- Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).
Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.
- На какие группы можно разбить полезные ископаемые?
(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).
Психологический настрой.
- Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.
2. Актуализация знаний. Кластер.
- Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.
(Каждая команда представляет свой кластер).
За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.
3. Определение темы урока.
- Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)
4. Динамическая пауза. «Разминка под музыку»
5. Работа по теме урока.
- Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).
- Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).
6. Работа с новым материалом.
- Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева - это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.
Загадки
1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
- К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).
- Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
- Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
- Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).
- Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.
7. Работа с текстом. Инсерт.
Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.
- Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).
- Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).
8. Работа с тестами. Обобщение.
Тест по «Познанию мира».
По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».
1. Места залегания ПИ называют:
А) карьеры
Б) шахты
В) месторождения
2. Руды цветных металлов:
А) железная руда
Б) медная руда
В) бром
3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:
А) из шахт
Б) из открытых карьеров
В) из скважин
4. Из руд цветных металлов получают:
А) алюминий
Б) бурый железняк
В) сталь
5. Из руд чёрных металлов получают:
А) цинк
Б) медь
В) чугун
6. Обладает магнитными свойствами:
А) золото
Б) бронза
В) магнетит
7. Металлы выплавляют в доменных печах на:
А) автозаводах
Б) металлургических заводах
В) химических заводах
8. Железная руда обозначается на карте:
А)
Б)
В)
9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…
А) медные руды
Б) железные руды
В) металлические руды
10. Сплавы железа:
А) сталь и чугун
Б) бронза
В) латунь
11. При добыче железной руды, её:
А) рубят
Б) взрывают
В) копают
12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:
А) в Аральской области
Б) в Костанайской области
В) в Павлодарской области
Ключ.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б
Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы..
9. Творческая работа.
Самостоятельная работа с контурными картами.
10. Комментирование оценок.
Выставление оценок за урок.
11. Рефлексия.
- О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Чем занимались?
- Что нового вы узнали?
Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.
- Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Ребята, что обозначают слова на ваших карточках? (Полезные ископаемые).
Выбираю по одному представителю каждой группы, например: медь, соль, уголь.
- На какие группы можно разбить полезные ископаемые?
(Рудные, нерудные, горючие полезные ископаемые).
Психологический настрой.
- Распределитесь по группам и скажите пожелания командам соперников.
2. Актуализация знаний. Кластер.
- Ребята, каждая из команд представляет группу полезных ископаемых. Составьте кластер о группе ваших полезных ископаемых.
(Каждая команда представляет свой кластер).
За лучший кластер, где тема раскрыта наиболее подробно, команды дарят друг другу смайлики.
3. Определение темы урока.
- Выполнив эту работу, как вы думаете, как называется тема нашего урока? (Полезные ископаемые. Закрепление.)
4. Динамическая пауза. «Разминка под музыку»
5. Работа по теме урока.
- Посмотрите на физическую карту нашей страны. Какие полезные ископаемые есть в нашей стране? (Перечисление полезных ископаемых).
- Как называются районы, где находятся полезные ископаемые? (Места, где полезные ископаемые находятся в количествах, достаточных для разработки, называются месторождениями).
6. Работа с новым материалом.
- Казахстан богат полезными ископаемыми. Почти вся таблица Менделеева скрыта в недрах нашей земли. Таблица Менделеева - это периодическая таблица химических элементов, с которой вы познакомитесь в старших классах на уроках химии. А сейчас отгадайте загадки.
Загадки
1. Чёрный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. (Уголь)
2. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это? (Нефть)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек. (Природный газ)
- К какой группе полезных ископаемых относятся слова отгадки? (Горючие полезные ископаемые).
- Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово “НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ”? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
- Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать? (Рационально, бережно и т.д.).
- Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно и т.д.).
На доске появляется запись:
ГОРЮЧИЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – невозобновляемые
РАСХОДОВАТЬ – бережно
ИСПОЛЬЗОВАТЬ – осторожно
(Просмотр слайдов и видеороликов о добыче горючих полезных ископаемых).
- Ребята, в нашей области есть район Доссор. В этом районе в 1911 году было открыто первое нефтяное месторождение. В том году нефтяники Доссора отмечали 100-летний юбилей. А в 1914 году было открыто второе нефтяное месторождение в Макате. Нефть вывозили в бурдюках на верблюдах в Хиву, так как не было транспортных дорог.
7. Работа с текстом. Инсерт.
Каждая группа получает тексты “Нефть”, “Уголь”, “Природный газ”.
- Ознакомьтесь с текстами, согласуйте, что для вас новое, что вас удивило и о чём бы вы еще хотели узнать. (Дети читают.Обсуждают).
- Перескажите для соседних команд только самую интересную и новую информацию. (За лучший пересказ ребята дарят командам смайлики).
8. Работа с тестами. Обобщение.
Тест по «Познанию мира».
По теме «Полезные ископаемые. Руды чёрных и цветных металлов».
1. Места залегания ПИ называют:
А) карьеры
Б) шахты
В) месторождения
2. Руды цветных металлов:
А) железная руда
Б) медная руда
В) бром
3. ПИ, расположенные близко к поверхности земли, добывают:
А) из шахт
Б) из открытых карьеров
В) из скважин
4. Из руд цветных металлов получают:
А) алюминий
Б) бурый железняк
В) сталь
5. Из руд чёрных металлов получают:
А) цинк
Б) медь
В) чугун
6. Обладает магнитными свойствами:
А) золото
Б) бронза
В) магнетит
7. Металлы выплавляют в доменных печах на:
А) автозаводах
Б) металлургических заводах
В) химических заводах
8. Железная руда обозначается на карте:
А)
Б)
В)
9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…
А) медные руды
Б) железные руды
В) металлические руды
10. Сплавы железа:
А) сталь и чугун
Б) бронза
В) латунь
11. При добыче железной руды, её:
А) рубят
Б) взрывают
В) копают
12. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане:
А) в Аральской области
Б) в Костанайской области
В) в Павлодарской области
Ключ.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
ответ В Б Б А В В Б Б Б А Б Б
Ребята работают по тестам, звучит приятная мелодия. Осуществляют самопроверку и выставляют себе баллы..
9. Творческая работа.
Самостоятельная работа с контурными картами.
10. Комментирование оценок.
Выставление оценок за урок.
11. Рефлексия.
- О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Чем занимались?
- Что нового вы узнали?
Каждой группе раздаю значки полезных ископаемых.
- Прикрепите эти значки на физическую карту Казахстана на те места, где располагаются месторождения данных полезных ископаемых.