Открытый урок по окружающему миру в 3-А классе
 на тему « Мир бактерий в жизни человека»
 ЦЕЛИ:
 1.Образовательная: познакомить учащихся с бактериями, их жизнедеятельностью и распространением на Земле.
 2.Развивающая: развитие в учениках потребности знать больше.
 3.Воспитывающая: 1.Гигиенические навыки.
  2.Развитие социальной компетентности.
  3.Развитие культуры дискуссии.
 1.Организационный момент:
 Прозвенел веселый звонок,
  Мы начинаем наш урок.
  Любознательные в классе дети
  Обо всем хотят знать на свете.
 
 
 -По какому разделу мы сейчас работаем?
 (Живые участники круговорота веществ)
 -Давайте вспомним живых участников круговорота и их роль в нем.
 а) РАСТЕНИЯ - производители, «кормильцы»
 б) ЖИВОТНЫЕ - потребители, «едоки»
 в) Грибы, микробы - разрушители, «мусорщики»
 2.Актуализация знаний.
 -Какие предметы «мусорщики» разрушат быстрее:
 металлические, стеклянные или продукты?
 (Дети выбрали рисунок с продуктами и пищей)
 Наблюдение за испорченными продуктами
 -Давайте проверим ваши ответы.
 -Посмотрите на результаты ваших опытов:
 (Дети в течение недели проводили опыты с продуктами и принесли заплесневелые хлеб, кусочек мяса, молоко, банан, сливочное масло, сыр)
 -Что произошло с этими продуктами?
 (Они испортились)
 - Как вы узнали?
 (Изменился цвет, запах, вкус)
 -Кто испортил ваши продукты?
 (микробы, бактерии)
 -Во что постепенно бактерии превратят эти продукты?
 (в воду, минеральные вещества)
 -Проверьте себя, страница 124
 (в углекислый газ, воду и минеральные вещества)
 -Можно ли уберечь продукты от порчи?
  Это очень жизненный вопрос, его задавали, задают и будут задавать многие люди, особенно в летний и осенний сезоны.
 Давайте попытаемся на него ответить.  
 (Большинство ребят считают, что можно, пользуясь холодильником)
 -А если холодильника нет?
 (Ребята затрудняются ответить)
 
 
 -Такой способ есть; послушаем выступление Алешковой Вики.
 (Вика проводила опыт Луи Пастера с двумя сосудами; учебник, стр.124-125)
 -Как называется способ Луи Пастера? (страница 124)
 Вывод: способ Луи Пастера называется
 ПАСТЕРИЗАЦИЕЙ
 3.Постановка учебной задачи
 
 
 -Кто догадался, какой будет тема сегодняшнего урока?
  (Различные варианты названий темы урока)
 
 
 -Подумайте, зачем нам надо знать эту тему?  
 
 
 -Сколько мнений в нашем классе?
  (Два разных мнения)
 
 
  -Встаньте, кто считает, что бактерии мешают нам жить.
  -Почему вы так считаете?
  ( а) они портят продукты; б) могут вызвать болезни.)
  
 -Послушаем мнение ребят, назвавших бактерии друзьями?
 (а) полезные бактерии убивают опасных бактерий;
 б) специальные полезные бактерии,  
 созданные человеком - в кефире)
 
 
 -Как вы думаете, на какой вопрос нам предстоит ответить?
 (Бактерии – наши друзья или враги?)
 4. «Открытие» учащимися нового знания
 
 
 -Какие есть предложения?
 (Надо побольше узнать о бактериях)
  
  - Что вы хотите о них узнать?  
 (когда появились; где появились; кто первым их увидел;
  какие они; какую роль играют; почему их так назвали;…)
 ЗНАКОМСТВО С БАКТЕРИЯМИ:
 -Почему их так назвали?
 (Ответ детей по рисунку с опорными словами:
 Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только в микроскоп, поэтому их называют микробами или микроорганизмами)
 
 
 2)-Когда и где появились бактерии?
  - Я приглашаю вас совершить путешествие во времени.  
 Перевожу часы на машине времени на 3,5 млрд.лет назад
  -Что мы можем увидеть в это время на «юной» Земле?  
  (Ответы ребят: большее пространство будет занимать вода;  
 суша - скорее камни; если нет растений, то и нет кислорода,…)
 ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ:
 Физминутка (имитация движений).  Встаньте, ребята,  
 «наденьте скафандры».
 Включаем машину времени, она на экране; наберите код –готовность №1– Поехали!
 -Мы переместились на 3,5 млрд лет назад.  
  -Что видите? Есть ли здесь жизнь? Где ее можно найти?
 (Наши предположения подтвердились, очень много воды, камни
 и нет растений, а значит и нет никакой жизни))
 -Зачерпнем немного воды и вернемся в наше время.
 -Ребята, вы действительно думаете, что нет никакой жизни  
 в воде ?
  (Мнения ребят разделились)
 -Как можем проверить, кто прав?
 (Обратиться к науке, ученым)
 – Узнаем мнение УЧЕНЫХ:
 
 
 а)90% биомассы в морях составляют микробы.
 б)Бактерии живут в холодной, ледяной, горячей
 соленой, кислой природной воде;
 это единственные организмы, обнаруженные в Мертвом море.
  
  -Как вы думаете, бактерии живут только в воде?
 (Наверное, не только, потому что они очень маленькие  
 и могут жить везде)
 -Проверьте себя (Сверка со слайдом)
 - Вам интересно мнение ученых по этому вопросу?
 МНЕНИЕ УЧЕНЫХ:  
 Бактерии живут везде,
 где накапливается органическое вещество
 -Какой можно сделать вывод?
 Вывод: Бактерии очень древние организмы;
  они заняли все среды обитания.
 -Продолжим знакомство с бактериями. Следующий вопрос:
 -Кто первым увидел бактерии?
 (Показ слайда, объяснение учителя)
  Первым из людей их увидел голландский ученый Левенгук
 с помощью самодельного увеличительного прибора в 17 веке.
  Посмотрите на этого ученого.  
 
 
 -Давайте узнаем, что написал Левенгук в своем дневнике наблюдений:  
  «Я посмотрел на воду и с большим удивлением увидел в ней огромное количество мельчайших живых существ».
 -Можем ли мы доказать, что бактерии – это живые существа?
 (Да, можем; если проверим на них все признаки живых организмов)
 -Назовите признаки живых существ:
 (Живые существа дышат, питаются, размножаются, состоят из клеток, растут)
 (Доказательства детей идет на слайдах)
 -Продолжим знакомство с бактериями и постараемся вместе ответить на сложный вопрос:
 –На какие группы можно разделить бактерии?
 – Левенгук первым описал формы бактерий.  
  Давайте с ними познакомимся:
 1.В виде шара
 2.Палочкоовидная форма
 3.Извилистая форма
 4.Форма в виде запятой
  Ученые – микробиологи научились определять
 виды бактерий по их формам. -------
 - А как еще можно разделить?
 (роли бактерий в жизни человека)
  «Кирилл и Мифодий»: Урок № 10, слайд №
  -Можете назвать новые роли бактерий?
 
 
 -«кормильцы» - молочнокислые бактерии;
  -«едоки»  - «кишечная палочка»
 -«болезнетворные» -  вредители, паразиты
 
 
 -Мы познакомились с новыми ролями бактерий.
  Вспомните, на какой вопрос нам нужно было ответить.
 (Бактерии – это наши враги или друзья?)
 -Кто из вас готов ответить на главный вопрос урока?
 (Бактерии могут быть как врагами, так и друзьями,  
  все зависит от самого человека)
 Чтение таблицы «Бактерии – друзья; бактерии – враги»
 
 
 -Подумайте, а что нужно делать, чтобы микробы  
 не попали в наш организм?  
 -К этому вопросу мы вернемся после музыкальной паузы.
 ФИЗМИНУТКА (1-2 мин)
 5 Включение нового знания в систему знаний
  (меры профилактики)
 -Что же нужно делать, чтобы микробы не попали в наш организм?  
 (Ответы детей)
 -Проверим себя, как бороться с микробами и быть здоровыми.
 а ) ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
 (хоровое чтение учащимися)
 СОБЛЮДАЙ … (чистоту )  
 ПРАВИЛЬНО … (питайся)  
 СОЧЕТАЙ ТРУД И … (отдых )  
 БОЛЬШЕ … (двигайся )  
 НЕ ЗАВОДИ ВРЕДНЫХ … (привычек)
 б ) ВИКТОРИНА «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
 (Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону))
 1.Как передаются болезнетворные микробы?
 а) через воду;
 б) через пищу;
 в) воздушно-капельным путем;
 г) через рукопожатие.  
 2.Как предупредить инфекционные болезни?
 а) сделать прививку;
 б) закрывать рот при кашле;
 в) есть овощи и фрукты;
 г )принимать витамины.  
 3. Во время болезни врачи советуют пить чай:
 а) с лимоном;
 б) с сахаром;
 в) с бутербродом;
 г) с медом;
 е) с малиной.
 4. При первых признаках заболевания необходимо:
 а) вызвать врача;
 б) лечь в постель;
 в) идти в школу;
 г) принять лекарство.
 САМОПРОВЕРКА:
  1. а, б, в, г;  
 2. а, б, в, г;
 3. а, г, е;
 4. а, б.  
 -Что еще помогает человеку быть здоровым?
 (юмор, шутки, …)
 -Послушайте частушки на тему урока, в исполнении наших учеников:
 в ) ЧАСТУШКИ:
      | Чистота – залог здоровья, Чистота нужна везде: Дома, в школе, на работе, И на суше, и в воде. | От простой воды и мыла У микробов тают силы. Чтоб микробам жизнь не дать, Руки в рот не надо брать. | 
  |  Руки с мылом надо мыть, Чтоб здоровенькими быть. Чтоб микробам жизнь не дать, Руки в рот не надо брать. | Всякий раз, когда едим, О здоровье думаем: Мне не нужен жирный крем Лучше я морковку съем. 
 | 
  | Если слушаете вы Нас очень внимательно, То узнали вы сейчас, Что грязнули нет средь нас. | 
 
  Итог урока:
 -Какое «открытие» вы сегодня сделали для себя?
 (Что бактерии могут быть и друзьями, и врагами;
 очень важно соблюдать правила гигиены)
 
 
 -Все ли мы узнали о бактериях?
 (Нет, мы не говорили о жизни бактерий в природе)
 
 
  Домашнее задание:
 -Найти интересные факты о жизни бактерий в природе; стр. 124-127