УМК «Школа России», 2 класс, «Окружающий мир», Плешаков А.А.
       |  Этапы урока | Используемые средства 
 | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  | I   Включение в деятельность. | 
 | - Начинается урок.Он пойдёт ребятам впрок.
 - Садитесь, ребята. Мы снова на уроке окружающего мира. Я предлагаю начать урок с улыбки. Улыбнитесь друг другу и мне. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, пошлите и им свои улыбки. Вы готовы совершать новые открытия? Тогда начнём. Я желаю вам успеха! |  - Слушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем.
 Смело, чётко говорим
 И тихонечко сидим.
 
 
 Эмоциональный настрой детей на работу. Внутренняя мотивация к учебной деятельности. 
 
 | 
  | II Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. | 
 
 
 
 ПК, тестовая система EasyQuizzy | - Сегодня вас ждут новые открытия, но к ним надо подготовиться, для этого повторим пройденный материал. 1. Тестирование.   - Индивидуально будут работать с тестом …. 2. Фронтальный опрос.  - Над страною солнце светит,    И сады шумят над ней.    В целом свете, в целом свете    Нет страны её родней. - О какой стране говорится в стихотворении? - Назовите страну, в которой мы живём.   - Наша страна огромна, величава. Невозможно побывать во всех её уголках. А что помогает нам познакомиться лучше с нашей страной? - Что такое карта? Чем она отличается от глобуса? - Как определить стороны горизонта на карте? - Что обозначают цвета? - Какие условные знаки вы можете назвать? 3. Практическая работа с картой России. Задание: показать сухопутную государственную границу России,   географические объекты: р. Волга, Енисей,   горы Алтай, Уральские, оз. Байкал, о. Сахалин, моря, омывающие Россию с востока. 4. Оценка выполнения индивидуальных заданий (тестов) -Молодцы, вы готовы отправиться в новое путешествие?   | 
 
 
 
 2-3 ученика работают с тестовой системой EasyQuizzy 
 
 
 
 - О Родине, родной стране. - Россия. Российская Федерация. 
 
 - Карта России. 
 
 Ответы учащихся. 
 
 2-3 ученика работают по карте. 
 
 
 
 Дети называют тему теста, анализируют своё выполнение, называют оценку. | 
  | III   Введение в тему урока.   | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Музыкальное сопровождение. 
 Карточки с вопросами   на доске. | 1. Постановка темы урока. - Какой раздел мы сейчас изучаем?  - С городом этим Другим не сравниться.Главный в стране он,
 Зовётся …
 - Назовите столицу нашей Родины. - Встаньте те, кто догадался, куда мы сегодня отправимся. Кто может назвать тему урока? Молодцы, садитесь. 2. Постановка учебной задачи. - Откройте учебники, с.98.   - Познакомьтесь с учебной задачей. Итак, на какие вопросы вы будете искать ответы? - А что вы знаете о Москве? | 
 - «Путешествия» 
 
 
 - Столица. - Москва. 
 - Путешествие в Москву. 
 
 Знакомство учащихся с образовательной целью урока, читают по учебнику. Формулируют вопросы. Рассказывают о Москве. | 
  | IV Проектирование вариантов работы. Открытие новых  знаний | 
 
 
 
 Слайд презентации 1 «Москва – столица» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слайды презентации 2- 6 
 | 1.Фиксирование затруднения. Обсуждение способов выхода из затруднения. - Только вот проблема, Москва находится далеко от Орловской области, более 300 км. Как же нам побывать в Москве, увидеть всё своими глазами? 2. Открытие новых  знаний.  Работа с текстом учебника.   - Прочитайте 1 абзац текста на с.98. Задайте по тексту вопросы. Сообщение подготовленного учащегося «Юрий Долгорукий – основатель Москвы» (2-3 мин.) 
 Знакомство с гербом Москвы.   - Что такое герб? - Рассмотрите герб Москвы. Узнайте из статьи в учебнике, кто на нём изображён.   
 Сообщение подготовленного учащегося «Георгий Победоносец» (2-3 мин.) 3. Повторение и визуализация знаний.  Работа с презентацией. 4. Самостоятельная работа в рабочей    тетради.  Задания 1,2, с. 64 (43-44) | 
 Предложения учащихся по выходу из затруднения: 1.Поездка в Москву. 2.Поиск информации в интернете. 3.Поиск информации в учебнике. 2. Просмотр видеосюжета или презентации. 
 
 Читают текст, формулируют вопросы:   1. Когда была основана Москва? 2. Кто основал город? 3. Где был заложен город Москва? Ответы учащихся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Выполнение заданий в Р.Т. Взаимопроверка. 
 | 
  | V Физмомент.   | Под фонограмму песни «Я иду, шагаю по Москве» | 
 | 
 | 
  | VI Продолжение работы по теме урока. | 
 | 1. Ознакомление с понятием «план города». Работа по учебнику. - Что изображено на с. 99?   - Ребята, предположите, что такое план?    Прочитайте определение в учебнике. 
  2. Практическая работа. Чтение плана. - Ответьте на вопросы: 1. Что окружает Москву на плане? 2. Где находится московская резиденция Деда Мороза? 3. Что изображено на плане под номерами 1,4? 
 - Для чего нужен план города? Может он нам пригодиться?   | 
  Рассматривают план города. - План Москвы.    Ответы уч-ся.    Знакомство с определением. 
 
 Находят р. Москва, Кремль, московский зоопарк, цирк и др. объекты. 
 Отвечают на вопросы учителя. 
 - План города необходим туристам, путешественникам, чтобы ориентироваться в незнакомом городе. | 
  | VII   Виртуальная экскурсия «Достопримеча-тельности Москвы» | Слайды презентации   7-17 | - А теперь познакомимся с достопримечательностями нашей столицы.  - Ребята, как вы ответите на вопрос, что такое «достопримечательность»? - Давайте получим точное определение, воспользуемся толковым словарём Ожегова. - А теперь пройдёмся по Москве. Пояснения к слайдам. | 
 
 Ответы учащихся. 
 Поиск информации в словаре, (справочнике). 
 Просмотр презентации | 
  | 
 VIII   Включение в систему знаний, обобщение. 
 | 
 | 1. Обобщение изученного. - Понравилось вам наше путешествие? Назовите достопримечательности столицы, о которых вы узнали.   - Когда вам пригодятся эти знания? Что нужно иметь, чтобы ориентироваться в незнакомом городе? - Кто основал Москву? Кто изображён на гербе города? Что называют «сердцем Москвы»? - Кто из вас бывал в Москве? Какое впечатление произвёл на вас этот город?   2. Работа по карте. -Покажите на карте нашу столицу. Какие ещё города вы можете показать? 3. Дифференцированное задание. Работа в малых группах. 1,4 группы: разгадать кроссворд о Москве, 2,5 группы: собрать из разрезных картинок герб Москвы, ответить на вопрос «Где можно встретить изображение герба Москвы?» 3 группа: восстановить деформированные пословицы о Москве. | 
 Называют достопримечательности. 
 
 Ответы на вопросы учителя. 
 
 
 
 
 
 
 Показывают Москву на карте, другие города по желанию. 
 
 
 Выполняют задания, отчитываются о выполнении.   | 
  | IX Подведение итогов урока.   Рефлексия учебной деятельности   
 
 
 X Информирование учащихся о домашнем задании. 
 
 | 
 | - О чём сегодня мы говорили на уроке? Какая учебная задача стояла перед вами? Вы справились с этой задачей? - Поиграем в «ассоциации». Я называю «Москва…», продолжите… - Вам захотелось побывать в Москве? 
 - Оцените свою деятельность на уроке. 
 
 Дифференцированное домашнее задание:   1. Подготовить сообщение об одной из достопримечательностей Москвы. 2. Работать по учебнику. 3. Нарисовать одну из башен Московского кремля. 
 - Спасибо за урок! 
 
 
 | Отвечают на вопросы учителя. 
 Называют ассоциации:   - столица, Родина, Россия, Красная площадь, Кремль и т.д. 
 Оценивают свою деятельность с помощью карточек-«смайликов» 
 
 
 Записывают дом. задание. |