В гости к Дядюшке Глаголу.
  
 
  Урок: Русский язык.
  Тема: Глагол.
  Цель: Обобщение знаний о глаголе.
  Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о глаголе. Совершенствовать умения  
  распознавать глаголы, определять время, вид глагола.
  2. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышления учащихся.
  3. Воспитывать культуру поведения в гостях, прививать  
  познавательный интерес к предмету.
  Тип: обобщение
  Вид: урок - путешествие
  Оборудование: таблицы, портрет Глагола, карточки, мультимедийное  
  оборудование, интерактивная доска, музыкальное сопровождение.
  
 
  Ход урока:
  
 
  I Орг. момент.  
  Звучит музыка из м/ф. «Вини - Пух».
  - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в гости к нашему  
  хорошему другу. Его очень любят дети. А к кому мы пойдём, вы узнаете,  
  отгадав анаграммы.
  Д Д Ш К Я Ю А (Дядюшка Глагол)
  А О Г Г Л
  II Сообщение темы.
  - Мы пришли к Дядюшке Глаголу на его именины. Лучшим подарком для  
  него будут наши знания о глаголе.  
  Тема нашего урока: Глагол - как часть речи.
  III Чистописание.
  - В гости с пустыми руками не ходят.  
  - Что же нам взять с собой?
  - Заполните пустые клетки таблицы, и вы узнаете, какие гостинцы возьмём с  
  собой и какие буквы будем прописывать на чистописании.
  - Подберите к словам антонимы, синонимы.
  - Какое слово получилось? (Торт)
  - Какие буквы будем прописывать? т о р
  - Дайте характеристику звукам.
  Разминка для рук.
  
 
  Пальцы в гости приходили.
  Тук-тук-тук – стучали в дверь.
  Только дверь им не открыли.
  Думали что страшный зверь.
  
 
  
 
  
 
  IV Работа по теме урока.
  - Есть целая наука гостеприимства. С ней мы познакомились ещё на  
  познании мира в 3-м классе. Наш хозяин ей тоже владеет. Чтобы нам не  
  было скучно в гостях, Дядюшка придумал различные конкурсы и задания.
  За каждый правильный ответ вы будете получать по цветку. В конце урока  
  мы подведём итоги.
  
 
  1. Конкурс «Нарисуй-ка»
  - Мы будем писать картину не кистями, а в воображении. Закройте глаза и  
  представьте картину по словам:
  Зима. Пушистый снег. Иногда ветра. Деревья в белоснежных шапках и  
  шубках. Морозы.
  - Какую картину вы увидели?
  - Я покажу картины Дядюшки Глагола.
  - А сейчас давайте попробуем картину оживить.
  - Какое художественное изобразительное средство языка поможет нам  
  справиться с этим заданием? (олицетворение)  
  (Дети оживляют картину с помощью глаголов).
  - Прочитайте, какие слова оживили картину.  
  - Какой частью речи они являются?
  - Какую роль выполняют глаголы в нашей речи?
  - А теперь справка о глаголе.
  - Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Глагол - одна  
  из двух частей речи, без которых не построишь предложение, не передашь  
  собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления глагол занимает  
  второе место после существительного.
  - А каким членом предложения является глагол?
  - Давайте в каждом предложение найдём сказуемое и выделим его.
  - Молодцы хорошо справились с конкурсом!
  
 
  2. Конкурс «Путаница».
  - Второе развлечение от Дядюшки Глагола - это путаница. Чтобы с ней  
  разобраться, надо вспомнить, как изменяются глаголы.
  - Сколько форм времени имеют глаголы?
  - Как определить время глагола?
  - Молодцы, значит с заданием справитесь.
  - На помощь глаголу пришла черепашка. Мы узнаем, как она проводит своё  
  время.
  - Соответствуют ли стихотворения своим временам.
  - Расставьте стихотворения по своим местам. Докажите что вы правы.
  - Молодцы! Сейчас мы проверим, как вы можете самостоятельно определить  
  время глаголов. Выполните Упр. 398 стр. 112.
  
 
  
 
  
 
  
 
  3. Конкурс «Угадай-ка»  
  - Дядюшка Глагол спрашивает вас, какая форма глагола не указывает на  
  время, число, лицо, род?
  - Как по-другому её называют? На какие вопросы отвечает? По каким  
  признакам можно распознать?  
  - А теперь отыщите в стихотворении глаголы в неопределённой форме и  
  запишите. (Ищут по цепочке)
  - Не забывайте задавать к ним вопросы.
  (Дети пишут в тетради, я открываю на доске).
  - Почему неопределённую форму глагола выбрали как начальную?
  (Нач. фор. как - бы даёт начало другим формам глагола)
  - Докажите на примере.
  
 
  мечтать + л + а = мечтала
  достать + л + и = достали  
  
 
  4. Конкурс «Узнай-ка»
  - Когда ходим в гости, мы помним о правилах поведения в гостях.
  - Но ещё каждый из нас должен помнить о своём внешнем виде, как хозяин,  
  так и гости.
  - Посмотрите на Дядюшку Глагола. Какой у него вид? Что вы можете  
  сказать о каждом из них? (Дети читают стихи о совершенном и  
  несовершенном виде глагола)
  - Когда глагол бывает совершенного вида?
  («С» - его любимая буква, и он отвечает на те вопросы, которые начинаются  
  с этой буквы: что сделать? что сделал? что сделаю?)
  - Приведите примеры.
  - Почему совершенный вид так называется?
  (потому что действия совершены)
  - Когда глагол бывает несовершенного вида?
  (Когда он отвечает на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что буду  
  делать?)
  - Приведите примеры.
  - Почему несовершенный вид так называется?
  (потому что глагол действие ещё не совершил, он его только начал, но не  
  завершил).
  Работа в группах.
  - Дядюшка Глагол случайно разрезал наше поздравление. А теперь просит  
  вас, его собрать. Посмотрим, чья группа справится быстрее.
  Дети к Дядюшке пришли,  
  И подарки принесли:  
  «С днём рождения поздравляем  
  Счастья радости желаем!»   
  - А теперь найдите глаголы и определите их вид (Подчёркивают на доске,  
  определяют вид).  
  - Образуйте видовые пары.
  пришли - шли
  принесли - несли
  поздравляем - поздравим
  желаем - пожелаем
  
 
  V Итог урока.
  - Посмотрите, какой Дядюшка Глагол довольный. Он очень рад тому, как вы  
  вели себя в гостях и какие подарки ему приготовили.
  - Но мы с ним ещё не прощаемся. Мы будем встречаться с ним ещё не раз.
  Выставление оценок.
  
  VI Домашнее задание.  
  Повторить правила о Глаголе, стр. 111 упр. 397.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  Мемлекеттік оқу басқармасы
  “А. С. Пушкин атындағы көпсалалы гимназия”
  
 
  
 
  Государственное учреждение
  “Многопрофильная гимназия №41 имени А. С. Пушкина”  
  
 
  
 
  
 
  
 
  Открытый урок
  предмет: «Русский язык»
  тема: «В гости к Дядюшке
  Глаголу»
  
  
 
  
 
  
 
  Құрастырған: Е. Н. Яговдикова бастауыш сынып мұгалімі
  Составила учитель начальных классов: Е. Н. Яговдикова