Предмет: русский язык
  Класс: 4
  Тема урока: «Правописание безударных окончаний имён существительных»
  Тип урока: открытие нового знания
  Основные цели:
  - Сформировать умение писать безударные окончания имен существительных 
- Сформировать умение фиксировать затруднения, выявлять причину, возникшего затруднения, самостоятельно строить новое знание. 
 Оборудование: доска, листы с заданиями для групп, эталон, карточки с заданиями для самостоятельной работы, учебник 4 класса М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко « К тайнам нашего языка», тетрадь – задачник  
  Ход урока
  1. Мотивация к учебной деятельности
  - Здравствуйте ребята! Начинаем урок русского языка
  Прочитайте девиз урока: ( Слайд 1)
  В мире много интересного,  
  Нам порою неизвестного.
  Миру знаний нет предела,
  Так скорей, друзья, за дело!
  Как вы понимаете девиз нашего урока?
  -О каком деле идет речь? (об открытии нового знания)
  - Какие знания вы открываете на уроках русского языка? (Мы учимся грамотно писать.)
  - Какие знания самые прочные? (Которые мы открываем сами.)
  -Как же вы открываете все новое? (сами должны понять, что мы еще не знаем, и самим постараться открыть это новое)
  - Я вам желаю преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
  2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
  -
  С чего начнем наш урок? (С повторения)
  - Для чего мы будем повторять? (Это нам необходимо для открытия нового).
  
 
  
 
  - Запишите слова, решите орфографические задачи  
  Тр . ва , в травк . ( на доске)
  3.Выявление места и причины затруднения
  - В каком слове не удалось решить орфографические задачи? Почему?
  - Назовите часть слова, где находится орфограмма.
  4. Построение проекта выхода из затруднения ( Слайд 2)
  Определите тему урока: Правописание безударных гласных в окончаниях имён существительных.
  Какую цель поставите? ( Научиться правильно писать безударные окончания имен существительных)
  Чтобы вы смогли сами открыть новое правило, я предлагаю вам работать по плану.
  План урока: ( план на доске)
  1.Открыть правило.
  2. Составить алгоритм действий по правилу.
  3. Научиться применять правило.
  1. Просклоняйте слова трава - травка
  Пиши их рядом, оставляй «окошки» на месте орфограмм в окончании.
  В обоих ли словах они будут? Почему так?
  1.2.Рассмотрите схему Упр. 199.
  Какая подсказка есть в схеме?
  Проверьте себя. Упр. 200
  1.3.( работа в паре) ( Слайд 3)
  Вот как ребята применили новые знания и решили орфографическую задачу.  
  Всё ли у них вышло верно?
  Как у кошк  . и кота ( у кота – у кошка )
  Шубка очень хороша.
  В чём ошибка учеников? Какое различие между проверочным словом и проверяемым они не учли?
  Назовите ещё один признак проверочного слова.
  Проверьте себя. Упр. 204
  - Какие признаки должны быть у проверочного слова?  
  ( схема на доске)  
  П роверочное слово
роверочное слово  
  У дарное окончание
дарное окончание
   Склонение
  1.4 Авторы учебника приготовили для вас слова - помощники для каждого склонения.
  Упр. 206.( запиши по одному слову)
  - Что будешь узнавать о словах?
  - Как убедишься в том, что они могут быть проверочными?
  Признаки проверочного слова определены, определены и слова – помощники для каждого склонения.
  - Мы выполнили первый пункт плана? ( да, открыли правило)
  - Можем решить орфографическую задачу? ( не , не знаем способа действия)
  2. ( работа в группах)  
  Соберите алгоритм, как будешь узнавать буквы в безударных окончаниях имён существительных.( у ребят алгоритм разрезан, нужно восстановить последовательность)
  Эталон
  -  Поставь имя существительное в начальную форму. 
-  Определи склонение. 
-  Выбери слово – помощник из карточки подсказки. 
-  Поставь слово – помощник в тот же падеж, что и проверяемое. 
-  Узнай в проверочном слове окончание. 
-  Напиши такое же в проверяемом. ( алгоритм на доске) 
 - Смогли мы преодолеть затруднение? (да)
  - Что нового вы узнали?
  5. Первичное закрепление во внешней речи
  
 
  - Что вы теперь должны сделать? (Научиться применять правило.)
  
 
  3.1.( работа в паре)
  Решите проблему:
  
 
  В травк  е. – травка – 1 скл. земля в земле е Слайд 4
  
 
  3.2.Упр. 208.
  (первые три слова – комментируем)
  3.3.следующие три в паре по образцу
  Проверка! ( Слайд 5)
  - У какой пары задание вызвало затруднение?
  - Где у вас возникло затруднение?
  - Почему оно возникло?
  - У кого задание не вызвало затруднение?  
  6. 3.4 Самостоятельная работа с проверкой по эталону
  - Для того, чтобы проверить свои знания выполним самостоятельную работу. На карточках дан текст. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных. Пользуйтесь данным алгоритмом.
         | Им. Сущ. | Нач. ф | Род | Скл. |  Слово- помощник Проверочное | Оконч. | 
  | На болот. | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | У беседк . | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | О топол . | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | Для дедушк . | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
  | В огород . | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 
  
 
  Проверка по эталону ( Слайд 6, 7)
  - У кого возникли затруднения при выполнении задания?
  - У кого были ошибки? Сделайте вывод. (Нужно потренироваться в применении правила.)
  - У кого не возникло затруднения?
   7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ( Слайд 8)
  - Какую цель ставили на уроке?
  - Нам удалось достичь цели?
  - У кого возникли затруднения? Почему?
  - Выполнили план урока?
  - Как высчитаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.  
  На следующих уроках мы продолжим тренироваться в применении нового правила?  
  Домашнее задание. Упр. 209.