|  1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.  Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке.  Задачи:  создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся;    организация внимания обучающихся;    кратковременность этапа.  Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм.  Задачи:  позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку.  Метод: объяснительно-иллюстративный.  Предполагаемый итог этапа: готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей. |  -Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? А с хорошим настроением легче работать? У нас на уроке сегодня гости. Посмотрите, пожалуйста на них, улыбнитесь им и друг другу. Мысленно пожелайте успехов себе и своим товарищам. Садитесь. Итак, начинаем наш урок.  Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки:  О чём-то скрипит половица,  И спице опять на спится,  Присев на кровати, подушки  Уже навострили ушки…И сразу меняются лица,
  Меняются звуки и краски.  Тихонько скрипит половица,  По комнате ходит сказка. 
 
 
 |  Выполняют задание учителя 
 | 2 мин | 
  |  2.Актуализация знаний.  Цель этапа для учителя: актуализировать знания по теме «Сказки», выявить читательский опыт учащихся, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала.  Задачи:  развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи вопросов викторины.  Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом.    Задачи:  уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки народные и авторские, знать название и авторов изученных произведений.  Метод: контроля: подготовка ответов на вопросы викторины, самоконтроль.  Предполагаемый итог этапа: установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока.   |  -Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка?    -На какие две большие группы делятся сказки? Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными? Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать авторские сказки от народных?    -Послушайте отрывки из сказок и скажите какая это сказка и кто её автор?  1. «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали»  2. «И вот однажды вечером положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять спрятались…»  3. «Развеселились девушки, развели костёр и вздумали через огонь прыгать».  4. «А из болота голоса слышны: «Морозко, Морозко, не опускай крышку, не запечатывай болото»  5. «Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол…»  -Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы!  Как вы думаете, а много ли сказок на свете? Правильно. Можно ли сосчитать звёзды на небе, капли в море…   Вот сколько сказок на свете! |  Отвечают на вопрос (Сказка – устный рассказ о чём-то необычном, о невероятном, фантастическом).  
  
  
  
  1.Русская народная сказка «У страха глаза велики»  2.Братья Гримм «Маленькие человечки»  3. Русская народная сказка «Снегурочка».  4. Э. Шим «Всем вам крышка»  5. В.Одоевский «Мороз Иванович»  
 Ответы детей | 3 мин | 
  |  3.Постановка темы и целей урока.  Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала  Задачи:  подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий;  привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового произведения.  Цель этапа для учащихся:    сформулировать при помощи учителя тему, цель урока,  наметить план учебных действий.  Задачи:  проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий.  Метод: проблемно-поисковый, наглядный.  Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |  -Ребята, а какое время года наступило? Какой идет сейчас месяц?  - А вот главным героем сегодняшнего произведения будет персонаж, без которого не обходится ни одна зима. Догадайтесь, кто же это?  Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3: Его дом находится в Великом Устюге    - О ком же будете читать сегодня?  - Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока (слайд №1).  - Какие же дети могут быть у Деда Мороза? Сегодня узнаем.  - А что нам понадобиться сделать, чтобы хорошо понять, разобрать сказку? - Что для этого мы должны с вами уметь?  - Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?» (слайд №2)  -Давайте наметим план наших действий. С чего мы обычно начинаем работу? А потом?    - Мы уже определили тему урока, поставили цель, наметили план действий. 
 |  Зима. Декабрь.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  -О Деде Морозе (определяют тему урока)  - Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»  
  
  
  Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять модель обложки, научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые (новые) слова.  Внимательно слушать, отвечать на вопросы, работать с текстом сказки.  
  
  
  
  
  - Знакомство с произведением.  - Составление модели обложки.  - Работа над содержанием сказки. 
 | 3 мин | 
  |  4. Этап усвоения новых знаний.  Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, определении главной мысли произведения.  Задачи:  обеспечение эмоциональной реакции на текст, его осмысления, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в парах в процессе изучения произведения, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом произведения, умения выразительно читать текст, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся.  Цель этапа для учащихся:
  получить представление о произведении, понять и уметь формулировать его главную мысль.    Задачи:  умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в паре, находить нужную информацию в тексте произведения, моделировать обложку, давать характеристику героям произведения.    Метод: проблемно-поисковый, самостоятельной работы.  Предполагаемый итог этапа: активные действия учащихся, формирование первичных умений на основе самоконтроля.   |  - Итак, с чего начнём?    - Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту.  
  - Какое настроение передано в сказке. Обоснуйте свой выбор.    
  - А какие чувства возникли в вашем сердце?    
  - Какой следующий пункт плана наших действий?  - Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось. Посмотрите, какую модель составила я, вы согласны со мной? Почему? А с чем согласны? (слайд №3)  - Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки? (слайд №4)  - А вот такую обложку я сделала для нашей книги, в которую войдут ваши стихи, рассказы и рисунки. Обратите внимание, кто будет автором нашей книги?  
  - Посмотрите на доску, что мы с вами уже сделали, какая наша следующая цель?  
  
  - Все ли слова вам понятны в этой сказке?    
  - Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь.  - Прочитайте имена в тетради. Все ребята согласны.    - Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай.  - Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ.  - А вот какую работу выполнила Снежинка, вы найдёте в тексте и запишите ответ в тетрадь на стр. 62 №1.    
  - Прочитайте, что вы записали.  
  
  - Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ.  - Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец.  
  
  - Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние? (слайд №5).  - Ребята, вы много работали с текстом, ваши глазки устали, давайте дадим им отдохнуть и выполним упражнения для глаз. А в этом нам поможет снежинка. (слайд №6, №7).  - В конце сказок часто встречаются слова «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Чему же учит вас эта сказка? Какой урок в ней?  
  - Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки (слайд №8).  - Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа» (слайд №9)
  - Так как же Снежинка пожалела землю?  - Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане (слайд №10).
  - Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки. Под такой периной растениям тепло (слайд №11)
  
  - Так зачем же земля покрывается снежным одеялом?  - А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.
  - Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?  
  - Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил народ русский, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество. На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто выполнил это задание? Как я уже говорила, ваши работы будут помещены в нашу книгу.  Спасибо, ребята! Молодцы!  
  
  
  
 
 |  - Знакомство с произведением.  
  
  
  
  
  Отвечают на вопросы.  
  
  - Составить модель обложки.  Работа в парах над составлением модели обложки.  
  - Нет. Тема указана неверно.  
    
  
  
  - Ребята из нашего класса.  
  
  Работа над содержанием сказки.  
  
  
  
  - Работа в тетради на стр. 62 №2.  
  - Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет.  - Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт.  - Лёд на реках мосты построил.  - Иней лес украсил, чтобы он был красивый.  Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь: «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом»  - Хороших, потому, что они принесли пользу людям.    - Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям.  
  
  
  Выполняют гимнастику для глаз  
  
  
  
  - Быть добрыми, внимательными, заботливыми, приносить добро людям и пользу.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Она покрыла её белым снегом.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Чтобы ей было тепло и не погибли растения»    
  
  
  
  
  
  - Узнали много нового.  
  
  
  
  
  
  
  - Дети читают стихотворения собственного сочинения. 
 | 27 мин | 
  |  5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.  Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения урока, сообщить учащимся о домашнем задании.  Задачи:  соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа;  проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий.  Цель этапа для учащихся: учиться составлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя.  Задачи:  осмысление и оценка своей деятельности на уроке;  понимание содержания и способов выполнения домашнего задания;  умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний.  Метод: объяснительно-иллюстративный.  Предполагаемый итог этапа: обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников. |  - Подведём итоги нашего урока.    - Какую сказку мы читали на уроке?  - Что вы узнали нового? Чему удивились? Может быть что-то захотели, прочитав сказку?  
  А вот и сюрприз. К нам пожаловала девушка Снежинка. Может кто-то хочет её сказать добрые слова ? Да, низкий ей поклон за то, что согрела нашу землю, сохранила урожай, а это значит, что мы с вами будем кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.    -В какой пословице говорится об этом? В каком произведении мы познакомились с этой пословицей? Давайте поможем ей в добром и трудном деле – подарим ей по снежинке, чтобы она ещё лучше покрыла землю. Но прежде, оцените свою работу на уроке.
  - На ваших столах лежат снежинки. Раскрасьте серединку снежинки в тот цвет, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке (слайд №12)  - Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята!  Кто раскрасил в жёлтый цвет, у кого не всё получилось, но может работать лучше? Обоснуйте своё мнение. У кого были большие затруднения? В чем они заключались?  Итак, прикрепите свои снежинки. Как много снега!    
  - Думаю, что поработав ещё с этой сказкой дома, все ребята смогут сказать, что у них всё получилось.    Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания?    - подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5);  - подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4);  - творческое задание: сочинить сказку по рисунку и пополнить нашу книгу новой своей работой (тетр. стр. 62 №4).  -Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями. 
 |  - Русскую народную сказку «Дети Деда Мороза».  
  Ответы детей.  
  
  
  
  
  
  Много снега – много хлеба»  В. Одоевский «Мороз Иванович»  
  
  
  
  
  -Дети раскрашивают снежинки.  
  
  
  
  
  
  
  - Прикрепляют снежинки.  - Пояснения детей.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Выбор задания и запись в дневник. | 5 мин |