Методическая разработка урока
  Окружающего мира
  Класс: 3
  Тема: Экология. Агрессивная экологическая среда.
  Программа: «Школа России»
  Автор учебника: А. А. Плешаков
  I. Основная часть
  1. Методическое обоснование темы.
  2. Методические рекомендации по проведению урока.
  3. План урока  
  4.Дидактический материал к уроку (можно не выделять в виде приложений).
  5. Список литературы (источников) для учащихся.
  6. Список литературы для педагогов.
  
 
  Наш дом – окружающая среда, находится в большой опасности. Загрязняется воздух, вода, почва, уничтожаются леса, исчезают животные. 
  Данная методическая разработка посвящается проблеме экологического загрязнения окружающей среды. Раскрывает вопросы по охране экологии, в т.ч. воздуха. Методическая разработка может быть полезна учителям, как молодым специалистам, так и имеющим опыт работы. Познавательна и интересна для детей. Они подробно знакомятся с проблемами агрессивной экологической среды и выясняют пути их решения.  
  
 
  II. Конспект урока
 
 
  -  Основная часть 
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.
 Рекомендации к уроку:
  1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
  ·      четко определить и сформулировать для себя его тему;
  ·      определить место темы в учебном курсе;
  ·      определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
  2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока.
  3.Спланировать учебный материал
  Для этого надо:
  Подобрать литературу по теме.
  Подобрать учебные задания, целью которых является:
  ·      узнавание нового материала;
  ·      воспроизведение;
  ·      применение знаний в новой ситуации;
  ·      применение знаний в незнакомой ситуации;
  ·      творческий подход к знаниям.
  4.Сгруппировать отобранный учебный материал.
  5.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
  ·      что контролировать;
  ·      как контролировать;
  ·      как использовать результаты контроля.
  6.Подготовить оборудование для урока. 
  7.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
  8.Написать конспект урока.
  
 
   
 
  Рекомендуемый план урока:
  1. Тема программы: Чему учит экономика.
  2. Тема урока: Экономика и экология. Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения.
  3. Тип урока: Комбинированный.
  4. Вид урока: Смешанный.
  6. Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания положительных качеств личности.  
  7. Цели образования: познакомить детей с терминами «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «эколог»;  
  учить применять знания о природе в новой ситуации;  
  развивать речь, мышление, обогащать словарный запас, учить сравнивать, обобщать;
  воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за наш общий дом, за сохранение природы, 
  доказать, что Земля – наш дом: бережем дом – бережем свое здоровье;  
  вывести правила личной экологической безопасности;  
  8. Материально-дидактическое обеспечение урока:
   1. Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.
  2. учебник «Окружающий мир» 3 кл. II ч. Автор А. А. Плешаков, М., «Просвещение», 2010
  3. Поурочные разработки « окружающий мир», Целоусова, Максимова, М., «Просвещение», 2010
  4. рабочая тетрадь 2 часть
  5.Википедия  
  Оборудование и материалы:
  Мультимедиа система, презентация, конспект урока.
  Учебник « Окружающий мир» 3 кл, ч.II, А. А. Плешаков
  
 
  Работа обучающихся на уроке: (обучающиеся работали активно, все были включены в работу).
  Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
  Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
  Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
  Ход урока:
  -  Организация класса.   
 Учитель: - Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
 Дети: - Мы пришли сюда учиться,
  Не лениться, а трудиться.
  Работаем старательно,
  Слушаем внимательно!
 Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
  -  Проверка домашнего задания.   
Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Ксения, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?
 Ксения: - Уметь рассказать, что такое экономика и ответить на вопросы.
 Учитель: - Любое государство не может обойтись в современном мире без экономики. Какие понятия экономики вы запомнили?
 Дети: - потребности человека, семейный, государственный бюджеты и т.д.
 Учитель: - Хорошо. Назовите потребности человека.
 Дети:- в пище, в дыхании, размножении, в различных товарах и услугах.
 Учитель: - Хорошо. Иногда потребности в товарах и услугах превышают семейный бюджет. Что значит экономить?
 Дети: - Быть бережливым, хозяйственным, экономить деньги, свет, газ, воду и т.д.
 Учитель: - Верно. Молодцы.  
 Возможное изменение экономики государства может привести к изменению всего уклада жизни людей на той или иной территории.
 У экономики есть две стороны: полезная и вредная. Почему так говорят?
 Дети: - потому что без экономики не может существовать государство, но и экономика может наносить вред окружающей среде, например, человек в почву добавляет химикаты, транспорт и предприятия выделяют выхлопные газы в воздух и т.д.
 Учитель: Молодцы, верно.
 1)Подготовка к формулированию новой темы.
 Учитель: как могут быть связаны понятия «экономика и экология»?
 Дети: Одинаковое начало слов «эко»;
 Учитель: А ещё что-нибудь можете сказать?
 Дети: «экология» происходит от греческих слов «oikos» - «дом, жилище» и «logos»-наука; «номос» - правила, законы.( слайд 2)
 Учитель: - Хорошо, правильно. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
 Дети: - о том, как мы должны вести себя в нашем общем доме – природе, как защищать, охранять её.
 Учитель: - молодцы, правильно.
 -Так что же такое «экология»?
 Дети: - наука о взаимосвязях живых организмов с природой.
 Учитель: - что обозначает слово «эколог»?
 Дети : - ученый, занимающийся экологией, т. е. изучающий взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой. 
  Учитель: Правильно. Если выражаться научным языком, экология – это наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и окружающей средой. А что может изучать экология?  
  Дети: - например, организмы почвы, сама почва, вода, воздух, человек и т.д.  
  Учитель: -В экологии есть особый раздел , который занимается изучением и контролем воздействия человека на природу.
  Наш дом – окружающая среда, находится в большой опасности. Загрязняется воздух, вода, почва, уничтожаются леса, исчезают животные. 
 (3 слайд: )Так выглядит наша Земля из космоса. Опишите её.  
 Дети: Она имеет форму шара, круглая, голубая, много воды.
 Учитель: а что обозначает зелёный цвет на планете? Голубой?  
 Дети: Леса, вода.
 Учитель: вспомните, пожалуйста, и повторите тему урока.
 Дети: мы поговорим сегодня о причинах загрязнения окружающей среды, её негативном воздействии на организм человека.
 (4 слайд) : Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающих экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку.
 Учитель: в природе всё взаимосвязано. Как влияет загрязнение воды, воздуха на человека?
 Дети: Загрязненные вещества движутся по цепочке и попадают в организм человека.
 (5 слайд: )Движение загрязняющих веществ от окружающей среды к человеку так и называется «цепь загрязнения».
 Учитель: приведите примеры
 Дети:
 (Грязная река – рыба – человек – больница.) 
(Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог – человек – больница.) 
(Огород возле завода – овощи – человек – больница.)
 Учитель: какой вывод можно сделать?
 Дети: что плохое( негативное) воздействие человека на окружающую среду, возвращается к человеку, делает его слабым и больным. 
Учитель: Как защититься от вредного воздействия окружающей среды?
 Дети:  
 Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. 
Всегда тщательно мой овощи и фрукты. 
Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке. 
В магазине выбирай экологически чистые продукты.
 Нельзя купаться возле промышленных стоков. 
Пей только кипяченую воду. 
Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра. 
 Учитель: Молодцы!  
  В большой степени загрязнение атмосферы – воздушной оболочки Земли -сказывается на здоровье городского населения. Об этом говорят различные заболевания жителей.  
  Учитель: - какую функцию выполняет нос?  
  Дети:  Дыхательную. Она самая важная, обеспечивает поступление кислорода в организм.  
  Учитель: Человек не может больше минуты обойтись без воздуха. А объема воздуха, который проходит через нос всего за один день, хватило бы, чтобы надуть 500 воздушных шариков. 
  (6 слайд ): ДЛЯ КАЖДОГО…
  -  Каждый проводит 90% своего времени в помещении 
-  Каждому необходимо примерно 15 м3 чистого воздуха в день 
-  Каждый вздыхает примерно 22 000 раз в день 
-  Каждый вдыхает в себя примерно 6 000 загрязнённых частиц за один вдох   
-  Взрослый вдыхает через нос за 1 мин. около 500 мл воздуха 
-  Взрослый за сутки вдыхает около 11 000 л воздуха 
 Основным источником загрязнения атмосферы являются промышленные и пищевые предприятия, часть которых не достаточно оборудована очистными сооружениями.
 (7 слайд)
  (8 слайд): Загрязненный городской воздух провоцирует множество различных болезней жителей:
   развитие сердечного приступа
   способствует повышению кровяного давления    заболевание астмой связано с ухудшением экологии    загрязнение воздуха ведет к дефектам развития новорожденных  Почти каждый второй россиянин дышит воздухом, в котором вредные вещества превышают предельно допустимые концентрации. Но нередко содержание примесей больше допустимого уровня и в десять, двадцать, а то, глядишь, и в 60 раз. Естественно, это укорачивает нашу жизнь. Из-за загрязнения атмосферы увеличивается на 20 % (по официальным данным) заболеваемость детей и на 10 % - взрослых.
  Какие же профилактические меры надо проводить, чтобы  защититься от вредного воздействия агрессивной окружающей среды?
 Дети: Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше. 
Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем. 
Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог. 
 Попроси взрослых не курить в квартире. 
Разводи комнатные растения, которые очищают воздух. 
Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.
 (слайд 9)
  Итог. - Мы сегодня говорили об экологической безопасности. Кто виноват в том, что мы часто заболеваем от грязной воды, дышим грязным воздухом, отравляемся продуктами питания?  
  Дети: Сам человек. По вине человека вырубаются леса, загрязняются водоёмы, выпадают кислотные дожди.  
  - Для того, чтобы меньше на Земле случалось вот таких экологических катастроф мы должны знать и соблюдать правила поведения в природе, вовремя решать трудные проблемы, связанные с экологическим загрязнением.
  Д.з. – подготовить презентацию по теме урока Агрессивная экологическая среда
  
 
  
 
  
 
 
 
 
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
   11