Ожидаемый результат.
  Уважительное отношение к родителям, их труду, расширение кругозора детей. Дети экономны, умны и послушны, умеют понимать взрослых.
  Тип урока – изучение нового учебного материала.
      | Этап | Время | Приложение | 
  | 1. Организационный момент. | 2 мин. | Эмоциональный и организационный настрой учащихся. | 
  | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  | Внимание, девочки! Внимание мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разомните пальчики. Будьте все внимательны, А ещё старательны. Готовы получить отметку «пять»? Тогда пора урок нам начинать! |       
    
 | 
  | 2. Актуализация знаний | 4 мин. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | 
  | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  | - Ребята, всегда ли родители покупают вам то, что вы у них просите? - А вы на них за это обижаетесь? -Объясняют ли вам родители, почему они не могут купить вам то, о чём вы просите? - А бывали ситуации, когда родители говорили, что нет денег, а на самом деле деньги вы видели у них в кошельке? | Ответы детей | 
  | Разграничение области знания и незнания. Постановка проблемы. Предлагаю прослушать диалог между двумя учениками. Спрашиваю ребят: « Кто знает, что такое семейный бюджет?» Я вижу недоумение на лицах детей. Перед учениками возникает проблема. В зависимости от индивидуальных способностей детей я разрешаю ее. Диалог. Встречаются на перемене два друга. - 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да? - 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители. 1ый мальчик. А что такое семейный бюджет? 2 ой мальчик. Не знаю.   | 
 | 
  | 3. Постановка учебной задачи. | 3 мин |   | 
  | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  |   - Сегодня на уроке мы поговорим о вашем семейном бюджете, узнаем, почему родители не всегда могут купить то, что хочется. Нам предстоит ответить на вопросы:    Что такое бюджет?Что такое доход? Что такое расход?   Заполнить оценочные листы (на начало и конец урока) (Приложение 1) На какие вопросы оценочного листа вам трудно было ответить?   Почему?   Где мы можем найти ответы на все эти вопросы? 
 |    
 
 
  
 
  
 
  - Посмотрим в толковом словаре, учебнике, интернете значение слов «доходы», «расходы», «стипендия». 
 | 
  | 4. «Открытие» детьми нового знания. | 10 мин. | Выяснить из чего складывается семейный бюджет. Дать понятие новым терминам. Определить приоритеты семейных расходов. | 
  | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  |  Инсценировка (Приложение 2)     |  – Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? С  емейный бюджет |   | Доход | Расход |   |  Зарплата родителей |  Питание   |   |  Стипендия |  Одежду и обувь |   |  Пенсия |  Обучение |   |  Пособие на детей |  Лечение |   | 
 |  Отдых |   | 
 |  Коммунальные расходы |   – Так что такое доход семьи? |     – Заработная плата – родители.Пенсия – дедушки и бабушки.
 Стипендия – студенты.
 Пособие – на ребенка.
 Гонорар – авторское вознаграждение.
     – Сумма, заработанная членами семьи за месяц.  
 | 
  |  Физкультминутка «Доходы и расходы» |  2 мин. |  Мышечная и эмоциональная релаксация. | 
  |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся | 
  |  Учитель называет статьи расходов – дети приседают, статьи доходов – хлопок руками. |  Ученики выполняют соответствующие  движения. | 
  |  5. Первичное закрепление. Групповая работа обучающихся. |  5 мин. |  Определить лучшую формулу семейного бюджета, учиться экономить. | 
  |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся | 
  |  – На уроке у нас сегодня 6 групп – 6 семей– Выберите фамилию своей семье.
  – У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный бюджет. (Приложение 3)  – Выслушаем, что у вас получилось.– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
 – Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи.
 – А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
 – Что получилось? Однако  бюджет вашей семьи в месяц составляет 120 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
  – Как  могут распределиться доходы и расходы?  – Поднимите руку те группы, у кого хватило доходов, а теперь те, у кого расходы больше, чем доходы?  – Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?– Какая формула будет лучшей?
 – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?  Выясним значение этих слов. Найдите на карточках – подсказках,  что такое дефицит.
  -Что в этом случае надо делать?    – На чем можно сэкономить?  – Как вы думаете, жадный и экономный(бережливый) – это одно и то же?
 – Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
 |  Дети работают в группах.        Заслушиваем представителей каждой группы.Предположения детей.
  Ученики подсчитывают сумму.  Устные ответы обучающихся.  
  – Доходы могут быть равны расходам Д=Р.  – Доходы превышать расходы ДР.  – Доходы быть меньше расходов Д  – Та, в которой доходы больше, чем расходы.– Если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно отложить сбережения.
 – На сладостях и излишествах в еде.
 – На транспорте (пользоваться проездным).
 – На коммунальных услугах (экономия электричества).
 – На одежде и обуви (если беречь, то продлиться срок службы).
 Предположения детей. В случае затруднения обращаемся к карточкам-подсказкам.
 | 
  |  6. Самостоятельная работа. |  6 мин. |  Применение знаний на практике: составление рекомендаций для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей. | 
  |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся | 
  |  – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, что является основными источниками доходов и расходов семейного бюджета. Могут ли в семье появиться незапланированные доходы?– А непредвиденные расходы?
 – Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?
  – Замечательные ваши советы. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?  – Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.   |  – Лотерея, премия, наследство.– Болезнь,  несчастье.
 Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения предлагаю детям воспользоваться готовым списком и выбрать  из предложенных вариантов верные утверждения.
 – Нужно много трудиться.
  – Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.Кто любит труд, того люди чтут.
 Труд человека кормит, а лень портит.
 | 
  |  7. Повторение |  8 мин |  Обобщить полученные знания в ходе решения теста. Воспитывать чувство отзывчивости и сострадания к окружающим. | 
  |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся | 
  |  – Сейчас вам предстоит в парах решить тест. (Приложение 4)– Обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы, выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось?
 – Абсолютно верно! Молодцы!
  –  Ребята, на наш  электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»  Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.  Талантливому скрипачу на покупку скрипки.  Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак.  Спортсменам  лыжникам для поездки на соревнования.  – Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся  и прокомментируйте свой выбор.– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами. Главное:
  Больше работаешь – лучше живешь,Лучше живешь – больше людям даешь,
 Старым и малым, и тем, кто в нужде.
 А будет нужно – помогут тебе.
 Помни, мой друг, – в делах не зевай,
 Прибыль свою и страны умножай.
 Прибыль – трудам и уменью награда.
 Как получить ее? Думать тут надо.
 Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
 В жизни у нас нет другого пути.
 |  Ученики в парах выполняют тест.– Бюджет.
        Выполняют задание в группах,  слушаем представителей от групп. | 
  |  8. Итог урока |  2 мин. |  Подведение итогов урока, рефлексия и самооценка. Дать рекомендации к выполнению домашнего задания. | 
  |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся | 
  |   Рефлексия.  -Вернемся к оценочным листам, которые заполняли в начале урока. Заполним их еще раз  - Какую задачу ставили на уроке?  - Удалось решить поставленную задачу?  - Какие получили результаты?*  - Что нужно сделать ещё?  - Где можно применить новые знания?  - Что на уроке хорошо получилось?  - Над чем нужно ещё поработать?  – Зажмите руку в кулак и ...кому было интересно – разогните мизинец,
 кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный,
 кто хорошо потрудился – средний,
 кто помогал работе в группах – указательный,
 кому урок понравился – большой.(сколько пальцев - такая оценка)
 – Всем спасибо за работу на уроке!
  2) Самооценка своей деятельности.    3) Домашнее задание. Обязательно для всех.  Прочитать материал учебника с.74-75, ответить на вопросы.  (адресное, дифференцированное)Составьте план своих расходов.
 Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Приложение5)
  
 |     Дети выполняют.           Ученики высказывают свое мнение и оценивают свою работу. |