1.Организационно-мотивационный Задача: подготовить учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат. | -Добрый день, ребята. Урок окружающего мира. - Все ли у вас готово к уроку? Тихо садимся за парты. Я очень рада нашей встречи! И мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. -Проверим готовность к уроку. На парте у вас должен лежать учебник, рабочая тетрадь и раздаточный материал. -У всех всё есть? Тогда давайте начнём скорее наш урок! | Доброжелательный настрой на урок. Организую приветствие ребят. | Личностные - саморегуляция и определение мотивации к деятельности на уроке |
2. Проверка домашнего задания Задача: выявление пробелов в знаниях и способов деятельности, учащихся по теме. | - Над какой темой вы работали на прошлом уроке? -Верно. -Давайте проверим домашнее задание. На дом, вам задавали подумать, как можно сохранить редкие растения и сделать небольшой доклад. Несколько учеников вызываем к доске с докладами и слушаем их. -Молодцы. Садитесь. | -На прошлом уроке мы проходили тему «охрана растений». Несколько учеников выходят и рассказывают доклад. | предметные метапредметные личностные |
3. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка проблемного вопроса. | Посмотрите внимательно на экран и назовите лишний предмет. (Слон, собака, паук, ландыш). Слайд 2 -К какому царству относится этот предмет? -Как называется наука, которая изучает растения? -Какую роль играют растения в жизни людей и животных? -Да ребята, жизнь без растений на земле немыслима. Работа с тестами (Тест) – А сейчас я хотела бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе у вас карточки с заданиями. Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ. 1. Что содержит плод растения? А) цветок Б) семена В) стебель 2. Что растения получают из почвы? А) перегной, песок, глину Б) остатки растений и животных В) кислород, воду, соли 3. Хвойные растения это... А) сосна, ель, сирень Б) лиственница, папоротник, кедр В) ель, сосна, пихта - Посмотрите внимательно на экран. Как одним словом назвать оставшиеся предметы? - Что можно о них сказать? - Кто попробует сформулировать тему урока? III Постановка учебной цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Слайд№ 3) - Какова будет тема урока? - Какова цель нашего урока? - Прочитайте в учебнике, что изучает наука зоология. - Как вы думаете, как называются учёные, которые занимаются этой наукой? | -К царству растений. -Ботаника. - Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством -животные. - они разные - Разнообразие животных -Cегодня мы поговорим о разнообразии животных и подробнее познакомимся с новыми группами животных. А поможет нам в этом наука зоология Зоология — это наука, изучающая животных, которые в настоящее время обитают на Земле или существовали в прошлые эпохи. Зоологи исследуют строение животных, функции отдельных органов и систем органов, поведение, размножение и индивидуальное развитие, а также происхождение, эволюцию и значение животных в природе и для человека. | предметные метапредметные личностные |
4. Открытие новых знаний Задача: решение проблемы. | - Мир животных очень разнообразен. (Слайд №5) - Мы, покидая царство растений, переходим к изучению животных. Сегодня на уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки. Ученые – зоологи делят царство животных на большое число групп. (Слайд № 12) - Мы уже знаем несколько групп животных. Давайте их вспомним. - Приведите примеры - Сегодня на уроке мы составим таблицу, в которой отразятся отличительные признаки групп животных. Начнём составлять. - Молодцы! Вы отлично справились с заданиями. А теперь послушайте очень серьёзный вопрос. (Включить голос в записи). - Да вот это настоящая головоломка. Как тут быть? Что делать? Ваши предложения! Работа в группах(по учебнику) - А давайте не будем спорить и заглянем в учебник на страничку 89-90. - Дополните схему еще двумя группами животных. - Но и это ещё не всё! Сейчас вам будут рассказывать о других группах, вам нужно будет запоминать названия и отличительные признаки, и наша таблица будет обновляться. Физминутка «Звери» (Слайды№15) | - Насекомые, птицы, рыбы, звери Группа животных | Отличительные признаки (количество ног, покров) | Звери | Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы | Рыбы | тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников | Птицы | Тела покрыты перьями, 2 ноги | Насекомые | Три пары ног (6 ног) | (Дети читают ответ на вопрос по вариантам.) (Работая в группах, ребята выясняют, куда поместить лягушку, куда – змею. Проводят исследовательскую работу: по отличительным признакам насекомых, птиц, рыб и зверей, отмечают их место обитания, покров тела и как они передвигаются. И предполагают, что существует ещё две группы животных) Группа животных | Отличительные признаки | Звери | Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы | Рыбы | тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников | Птицы | Тело покрыто перьями, 2ноги | Насекомые | Три пары ног | Пресмыкающиеся | Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем | Земноводные | голая, влажная кожа,4 лапы | Группа животных Отличительные признаки Звери Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы Рыбы тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников Птицы Тело покрыты перьями, 2 ноги Насекомые Три пары ног Пресмыкающиеся Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем Земноводные ;голая, влажная кожа,4 лапы Паукообразные они имеют 8 ног (4 пары) Черви Имеют мягкое, часто гладкое тело, ног нет Ракообразные Тело покрыто панцирем, имеют 2 клешни Моллюски Имеют мягкое тело, которое у многих защищено раковиной, ног нет Иглокожие Тело покрыто иголками, ног нет | предметные метапредметные личностные |
6.Самостоятельное применение новых знаний Задача: создание условий для самостоятельного понимания способов решения проблемы по алгоритму | Распределите животных по группам в таблице. Стрекоза, крот, червь, жаба, рак, рысь, крокодил, орел, омар, краб, лягушка, осетр, бобр, страус, уж, кальмар, пчела, сёмга, ящерица, морская звезда, паук, пиявка, скорпион | (Задание на листах) | предметные метапредметные личностные |
7.Итоги урока Задача: обобщение и вывод по учебной проблеме | У каждого на столе лист самооценки. Дети устно дополняют предложения Самооценка (рефлексия) Сегодня я узнал… - Я смог… -Было интересно… - Я попробую… -Было трудно… - Меня удивило… -Я выполнял задания… - Урок дал мне для жизни… -Я понял, что… - Мне захотелось… -Теперь я могу… - Я приобрёл… -Я почувствовал, что… - Я научился… -У меня получилось… – Какой этап работы вам показался трудным? Почему? – Какой этап работы вам показался интересным? Почему? – Полезным был для вас урок или нет? | | предметные метапредметные личностные |