|   1.  САМООПРЕДЕЛЕ-НИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   |     - Прозвенел звонок веселый.   Мы начать урок готовы.   Будем слушать, рассуждать,   И друг другу помогать.   
     – Откройте тетрадь.    – Что надо записать? (Дату.) -Какое сегодня число и месяц?  Комментированная запись числа.  -Что записываем после даты?  – Напишите «Классная работа».  1. Словарная работа.  - Ребята, мы делится на две команды по вариантам. Первый вариант запишет только склоняемые имена существительные, второй вариант - несклоняемые имена существительные.  - Что значит «склоняемые» и «несклоняемые» имена существительные?  По окончании записи учитель открывает на доске два столбика слов и предлагает проверить свою работу.  -Кто доволен своей работой? Поднимите руки.  - Кто допустил ошибки? Попробуйте их объяснить.  кабинет пальто  облако метро  памятник радио  копыто шоссе  газета пианино   
     
     
     2. Повторение изученного о ь.  
      - А теперь, ребята, поработайте в парах. Объединитесь с соседом по парте и проанализируйте слова, которые появятся на следующем слайде.  – Прочитайте столбики слов. Определите какова роль мягкого знака в этих словах?  профиль ателье беречь  пальмовый серьёзный стеречь  брать судья испечь   - И так, сколько «ролей» мягкого знака вы насчитали? Показателем чего является мягкий знак в этих словах?       |    
     
     
     
     
     Дети отвечают на вопросы учителя. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя и делают записи в тетрадях.  
     
     
     
     
     
     
     - Склоняемые имена существительные – это существительные, которые изменяются по падежам и числам.  - Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам и числам.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     - Три роли: мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, указывает на неопределённую форму глагола – выполняет грамматическую функцию.   |                        Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  Коммуникативные УУД   Развиваем умение слушать и понимать других.  Личностные результаты  Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.          Регулятивные УУД Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  Коммуникативные УУД  Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.      Личностные результаты   Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  Познавательные УУД  Выявлять сущность, особенности объектов.  На основе анализа объектов делать выводы.  Обобщать и классифицировать по признакам.  Регулятивные УУД   Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  Осуществлять познавательную и личностную рефлексию  Коммуникативные УУД   Развиваем умение слушать и понимать других.   Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.     Оформлять свои мысли в устной форме.   Умение работать в паре       |  
  |   2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ                                                                                                                                              3. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ   |    1. – А теперь откройте учебник на странице 4, прочитайте название 8-го параграфа.  – Назовите ключевые слова из названия параграфа.  – Какие вы знаете шипящие звуки в русском языке? Назовите их.     - Напишите на доске в столбик буквы, обозначающие эти шипящие звуки.   - В словах какой части речи на письме мы встретим эти буквы?   - Можно ли название параграфа представить в виде такой схемы? О чём говорит схема?     
     
     
     
     
     
     
     
     2. Проблемная ситуация.   - Продолжаем работу в группах по учебнику на стр.4. Выступления от групп.  – Что вы обнаружили общего в данных словах?  
     
      – В чём различие?  
     – Какой же возникает вопрос?  
     
     – Сравните свою формулировку с авторской в учебнике на стр.137.  
     – Давайте составим план урока.     - Что вы предлагаете?  
     
     
     
     - Дети, что вы сейчас делали?  
          |        - ь, шипящие, в конце имён существительных.  
      - [ч’], [щ’], [ш], [ж]               - В именах существительных.       - Мы узнаем о правописании мягкого знака в конце им. Существительных после шипящих.                                                                                  - Мы обнаружили, что все слова – имена существительные, в каждом есть шипящий в конце слова.          - В одних словах есть ь, в других нет.      -Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется?                      1. Найти признак по которому имена существительные с шипящими на конце различаются.  2. Вывести правило правописания Ь после букв, шипящих в конце им. сущ.   3. Сравнить свой вывод с авторским.       - Формулировали тему урока. Составляли план.               |    Регулятивные УУД  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  Коммуникативные УУД  1. Развиваем умение слушать и понимать других.  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.    3. Оформлять свои мысли в устной форме.  Личностные результаты  . Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности            Познавательные УУД   Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.   Выявлять сущность, особенности объектов.  На основе анализа объектов делать выводы.   Обобщать и классифицировать по признакам.              Регулятивные УУД   Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).   Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  Коммуникативные УУД  Развиваем умение слушать и понимать других.   Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.     Оформлять свои мысли в устной форме.   |  
  |   4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ   |    Работа по учебнику.   Используется подводящий диалог.     - Выполним все вместе упр. 173.   - Прочитайте имена существительные.   - На какие две группы их можно разделить?   - Спишите слова в два столбика.   - Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных?   
        - Сделайте вывод: от чего зависит написание ь после букв шипящих в конце имён существительных?  
      2. Работа над текстом правила.  1)  - А теперь прочитайте правило в учебнике и сравните его с вашей версией. Что можете сказать?  
     – Можно ли написание после букв шипящих в конце имён существительных считать орфограммой? Докажите.  
     
     – Как обнаружить в слове место этой орфограммы?    
     – Что является главным в выборе написания ь?    
     
     Ученики представляют схему правила, отвечают на вопросы в учебнике на с. 5–6.  При ответе на 3-й вопрос на доске появляется совместно выработанный алгоритм:     – Проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах меч, горечь, помочь, мель, ночью, рожь.  
     – Укажите, на каком этапе в словах, не имеющих этой орфограммы, нарушен алгоритм.   |                                        - Первая – им. сущ. мужского рода, вторая – ж. р.           - У сущ. мужского рода после шипящих Ь не пишется, а у сущ. женского рода – пишется.                      Дети формулируют правило правописания Ь после букв, шипящих в конце им. сущ.      - Наше предположение совпадает с правилом учебника.                   - Да. Если не применять правило можно допустить ошибки.      
     
      - Шипящий звук [ч'], [щ'], [ж] или [ш].       -Род имени    существительного.                                                                                                                                                                     Дети «проходят» по алгоритму.         -На первом, «Это сущ.?»   |    Регулятивные УУД   Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).   Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  Коммуникативные УУД  1. Развиваем умение слушать и понимать других.  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.    3. Оформлять свои мысли в устной форме.  4. Умение работать в паре.       Коммуникативные УУД  1. Развиваем умение слушать и понимать других.  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.    3. Оформлять свои мысли в устной форме.  Регулятивные УУД   Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).   Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.                      Познавательные УУД  Выявлять сущность, особенности объектов.  На основе анализа объектов делать выводы.  Обобщать и классифицировать по признакам.  Коммуникативные УУД  1. Развиваем умение слушать и понимать других.  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.    3. Оформлять свои мысли в устной форме.           |  
  |   5. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ПРОГОВАРИВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ)   |    1. Работа в учебнике  1. Упр. 174 – развивается умение отличать орфограмму ь после букв шипящих в конце существительных от других видов орфограмм с ь.  У доски работают три ученика. Проверка коллективная.  Запись:  сельдь раздолье дичь (ж.р.)  польза стулья чушь (ж.р.)  топь соловьи полночь (ж.р.)  ширь дрожь (ж.р.)  2. Упр. 175  В словах есть ещё орфограмма – «Проверяемая буква согласного в конце слова». Чтобы не допустить ошибку в правописании таких слов, надо подбирать проверочные слова. Буква ж является орфограммой, когда говорим о правописании её в конце слова, и одним из условий выбора написания, когда говорим о том, надо или не надо писать ь. Кроме того, наличие буквы шипящего – признак (показатель) того, что за ним следует орфограмма.  Самостоятельная работа. На доске текст. Спиши, вставь пропущенные буквы, объясни графически их написание.  Весна.  В лесу тиш… Вот сверкнул луч… солнца. Под горкой бьёт ключ… На проталине ходит чёрный грач….       |                     |    Познавательные УУД   Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.   Выявлять сущность, особенности объектов.  На основе анализа объектов делать выводы.   Обобщать и классифицировать по признакам.  Регулятивные УУД   Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).   Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.          Личностные результаты   Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.       |