Тема: «Сердце матери» 4 класс
Тип урока: комбинированный (на урок приглашаются мамы)
Целевая установка:
Описать сердце матери, раскрыть особенности материнской души, понятие: «Мама – Творец человека»
Понятия: семья, любовь, счастье, забота, терпение.
Предметные результаты: обучение детей ценить и дорожить великим даром общения с близкими. Воспитание у учащихся чуткого и уважительного отношения к своим близким, к маме.
УУД
Регулятивные – определение правил изучения общечеловеческих норм.
Познавательные – работа в группах с раздаточным материалом; работа с анкетой; просмотр фрагментов видеофильма «Марья-искусница».
Коммуникативные – определение правил работы в группах
Личностные результаты - проявлять компетентность во внимательном и уважительном отношении к своим близким, к маме.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» для 4 класса, солнце с лучами, вырезанные из цветной бумаги, маркеры, музыкальное сопровождение, презентация.
Ход урока.
- 
	Организационный момент. Рефлексия настроения. 
- 
	Встаньте парами, соедините ладони рук, закройте глазки. Поделитесь своими чувствами, что вы испытали? (Тепло, ласку, доброту) С каким настроением, вы ребята начинаете урок? 
II. Введение в тему
- 
	Давайте послушаемтишину…(1 слайд) 
- 
	Что можно услышать в тишине, если хорошенько прислушаться?. 
- 
	Вы слышали, как бьется ваше сердце? … 
- 
	Это услышать просто или сложно? Почему?. 
- 
	Что говорит вам ваше сердце? … 
- 
	А как вы думаете, кто«включил» вам ваше сердечко? Я приглашаю вас заглянуть в одну удивительную тайну. (Звучит Шуберт «Аве Мария») Расул Гамзатов «Мама» Воспеваю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою… Слово это – звон и заклинанье, В этом слове – сущего душа. Это искра первого созданья. Резвая улыбка малыша. Слово это сроду не обманет, В нём сокрыто жизни существо, В нём – исток всего, Ему конца нет. Встаньте!. Я произношу его: Мама! 
- 
	Какое настроение, чувства и состояние души вызывает у вас это стихотворение? 
- 
	Так кто же дал возможность вашему сердечку вести вас по этой жизни? Конечно, МАМА! 
Какая тема нашего урока?
Тема появляется на слайде.(2 слайд)
- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?
- Какое оно «сердце матери»?
- Кто для тебя «мама»?
III. Сообщение темы и целей урока
Тема нашего урока «Сердце матери» (3слайд)
Цель: представить и описать сердце матери, раскрыть особенности материнской души.(4 слай Эпиграф урока (5 слайд)
Солнце не лучится в непогоду
Вечно в доме не сберечь тепло,
Только сердце матери сквозь годы
Светит одинаково тепло Роман Ругин
IV. Работа по теме урока
1. Работа с анкетой в форме игры.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а вы хорошо знаете свою маму?
- Сейчас мы это узнаем.
- Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, которая называется «Моя мама» (зачитать вопросы анкеты, если ребёнок узнал ответ про свою маму, то поднимает красное сердечко)
2. Сообщение детей.
- Ребята, а теперь вспомним, что такое семья?
- 
	Это не просто родственники, живущие под одной крышей. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Велика в семье роль матери, которая несет в себе радость и доброту, любовь к своему дому, делает счастливым детство своих детей. 
- Ребята, а вы помните, когда в нашей стране отмечается «День матери»?
- 
	День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября. Этот праздник призван поддерживать традиции бережного отношения главному человеку в семье – женщине-матери.(6слайд) 
- 
	В европейских странах, тоже отмечают этот праздник, приходится он на второе воскресенье мая. Весна – это начало жизни, а мама дарит жизнь. 
- Из этого можно сделать вывод, что, «Мама – творец человека».(7 слайд)
- Вы согласны?
- Послушаем стихотворение.
(Стихотворение наизусть читает ученица)
День матери — праздник пока молодой,
Но все ему рады, конечно,—
Все, кто рождены под счастливой звездой,
И мамы опеки сердечной!
Мы в диких бегах суеты городской
Подчас забываем о маме,
Спешим, растворяясь в массе людской,
Всерьез увлекаясь делами…
А мама нас ждет, и ночами не спит,
Волнуясь и думая часто—
«Ах, как они там?»— и сердце болит,
И стонет, и рвется на части…
5. О материнской ласке, доброте и терпении сложено не мало песен.
Одну из них мы сейчас споём. Называется она «Мама – главное слово»
6. Работа в группах (вспомнить правила работы в группе)
1 группа – выбирает качества души, присущие маме (дети приклеивают лучики к солнышку, с качествами, присущими маме);
2 группа – собирает пословицы о матери(8слайд);
- 
	При солнышке светло, при матери добро. 
- 
	Нет милее дружка, чем родная матушка 
- 
	Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. 
- 
	Материнская ласка конца не знает. 
- 
	Мать кормит детей как земля людей. 
- 
	У ребенка болит пальчик, а у матери сердце 
- 
	Сердце матери лучше солнца греет. 
3 группа «Составляет рассказ «Мамино воскресенье»
4 группа – образ матери в живописи (работает над картиной художника О.А. Кипренского «Мать с ребенком»)(9 слайд)
V. Проверка работы в группах
VI. Физминутка (дети выполняют танцевальные движения под мелодию песни «Мама»)
VII. Продолжение работы по теме урока
- Ребята, тема нашего урока «Сердце матери»
- Как, вы думаете «сердце матери» надо беречь? Отчего?
Ты уже в том возрасте, когда можешь понять свою маму, помочь и посочувствовать, подарить ей радость. Нужно только захотеть и не быть равнодушными. Нередко вы расстраиваете мам своими поведением, поступками, оценками, обижаете их и сами на них обижаетесь. А заслуживают ли они такого отношения, справедливы ли вы к ним?
1. Просмотр видеоролика из сказки «Марья - искусница» (фрагмент борьбы матери с водяным за жизнь сына)
2. Беседа по содержанию фрагмента видеоролика
- Какой момент был самым напряженным?
- О чем Водяной спросил у Марьи?
- Что она ответила?
В заключении, мне бы хотелось вам сказать ребята, будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость. Берегите же самую добрую, самую хорошую – вашу маму, берегите её здоровье, её силы - и у вас от этого будет хорошо и спокойно на душе.
VIII. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу
- Что главное извлекли из урока? (Мама творец человека)(10 слайд)
- 
	Мама – самый верный друг, который никогда не предаст своего ребёнка.Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести. 
- 
	Исполнение песни «А я игрушек не замечаю" 
XIX. Подарок маме
Дети дарят заранее нарисованные открытки для мам и красочные сердечки.
впечатлению от урока.
- А сейчас, ребята, я обращаюсь к вам со словами:
- 
	Как бы не манил вас бег событий, Как ни влёк бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите От обид, от тягот, от забот. Если стали сердцем вы суровы, Будьте, дети, ласковыми с ней. Берегите мать от злого слова. Знайте: дети ранят всех больней. Если ваши мамы вдруг устали 
- 
	Добрый отдых вы должны им дать… 
- 
	Вам наказ даю, напоминаю: Дети, дети, берегите Мать! - Большое спасибо всем за работу.(11 слайд) 






 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    