kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литература «Тёма и Жучка» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание  условий  для  ознакомления с рассказом Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литература «Тёма и Жучка» 3 класс»

Конспект урока по литературе

Тема: «Тёма и Жучка»3 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создание условий для ознакомления с рассказом Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка».

Задачи:

  • образовательная: уметь осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью

  • развивающая: развивать умение работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения, развивать творческие аналитические способности, развивать коммуникативную культуру, содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом;

  • воспитывающая: воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, воспитывать чувство толерантности.

Планируемые результаты :

Личностные: Иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Метапредметные:

Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации, строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей.

Регулятивные: Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Коммуникативные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, корректно строить речь при решении коммуникативных задач, сравнивать произведения и их героев, проводить аналогии

Предметные: Определять основную мысль прочитанного, составлять личное мнение о литературном произведении и выражать его на доступном уровне, соотносить поступки героев с нравственными нормами, читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, сжато пересказывать текст, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного.

Методы обучения: словесный (беседа, работа с книгой), наглядные (демонстрация изображений объектов)

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование: учебник, икт



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(1 мин)

Приветствие.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу дружок!»

Приветствуют учителя

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(2 мин)

Речевая разминка: (Слайд 1)

Да-да-да - из трубы бежит вода. Ша-ша-ша - мама моет малыша. Ют-ют-ют - очень любим мы уют. Аш-аш-аш - у Ирины карандаш. Ща-ща-ща - мы несем домой леща.

У Сени и Сани в сенях сом с усами.


-Что же вы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ к концу урока?

ЗНАТЬ (познакомиться с творчеством и биографией автора; с содержанием рассказа)

УМЕТЬ (выразительно и осознанно читать, отвечать на поставленные вопросы)

Выполняют разминку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи

(2 мин)

-Про какого человека можно сказать: у него «золотая душа»?

-В конце урока вы мне должны будете ответить:

-Можно ли Тёму назвать человеком с «золотой душой»?

-добрый, отзывчивый, милосердный, смелый, отважный

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: постановка вопроса.


4. Построение проекта выхода из затруднения

(20 мин)

-Ребята, а каким образом мы с вами можем узнать что-либо о знаменитом великом человеке?

-А как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески — БИО, а писать — ГРАФО? Давайте сформулируем определение литературного жанра биографии?

-Верно, молодцы!

-А как вы думаете с биографией какого писателя мы с вами сегодня ознакомимся?

Знакомство с творчеством Н.Гарина-Михайловского.

(Слайд 3)

Родился Николай Георгиевич в Петербурге, где служил его отец - боевой офицер.


Окончив гимназию, он поступал на юридический факультет университета, но не сдал один из экзаменов. Он перешел в институт путей сообщения, и специальность инженера-путейца стала его призванием на всю жизнь.


Писателем он стал только к 40 годам, писал часто в дороге, в вагоне, в каюте парохода или номере гостиницы.


Он создал автобиографичную повесть «Детство Тёмы», куда и вошёл рассказ «Тёма и Жучка».

-А как называется его произведение с которым мы сегодня познакомимся?

-Как вы думаете о чём этот текст?

А кто такой Тёма и кто такая Жучка?

Мозговой штурм.

— Что вы знаете о собаках?









— Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в беде.

Предварительная словарно-лексическая работа: (Слайд 4)

Ирод – изверг, мучитель.

Ставни – створки для прикрытия окна.

Брезжить – чуть светиться.

Истома-чувство приятной расслабленности.

Каретник- сарай для карет.

Вожжи – ремни для управления лошадью.

Жердь – шест из длинного тонкого ствола дерева.

Трехсаженная глубина (сажень) - русская мера длины, равная 2,13м.

Смрад – вонь, отвратительный запах.

Чаять – ожидать, надеяться.

Читаем 1 главу по цепочке (Слайд 5)

- С какого вопроса начинаются все события?

-Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

-Каким, словом называет няня этого человека?

-Ребята, кто главный герой повести?

-А что с ним произошло?

А что случилось с Жучкой?

-А кто такой ирод?

-А сейчас представьте, что вы оказались на месте Тёмы.

-А сейчас повернитесь друг к другу и расскажите о чувствах, которые вы испытали, когда представили, что вы являетесь Тёмой.

-Так, молодцы! А сейчас кто желает пересказать начало повести о лица Тёмы?



-Как мы можем назвать данную главу?


Читаем 2 главу(Слайд 6)

– Как вы думаете, беспорядок в столовой и в саду увиден глазами Тёмы или только глазами автора?

– Для чего в тексте присутствует описание этого беспорядка?









-Как вышел, Тема из дома? (прочитайте 1 абзац)

-Куда и с чем отправился Тема?

-А как мы эту главу назовем?


3 глава(Слайд 7)

-Найдите в этом отрывке те строчки, из которых ясно, что Тёма очень любит своего четвероногого друга.

-Почему Тёме в это утро трудно было перебраться через стену, отделявшую черный двор от сада? Отвечая на этот вопрос, старайтесь найти самую главную причину.





-Когда он позвал Жучку, что он услышал?

-Как на него подействовал «жалобный, протяжный стон» Жучки?

- С какими словами обращается к собаке мальчик? Найдите в тексте

Мы можем познакомится с ним.

Прочитать что-либо о нём.

Биография.

Биография — это жизнеописание какого-либо человека.

С биографией Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.





















«Тёма и Жучка»

О Тёме и о Жучке.

Мальчик и собака.



верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище






























Дети читают текст.

-«Няня, где Жучка?»




-Ирод

-Тёма.

-Случилась беда с его собакой Жучкой.

-Какой-то ирод бросил её в колодец

Ирод-это плохой человек.

Дети выполняют просьбу учителя.

Дети работают в парах.

Желающие пересказывают.

-Известие о Жучке




-Беспорядок увиден не только глазами автора, но и глазами Тёмы

-Насколько мутно и тревожно на душе у Тёмы, везде в окружающем его мире царит беспорядок, – всюду очень неуютно.

-План спасения Жучки






-Причина всего одна – Тёме нездоровится. Он очень впечатлительный мальчик, и судьба Жучки буквально потрясла его.

-Жалобный протяжный стон

-сердце Темы мучительно сжалось

-«Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!»


Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(10 мин)

Работа в малых группах

Подготовьте ответ на вопрос

Почему Тёма никого не попросил о помощи, когда отправился спасать Жучку?

-Подбери пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу:

1).Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2).Ученье - свет, неученье - тьма.

3).Собака – друг человека.

4). Друг познаётся в беде.



Познавательные: выполнение действий по алгоритму,

доказательство.

Регулятивные: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Рефлексия деятельности

(4 мин)

-Как ты думаешь, почему Тёма никого не попросил о помощи, когда отправился спасать Жучку?

- Какого человека можно назвать смелым?

-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?

-Можно ли назвать Тёму трусом? Храбрым? Почему? Смелый – это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх?

-Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

-Как вы оцениваете поступок Темы?

-Можно ли назвать Тёму человеком с «золотой душой»?

-Тёма решил все сделать сам, так как боялся не успеть спасти собаку Жучку из колодца.

-Это тот, кто не боится или тот, кто может побороть свой страх

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей достаточно полно.

Информация о д/з (1 мин)

Пересказ одной из прочитанных глав






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литература «Тёма и Жучка» 3 класс

Автор: Пономарева Анастасия Алексеевна

Дата: 07.11.2021

Номер свидетельства: 590668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Н.Г.Гарин – Михайловский « Тёма и Жучка» "
    ["seo_title"] => string(39) "n-g-garin-mikhailovskii-tioma-i-zhuchka"
    ["file_id"] => string(6) "191940"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427385837"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Урок литературного чтения с презентацией 3 класс " Тема и Жучка"                         Н.Г.Гарин – Михайловский "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-3-klass-tiema-i-zhuchka-n-g-garin-mikhailovskii"
    ["file_id"] => string(6) "228530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441367738"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Гарин-Михайловский "Тема и Жучка" "
    ["seo_title"] => string(35) "garin-mikhailovskii-tiema-i-zhuchka"
    ["file_id"] => string(6) "135989"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417014397"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Тест по чтению для учащихся 5 класса СКОУ VIII вида по рассказу Н. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка» "
    ["seo_title"] => string(115) "tiest-po-chtieniiu-dlia-uchashchikhsia-5-klassa-skou-viii-vida-po-rasskazu-n-garina-mikhailovskogho-tioma-i-zhuchka"
    ["file_id"] => string(6) "203915"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1429556245"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Литературно-музыкальная композиция "Памяти Л.Н.Толстого", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturno_muzykal_naia_kompozitsiia_pamiati_l_n_tolstogho_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "398650"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489056566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1270 руб.
2110 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства