|  I Мотивация к учебной деятельности . (орг. момент) - Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок
 Начинаем наш урок.- Ребята, вспомните, чему были посвящены наши последние уроки чтения?
 - Сегодня мы с вами продолжим работу и познакомимся с творчеством ещё одного писателя. Открою вам секрет – это будет поэтесса.  Желаю вам успешной работы.  II Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии.  - С чего мы начинаем работать ?  - Вспомните, с творчеством какого писателя мы познакомились вчера?  - Я  прочитаю вам отрывок из воспоминаний М.М.Пришвина « Моя Родина». (Читаю отрывок.)  - Что особенно запомнилось М.М.Пришвину из своего детства?  - Слушаем следующий отрывок.    ( Читаю отрывок.)  - В чём заключается охота М.М.Пришвина?  - Иногда люди выходят в лес и берут с собой не просто ружьё, а фоторужьё, камеру, фотоаппарат и бродят по лесу, ищут свои замечательные находки в природе, а потом их показывают нам, печатают в журналах, и все наслаждаются этой изумительной красотой.  - Кто из писателей так же, как Пришвин, любил природу и писал о ней?  - Ребята, давайте вспомним произведение М.М.Пришвина   « Глоток молока». Кто готов нам его пересказать?  - Какова же главная мысль этого произведения?  - Вы хорошо знаете произведения и их авторов и с работой справились быстро и хорошо.  II Определение темы урока .  - Фамилию автора, с которым мы познакомимся сегодня, необходимо отгадать.  Первая буква обозначает парный звук для буквы П ?  Вторая буква – первая буква алфавита ?  Третья буква – последняя в слове « автор» ?  Четвёртая буква – в алфавите следует за буквой С ?  Пятая буква обозначает ударный звук в слове « дымок» ?  - Что получилось?  А зовут эту писательницу и поэтессу   – Агния Львовна.  Теперь вам надо узнать название стихотворения, с которым мы познакомимся на уроке. Оно зашифровано в этой записи  П Р О Е М Г О Д Щ Л Н У И В Ц Т А Ф  -Скажите, как называется произведение и как вы определили его название?  -Сформулируйте полностью тему нашего урока.  - Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Агнии Львовны Барто и ее произведением «Помощница»; учиться правильно, выразительно читать произведение «Помощница», отвечать на вопросы.  III Изучение нового материала. - А. Л. Барто родилась в 1906 г. в Москве в семье ветеринарного врача, кроме того, писала прозу, киносценарии, пьесы, поэмы. Стихи начала писать ещё в гимназии и продолжила в балетном училище. Учителя В.В. Маяковский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак. Многие из её стихов вы знаете с раннего детства. - Ребята, как вы думаете, кому посвящено творчество Агнии Барто ? - Действительно, большая часть стихотворений Агнии Барто посвящена жизни детей, их интересам, занятиям, радостям, бедам и обидам. Поэтесса встречалась с тысячами ребят. Хорошо узнала мир детства и о самом интересном написала стихи. Для многих поколений людей книги Агнии Барто были веселыми и умными друзьями, хорошими советчиками. Надеюсь, такими они станут и для вас. Часто героями произведений поэтессы являются девочки и мальчики. - Вспомните название произведения, с которым мы должны познакомиться на уроке, как вы думаете, о ком пойдет речь в новом стихотворении и какой это герой. - Скажите, ребята, кого можно назвать помощником или помощницей? - Правильно. Только надо иметь в виду, что речь идет о полезных делах, от выполнения которых тому человеку, которому оказывается помощь, становится легче.  Физминутка (музыкальная)  Чтение стихотворения учителем.  - Послушайте стихотворение Агнии Барто «Помощница» и скажите, о ком в нем рассказывается. (Учитель читает стихотворение.)  Проверка правильности восприятия стихотворения.  - О ком рассказывается в стихотворении «Помощница»?  - Какое чувство вызвало у вас поведение Тани?  - Откройте учебники. Прочитайте стихотворение Помощница» .  - Подумайте, что привлекало Таню: настоящие дела или легкие занятия?  IV Анализ стихотворения, закрепление изученного материала.  - Как вы ответите на поставленный вопрос?  -Чем вы это можете доказать?  Выборочное чтение  - Таня не только не помогала другим, кое-кому она доставляла дополнительные хлопоты. Что вы можете сказать об этом?  Выборочное чтение  
  
  
  - Права ли я буду, если скажу, что Таня часто ничего не делала?  
  
  
  
  - Докажите это словами текста.  Выборочное чтение  - Можно ли назвать Таню помощницей?  - Тем не менее автор называет Таню помощницей. Как это надо понимать? - Я согласна с вами. Автор употребляет слово помощница по отношению к Тане в противоположном смысле. Это специальный литературный прием. Он называется ирония.  - Скажите, как автор относится к своей героине? При ответе используйте подходящие по смыслу слова, которые написаны на доске (одобрение, осуждение, тонкая насмешка, злой смех, доволен, любит, не любит).  - Почему вы считаете, что автор любит Таню?  - Каково ваше отношение к Тане?  -Ребята, вы знаете , что писатели и поэты не просто так пишут и писали свои произведения. Они  хотят рассказать нам что- то , чему- то научить нас. Какие выводы вы  можете сделать для себя, прочитав это произведение?  V Итог урока. - Чему учат нас стихи А. Л. Барто? - Жизнь дана на добрые дела. Спешите делать добро.   Рефлексия    Выберите и продолжите любое предложение. а) На сегодняшнем уроке я узнал … б) На этом уроке я похвалил бы себя за … в) Сегодня я сумел … 
 | 
 
 
 
 
 
 Знакомству с творчеством писателей. 
 
 
 
     
    
  
  С повторения. 
  М. М. Пришвин. 
    
  
  
  Ответы детей 
 
 
 
 В находках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 В.В.Бианки. 
 
 
 Пересказ ученика. 
  
  
  Ответы детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Б 
 А  
 Р  
 Т 
 О  Барто  
 
 
 
 
 
  
  
  
  
  
  Произведение называется «Помощница». Мы прочитали запись на доске через одну букву.  Тема сегодняшнего урока: «Агния Львовна Барто и ее произведение «Помощница» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Детям 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 «Помощница» о девочке, которая совершила не очень хороший поступок, вела себя неправильно.  Помощником или помощницей можно назвать человека, который помогает кому-либо своими делами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слушают 
 
 
 
 
 
 
 Рассказывается о девочке Тане 
 Ответы детей  
 Читают  
 Ответы детей 
 Таню привлекли приятные и легкие занятия. Таня пошла помогать брату, который ел конфету.  Таня открыла дверь кошке.  Таня ела, чай пила.  Таня пролила столярный клей. А убирала его, наверное, мама или бабушка.  Таня не стала сама раздеваться перед сном, а попросила об этом маму.  Да. Таня ,то сидела с мамой, то побыла с бабушкой. Но им ничем не помогла.  Таня обещала вымыть ложки, но этого не сделала. 
 
  Нельзя назвать помощницей. Она в делах семьи не участвовала. Даже иногда мешала своими поступками.  Ответы детей 
 
 
 
 
 
  Автор с тонкой насмешкой осуждает поведение Тани. Он недоволен ее поведением, но он ее любит. 
 
  Автор называет ее Танюша. 
 Ответы 
 
 
 
 
 Ответы  
 
 Стихи Агнии Барто рассказывают о добрых делах ребят.  |