – Груша считается очень популярной садовой культурой и встречается практически на каждом приусадебном участке, а вкусовые свойства не имеют равных среди других садовых культур. Этот фрукт вкусен и полезен, является прекрасным диетическим и поливитаминным продуктом. В нем содержатся витамины А, С, В, Е.
  - Молодцы! Вы нашли и подготовили интересную информацию.  
  - Как вы думаете, про какие фрукты говорят «заморские гости»? (Которые привезли из далеких стран)
  - Откройте учебники на с. 67 и проверти свои предположения.
  - Откуда их привозят? (Из жарких стран?)
  Какие фрукты изображены на этой страницы.
  (Слайд)  
  - Наверняка, многие думают, что ананасы растут на пальмах или на деревьях, но сейчас вы узнаете, как растут ананасы на самом деле. Они растут на земле, примерно как капуста. Только в отличие от капусты, ананас – это многолетнее растение. У него острые длинные листья, а плоды растут из центральной части, на ножке. (Слайд)  
  кокос- А знаете ли вы, почему кокосу дали именно такое название? Оказывается, из-за схожести с мордочкой обезьяны.«Сoco» — именно так звучит название этой зверюшки на португальском языке.
  Растут кокосы на пальме. Кокосовая пальма вырастает до 30 м в высоту и имеет листья длиной 3-6 м. (Слайд)  
  бананы - Вопреки распространенному мнению, бананы не растут на пальмах. Банановое растение — это трава высотой 5 метров, похожая на пальму. С толстым, до 20 сантиметров травянистым стволом. (Слайд)  
  А теперь выполним 3 задание. Вам нужно раскрасить фрукты синим цветом, а овощи - зеленым. Проверти себя по эталону. (Слайд)  
  - Посмотрите на стенгазету, которая у нас получилась. Как вы считаете, кому надо употреблять овощи и фрукты, чтобы быть красивым и здоровым? (человеку). (Учитель вывешивает в центр стенгазеты человечка).
  - А теперь скажите мне, что нужно делать с овощами и фруктами, перед тем как начать их есть?
  - Ребята нашего класса покажут вам сценку про витамины, овощи и фрукты!
  
 
  Витамин А
  Помни истину простую -
  Лучше видит только тот.
  Кто жует морковь сырую
  Или пьёт морковный сок.
  
 
  Витамин В
  Свекла, яблоко, картофель,
  Репа, тыква, помидор..
  Витамины «В» имеют
  И отдать нам их сумеют
  
 
  Витамин С
  От простуды и ангины
  Помогают апельсины.
  Ну, а лучше есть лимон,
  Хоть и очень кислый он.
  
 
  Никогда не унываю
  И улыбка на лице,
  Потому что принимаю
  Витамины. А В С
  
 
  IV. Итог урока. Рефлексия.
  - Ребята, почему овощи и фрукты должны быть на нашем столе?
  - Зачем нужны витамины нашему организму?
  - Как называется дерево, на котором растут яблоки? Сейчас на нашей яблоне вырастут яблоки. Если вам понравился урок, было интересно, повесьте зеленое яблоко, если не понравился, не интересно – то красное. 
  - Спасибо, вам за вашу работу. Ешьте больше овощей и фруктов будете здоровы!
  Д/З – найти пословицы и поговорки о овощах и фруктах.