Урок русского языка
 
 
 1. Орг.момент.
 Подберите к каждой букве слова, которые бы отвечали на вопрос : Какими мы должны быть на уроке?
  
 
  У: умными, успешными
  Р: рассудительными , радостными
  О: организованными, образованными
  К: культурными, красноречивыми
  
 
  Я вам желаю сохранить такой настрой в течение всего урока.
 2. Психологический настрой.
 Снег летает и сверкает
 В золотом сиянии дня,
 Словно пухом устилает
 Все дороги и дома
 Сыплет, сыплет снег – снежок,
  Начинаем наш урок.
 
 
 ![]()


3.Сообщение темы и цели урока.
 

![]()
![]()
![]()
 
 - Как одним словом можно назвать эти обозначения?
  ( морфема)
  Мофема - это значимая часть слова.
 
 
 Сегодня на уроке мы обобщим знания о составе слова.
 
 
 4. Запись даты и вида работы.
 ____ декабря.
 Классная работа.
 
 
 5. Минутка чистописания.
 Замело в лесу пригорки
 И овражки замело,
 Ни души нет на полянке.
 Тихо. Холодно . Бело.
 Выпишите каллиграфическим подчерком буквы , сочетания букв, которые являются определёнными частями слова.
 1.Выпишите окончание в слове ( пригорки)
 2.Выпишите корень в словах ( полянке , холодно)
 3. Выпишите суффикс в слове (овражки)
 4. Выпишите приставку в слове ( замело)  
 
 
 Проверка : ( Слайд )
  и пол холод к за
 
 
 6. Словарная работа.
 Страшно выйти на крылечко-
 Он сегодня просто лют.
  Льдом сковал и нашу речку,
 И большой соседний пруд.
 А теперь задам вопрос –
 
Кто зимой нам щиплет нос?( мороз)
 
Проговаривание - комментированное письмо м .. роз мороз
 Речевая разминка:  
  Мороз-( морозец, морозилка, заморозки, морозище, мороженое, морозная, морозостойкий , обморожение, заморозки, замораживать, подмораживать…)
 ! Доказать почему они родственные:
  И снег, и ветер , и мороз  
 Разукрасил мне нос.
 Зима ведь время года
 С чудесною .(погодой)
 
Нач. форма существительного- погода.
 Проговаривание - комментированное письмо П….ГОДА ПОГОДА
 
 
 Речевая разминка:  
 Погода- ( погодка, непогода, распогодилось, погожий, погодушка, погодный)
 ! Доказать почему они родственные:
 
 
 Морозы и вьюга ,
  И снег на дворе,
 К нам в гости  
 Приходит зима в ….(декабре)
 Нач. форма существительного- декабрь.
 
Проговаривание - комментированное письмо
  Д…КАБРЬ ДЕКАБРЬ
 Речевая разминка( декабрьский, декабрист, декабристка)
 ! Доказать почему они родственные:
 
 
 Восток- запад,
 ЮГ - …..( север)
 
 Проговаривание - комментированное письмо
  СЕВ…..Р СЕВЕР
 Речевая разминка: северный, северянин, северянка, Североморск.
 ! Доказать почему они родственные:
 
 
 Вывод: Мороз, погода, декабрь, север.
 -Какая орфограмма объединяет все эти слова?
 ( Безударная гласная в корне слова не проверяемая ударением)
 Нужно запомнить или проверить по словарю!
 
 
 7. Обобщение знаний о составе слова.
  Из чего может состоять слово?
 

![]()
![]()
![]()


![]()
![]()
 
 
 
 
 
 






 корень
  окончание
  приставка
  суффикс
  основа
 
 
 
 
 Назовите порядок разбора слова по составу?
 
Разбор слова по составу
 1.
 ![]()
![]()
2.
 
3.
 

![]()
4.
 5.
 Разбор слов по составу.(с объяснением)
 Зимушка ( сущ) , ледяной( прил) , лепит( глагол).
 
 
 Прочитайте первое слово:
 Назовите часть речи первого слова ? ( сущ. Как находим окончание у сущ-х?)
 
 
 8.Распределить слова по группам словообразования.
 К данным схемам.
 










![]()
 
 
 
  Заморозки, расписка, холодный, головка, глазёнки, снежок, звонок,  
  сапожник, загадка.
 Вывод: С помощью каких морфем образованны слова?
 способ образования слов.
 
 
 9.Графический диктант. Условными обозначениями частей слова.
 Глазки, верхушка, повар, дочка, подснежник, Любочка, поезд, пила, наушники, книжечка.
 Запись :
 Проверка:
 10. Самостоятельная работа.
 
 
 
 
 11.Предложение. На улице выпал пушистый снег.
 11. Итог урока. Рефлексия.
 Какими мы были на уроке ?
  
 
  У: умными, успешными
  Р: рассудительными , радостными
  О: организованными, образованными
  К: культурными, красноречивыми