kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Старинные меры длины в народном и литературном творчестве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока "Старинные меры длины в народном и литературном творчестве"позволяет познакомить учащихся со старинными мерами длины через литературные произведения, фольклор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Старинные меры длины в народном и литературном творчестве.»

Конспект урока «Русский Родной язык» во 2 классе

«Старинные меры длины в народном и литературном творчестве».

Межпредметные связи /интеграция: математика, окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование к уроку: мультмедийный проектор, колонки, презентация, фрагмент мультфильма «38 попугаев», ленты, линейка.

Цели урока: сформировать представления детей о старинных мерах длины (пядь, фут, локоть, ладонь, вершок), изучив историю их происхождения. 

Задачи урока:

1.     Рассмотреть  старинные меры длины (пядь, фут, локоть, ладонь, вершок).

2.     Научиться применять старинные меры длины в практической деятельности.

3.     Развивать мыслительные операции, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты урока

Предметные:

-формирование представлений  о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

- создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования  в  различных сферах человеческой деятельности;

Метапредметные:

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность.  

- использование различных способов поиска (в справочных источниках  и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, информации в соответствии с познавательными задачами урока;

-решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий: осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;


-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные:

-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину;  

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие навыков сотрудничества с детьми  разных образовательных потребностей, в разных социальных ситуациях;

Ход урока.

  1. Организационная часть. (приветствие учеников, гостей).

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие наши гости! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке русского родного языка.

В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение:

Подарите улыбку друг другу. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день

Улыбка - универсальный знак доброты, начинай и заканчивай день улыбкой.

Прислонитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! Итак, начинаем!


  1. Основная часть: Подготовка к активной учебной познавательной деятельности.

Ребята совсем недавно мы познакомились с вами с детским писателем Григорием Остером и с его произведением «Будем знакомы».

-Напомните, пожалуйста, кто же герои этого произведения? (ответы детей)

Нас встречают сегодня герои мультфильма «38 попугаев». Давайте вспомним, с какой просьбой обратился однажды Удав к своим друзьям?

Слайд 1. (ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА МУЛЬТФИЛЬМА).

-Какое желание возникло у Удава? (узнать свою длину)

-Смогли ли друзья помочь Удаву? (да)

-Каким образом? (Они измерили его в попугаях)

-А как бы вы это сделали? (с помощью линейки, метра, рулетки и т.д) (демонстрирую все измерительные предметы)

Давайте вспомним единицы измерения длины, которые мы знаем.(дети называют и на доске вывешиваем)

На доске таблицы с современными единицами длины: метр – дециметр-сантиметр-километр-миллиметр.

-Расположите в порядке возрастания эти единицы измерения длины и запишите в РЛ, который лежит пере вами.

-А как вы думаете, в старину были ли эти предметы?

-Как же люди измеряли тогда  расстояние, рост, длину предмета? (используя пальцы, ладони, части своего тела).

-Может кто знает старинные меры длины? (дети называют- их названия).

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!

Гринина Людмила

Древнегреческий философ Протагор говорил, что человек мера всех вещей. С этим утверждением согласны и наши предки, жившие в Древней Руси. История мер - это история торговли, ремесла, сельского хозяйства, строительства, а в конечном итоге - это часть истории человека. Большинство старинных мер забыто, вышло из употребления, но многие из них можно встретить в литературных произведениях.

Слайды 3-8: Старинные меры длины и их трактовка. (параллельно вывешиваем название единицы длины на доску и её числовой эквивалент) дети рассказывают т записываем в РЛ.

-Расположите также старинные меры длины от самой маленькой до самой большой.

Локоть

Его, начиная с 11 века, отмеряли по руке от кончика среднего пальца до локтевого сустава, и по разным дошедшим до нас источникам показатель составлял около 45-47 сантиметров. В используемый у древних людей локоть входило шесть ладоней, а в ладонь – четыре пальца.

АРШИН – 71 СМ Мера длины появилась под необходимостью торговать с Востоком, и пришла они вместе с иностранными купцами. В переводе на сантиметры это 71,12, и ранее аршин был привязан к длине человеческой руки. Чтобы никто никого при торговле не обманывал, в Москве была изготовлена деревянная линейка, с которой сделали копии и распространили по всей России. Концы казённого аршина были окованы железом и отмечены государственной печатью, чтобы мерку нельзя было укоротить. Аршин вытеснил из системы мерок такие длины, как локоть и пядь.

ВЕРШОК – 4,5 СМ Эта мера длины появляется вместе с аршином в 17 веке и составляет длину главной фаланги указательного пальца руки, приблизительно 4,45 сантиметра. Обычно вершком измеряли человеческий рост или высоту животных.

ПЯДЬ – 19 СМ Пядь Вы сможете представить, сколько это, если вытянете в стороны большой и указательный пальцы. Померяйте между ними расстояние, оно должно получиться 17,78-19 сантиметров.

САЖЕНЬ – 152 СМ Это была одна из самых используемых мерок длины на Руси. Происходит она от глагола «сягать», то есть насколько можно дотянуться рукой. Сначала это было расстояние между двумя вытянутыми на ширине плеч руками от большого пальца одной до большого пальца другой (152 сантиметра).

ВЕРСТА – 1000 М Верста Применяемая на Руси мера, которой отчитывали путь. Раньше её звали «поприще». Обозначало первоначально она расстояние от поворота пахотного плуга до следующего поворота. Что примечательно, в разное время в версту вкладывали разную длину, так как была путевая верста, измеряющая расстояние, и межевая, измеряющая землю. Так, в 15 веке в версте было 750 саженей, в 1649 году при царе Алексее Михайловиче межевая величина включала 1000 саженей, а при Петре I сохранилась лишь путевая, которая охватывала только 500 (1070 метров), окончательно вытеснив межевую мерку.

Физминутка «Учат в школе».

СЛАЙД 9

Работа в парах:

У вас на столах лежат ленты.

Измерьте длину ленты с помощью линейки и запишите результат в РЛ.

Ваша задача,  определить какой старинной мере длины соответствуют длина ленты, записать в РЛ.

СЛАЙД 10. Очень часто можно встретить старинные меры длины в сказках.

Перед вами буклеты, в которых написаны отрывки из произведений народных и авторских, где упоминается та или иная старинная мера длины. Приготовим карандаш, читаем отрывок и подчеркнем старинную меру длину, а также выясним в произведение вымысел или правда.

На доске картинки героев, после соотнесения вывешиваем результат.

Также название старинных мер длины встречается и в пословицах поговорках.

Работа с книгой. Стр 89 задание 3, стр 88 работа с рисунком.

«Пишешь аршинными буквами –очень крупно

Итог.

Скажите, какие старинные меры измерения мы с Вами узнали, вспомнили сегодня?

Почему же этими мерами измерения мы перестали пользоваться?

старинные русские меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всем мире.

Но, давайте вернемся к героям мультфильма.

СЛАЙД 11. Как еще измеряли удава его друзья?

Дом задание.

Самопроверка в таблицу










 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Старинные меры длины в народном и литературном творчестве.

Автор: Вильман Лидия Геннадьевна

Дата: 20.08.2025

Номер свидетельства: 673347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тема: Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-n-niekrasov-died-mazai-i-zaitsy"
    ["file_id"] => string(6) "109909"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405218515"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства