| На прошлом уроке мы прочитали сказку Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок». Звучит зачин сказки. 
 Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание.   
 Какое задание вызвало трудности? Где и почему задержались? Кто выполнил задание сразу и получил достойную оценку буратино? 
 Назовите положительных героев сказки. Назовите отрицательных героев сказки. Назовите героев-помощников. 
 Выполненное задание свидетельствует, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.   Сегодня мы: определим тип и вид сказки; проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним; ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение; постараемся узнать: почему сказка никогда не стареет? Что несет она нам, современным читателям? (слайд 1,2) | 
 
 
 
 
 Выполняют задание №1 в ноутбуках парами 
 
 Называю затруднения. Поднимают руки, кто выполнил задание сразу 
 
 Дети называют героев. | Личностные: проявление интереса к теме урока, удовлетворенность работой на уроке Регулятивные: учиться работать по предложенному плану; оценивать уровень своих первоначальных знаний Познавательные: умение использовать знание о тексте произведения Коммуникативные: умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения. | Ссылка на ОЭР http://cor.edu.27.ru/dlrstore/00000184-1000-4ddd-0142-3300469c9dc9/i03_12_13_05.swf   Флеш-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/e8599ad0-8690-11daa72b-0800200c9a66/ELSP-A2-Gr-001-002-3-24-06/resource/DL_RES_20b1a895-3483-47d5-8157-620ccb3b7b76.zip   
 | 
  | Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп (деление может происходить по разным основаниям). Каждая группа выполнит задание.   Форма работы: ۞ Задание №1 Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, кто является главным героем этих сказок.    Таблица 1. Герои сказок.       | 
 | 1 | 2 | 3 |   | Виды сказок | 
 | 
 | 
 |   | Главный герой | 
 | 
 | 
 |   
  Задание №2.  Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках.  Таблица 2. События сказок.       | 
 | 1 | 2 | 3 |   | Виды сказок | 
 | 
 | 
 |   | События   | 
 | 
 | 
 |   
  Задание №3.    Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события.  Таблица 3. Завершение сказок.       | 
 | 1 | 2 | 3 |   | Виды сказок | 
 | 
 | 
 |   | Завершение событий | 
 | 
 | 
 |   
  1, 2, 3 группы, проверьте свои работы по слайду, который вы видите на доске (слайд 3).  
  Задание №4.  Назовите известные вам народные сказки. В чём их сходство и авторскими, литературными и в чём отличие?  
  Задание № 5.  Назовите известные вам авторские сказки. В чём их сходство с народными и в чём отличие?  
  По типу сказки бывают народные и литературные, проверим выполнение задание 4 группой  
  Подводим итоги.  - народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. Авторские сказки в устной форме не существуют.  - народные сказки не имеют автора, точнее, их автор не известен. У литературной сказки конкретный автор.  - у народной сказки может быть несколько вариантов, потому, что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.  - объединяют авторские и народные сказки вымышленные события, похожее построение.  
  Дайте полную характеристику сказке П.П. Ершова по таблице (слайд 3)  
  
  
  
  
  
  Что сближает сказку с народной?  
  
  
  
  Что еще сближает сказку с народной?  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Кто победил, а кто был наказан?  
  Что еще сближает сказку Ершова с народной?  
  А теперь давайте немного отдохнем. (Физкультурная пауза (слайд 4)  
  События, (сюжет) в сказках развивается по своим законам. Предлагаю на схеме увидеть особенности построения нашей сказки. Это поможет определить нам идею сказки – то, ради чего написал её автор.  (слайд 5)  Учитель комментирует слайд, работает с классом.  Прочитайте первые 8 строк в учебнике. Связаны ли они с развитием событий?  
  Какую роль играет присказка в сказке?  
  
  
  В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения с ними?  
  Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. С появление какого животного все начинается (завязывается) в сказке?  
  Такое событие в литературе называется завязкой. Какие события неожиданно меняют всё в жизни Ивана?  
  
  
  Начинаются новые трудности, которые нужно преодолевать Ивану. Эти трудности называются перипетии. В каждой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.  
  Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.  
  
  
  Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царём. Какой жизненный урок выносим мы из сказки?  
  Какова основная мысль сказки? |  Дети рассаживаются по группам и выполняют полученные задания по карточкам  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Учащиеся сравнивают свои результаты с образцом.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Дети 4-ой группы выступают с выполненным заданием  
  (участники 5-ой группы дополняют ответ)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Сказка авторская, волшебная, потому, что в её основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.  
  Зачин. В сказке три части, автор каждую часть начинает с зачина (зачитывают)  
  Повторяющиеся эпизоды (зачитывают)  - главный герой с традиционным именем Иван;  - Жар-птица, тоже является героем многих народных сказок;  - добро побеждает зло.  
  Высказывают мнение  
  Концовка (зачитывают)  
  Дети выполняют упражнения  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Нет, это присказка  
  
  
  Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.  
  Зачитываю нужную часть  
  
  
  С появление кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»  
  
  Братья украли коней и повели их на продажу; Иван догнал братьев на коньке-горбунке; у Ивана появляются враги в конюшенном заводе  
  Зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.  
  
  
  
  
  Эпизод с Царь-девицей; Иван достаёт кольцо девицы со дна моря; Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.  
  Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.  
  
  
  
  Высказывают мнения |  Личностные: проявление интереса к предложенной форме работы; осознание значимости новой роли «исследователя».  Регулятивные: умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат.  Коммуникативные: умение сотрудничать с другими: слушать учителя и одноклассников, учитывать мнения других, договариваться о последовательности работы.    Предметные: работать с текстом художественного произведения; использовать в речи литературоведческие понятия; формулировать тему, идею произведения; давать характеристику героям; выявлять авторское отношение к описываемым событиям; пользоваться терминами «тип сказки», «вид сказки»; «композиция», «основная мысль», «тема». |  
 | 
  |  На интерактивную доску и ноутбуки выводятся вопросы викторины, на которые дети должны ответить.    Задание 1.  Вставьте пропущенную букву и прочитайте присказку.  За г_рами, за л_есами  За ш_рокими м_рями,  Не на небе - на з_мле  Ж_л старик в _дном с_ле.  
  Задание 2.    Вставь недостающие цифры и ты узнаешь, в каком году была написана сказка.  
  68 38 25 *6  - *9 +45 +*8 -23  49 *5 64 23  
  Задание 3.    Подчеркни правильное имя отчество автора.  
  Павел Павлович  Петр Петрович  Павел Петрович  Петр Павлович  
  Задание 4.  Укажи цифрой, в какой последовательности оказывал помощь Конёк-горбунок Ивану.  
  ___ догонял братьев-воров  ___ловил Жар-птицу  ___ездил за кольцом  ___остужал воду в котлах  ___добывал Царь-девицу |  Дети отвечают на вопросы викторины |  Личностные: оценка своей работы на уроке  Регулятивные: умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью  Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.  Коммуникативные: умение слушать других, формулировать свои мысли вслух.  Предметные: знание автора и текста сказки, умение применять эти знания. |  Файл Tbd для интерактивной доски |