Тема урока: Круговорот воды в природе.
Цель: Дети рассмотрят и сформулируют  процесс круговорота воды в природе.
Задачи:
	- Раскроют свое представление о воде, как источнике жизни.
- Вспомнят три состояния воды в природе, дополнят знания о свойствах воды через усвоение понятий испарение и конденсация.
- Освоят доступные способы изучения природы- опыт, наблюдение, сравнение, развивая навык аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Определят степень успешности своей работы и работы товарищей через выполнение тестов, будут сотрудничать в группах.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Оборудование:  презентация Microsoft Power Point , видеоролик «Испарение и конденсация», материал для проведения опыта, листы юного исследователя, тесты для индивидуальной работы.
Ход урока:
1.Психологический настрой на урок « Подари улыбку»  
1.1-Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Прежде чем начать урок я бы хотела предложить вам поделиться друг с другом улыбкой. Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга, можете подарить смайлик. Пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом, радость познания нового, еще неизведанного в вашей жизни.
1.2-Предлагаю вам картинку на выбор: снежинка, капелька, льдинка.
(рассаживаются по группам соответственно: снежинки – одна группа, льдинки – другая и капельки- третья группа)
-Ребята, как вы думаете, почему именно так мы сегодня объединились в группы? ( предполагают, что возможно тема урока три состояния воды в природе, другие предположения)
             2. Актуализация опорных знаний. Мозговой штурм. 
Отгадайте загадку
Я и туча и туман, Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.(вода)
-Давайте с вами постараемся вспомнить все, что мы уже знаем о воде и обобщим эти знания в таблице ЗХУ
-Что хотите еще узнать о воде?
Знаем              Хотим узнать                 Узнали
3. Целеполагание. 
Сегодня на уроке:
•        Я помогу вам расширить свои познания о воде;
•        вы  сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали; 
•        узнаете  о существовании  круговорота воды в природе и  что обозначают слова «испарение» и «конденсация»;
Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.
4. Реализация. Открытие новых  знаний.
4.1. Исследуем свойства воды, рассматривая в процессе беседы простую бытовую ситуацию, которая знакома детям (испарение конденсация)
- Что происходит  с водой, если она очень долго кипит? ( Превратиться в пар, испарится )
-Но вода испаряется не только при кипении.(мокрые волосы сохнут, белье)
-А куда денется? ( в воздухе повысится влажность)
 Когда встретиться с холодной поверхностью, будь то окно, или холодная стена, вода снова превратиться в жидкое состояние. (конденсация)
Потом пригреет солнышко и снова вода продолжит свое путешествие в виде мельчайших частичек пара. Это круговорот воды в комнате, в доме.
4.2  Наблюдение над опытом.(видео) опыт показывает принцип круговорота воды в природе. 
4.3  Изучите в группах схему круговорота воды в природе(раздаются опорные схемы). Сравните опыт со  схемой. Похожи ли эти процессы. Объясните свою схему.
(даю направление:
-наблюдая опыт вода нагревалась огнем, а в природе что является источником тепла? Значит начинаем рассуждение от солнца)
4.4. Выступление спикеров групп. 
Дополнение  учителя по ходу ответов учеников.
 -Иногда  водяной пар охлаждается у самой земли. Летними вечерами после жаркого дня над лугами, болотами, над речушками, где прохлада появляется туман
- Если произойдет резкое понижение температуры в слоях атмосферы, то конденсируясь капельки воды превратятся в град., а если постепенное понижение температуры, то получается снег.
                                                    Физминутка 
Солнце. Жарко. Стало тише. Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает  и осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе: ниже, ниже, ниже.
 
-О каком явлении в природе говориться в физминутке.?
-Что бы произошло, если бы ветер не перегонял облака.?  ( обсудят в группах, отвечают спикеры)
4.5. Подтверждение знаний по учебнику. Стр.37
-Перед чтением даю установку читать внимательно и найти в тексте что-то новое.( подчеркнуть)
«Толстые» вопросы :
-Что произошло бы с землей, если бы не происходил круговорот воды в природе?
- Происходит ли круговорот воды зимой?
4.6.Постановка проблемы: ( активизация детей на дальнейшее изучение темы)
-Вода находится в постоянном движении и возвращается к нам снова и снова. Если вода –растворитель,  значит, возвращается она к нам не очень чистая? Почему дождевую или талую воду пить не рекомендуется, а в родниках вода чистая и прозрачная.
4.7. Убедимся в этом , проделав опыт.  
-Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Хотите?
Тогда прочитайте внимательно инструкцию (Приложение ) и выполните опыты 1 и 2. И как всегда пожелайте друг другу успехов в работе.
Заполняем дневник исследователя.
- А как в природе происходит очистка воды?
 -Сама природа заботится о нас. И, чтобы мы с вами пили чистую воду из родников, фильтрует эту воду через слои земли. Люди тоже создают очистительные фильтры. Но, к сожалению , люди- самые разумные существа на планете, поступают  иногда неразумно. Засоряют реки  и моря.
Какой вывод можно сделать из этого?   ( воду нужно беречь)
5. Рефлексия.
5.1. Заполняем таблицу УЗНАЛИ ( перетаскиваем таблички  КРУГОВОРОТ, ИСПАРЕНИЕ, КОНДЕНСАЦИЯ)
-Ответили мы на вопросы, которые возникли у нас в начале урока?
5.2. Тест. «ДА или НЕТ»  Самопроверка. Самооценивание.
5.3. В начале урока вы улыбались. Теперь оцените свое настроение в конце урока. На доске два смайлика грустный и веселый. Дети крепят стикер со своим именем , оценивая соответственно свое эмоциональное состояние .
  Приложение №1
Опыт1. (Внимательно прочтите и следуйте инструкции)
- Положите шпателем в стакан с водой  немного соли. Размешайте.
- Что стало с водой? Понаблюдайте.
-Добавьте в полученный раствор немного песка.
- Дайте  воде постоять. Что вы заметили?
-Запишите свои наблюдения в лист юного исследователя.
(Вода- растворитель, но не все вещества растворяет вода)
Опыт 2.
-А теперь в воронку вставьте фильтровальный лист, сложенный вчетверо.
-Профильтруйте полученный раствор.
-Какая стала вода?
-Наблюдайте теперь за  водой. Цвет, запах.
-Сделайте вывод. Запишите.
Лист юного исследователя
 
1. Свойства воды
Опыт 1
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опыт 2
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                 Приложение №2
Тест «ДА или НЕТ»
1Вода - жидкость белого цвета.
2.Вода - растворитель.
3. Испарение – это превращение воды из жидкого состояния в газообразное.
4. Круговорот воды в природе – это движение воды в реке.
5. Вода не имеет запаха.
6.  Туман-это вода в газообразном состоянии
7.Испарение происходит только с поверхности океана?
8. При нагревании вода расширяется.
9. Вода всегда имеет одинаковую форму?
10. Воду можно очистить с помощью фильтра.
 
 
 
 
 
            
                                    Просмотр содержимого документа
                                                    
                    «Круговорот воды в природе 4 класс»
                            
            
                                                             Тема урока: Круговорот воды в природе.
 Цель: Дети рассмотрят и сформулируют процесс круговорота воды в природе.
 Задачи:
  - Раскроют свое представление о воде, как источнике жизни. 
- Вспомнят три состояния воды в природе, дополнят знания о свойствах воды через усвоение понятий испарение и конденсация. 
- Освоят доступные способы изучения природы- опыт, наблюдение, сравнение, развивая навык аргументировано отстаивать свою точку зрения. 
- Определят степень успешности своей работы и работы товарищей через выполнение тестов, будут сотрудничать в группах. 
Тип урока: Изучение нового материала.
 Методы: частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
 Оборудование: презентация Microsoft Power Point , видеоролик «Испарение и конденсация», материал для проведения опыта, листы юного исследователя, тесты для индивидуальной работы.  
 Ход урока:
  1.Психологический настрой на урок « Подари улыбку»  
  1.1-Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Прежде чем начать урок я бы хотела предложить вам поделиться друг с другом улыбкой. Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга, можете подарить смайлик. Пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом, радость познания нового, еще неизведанного в вашей жизни.
  1.2-Предлагаю вам картинку на выбор: снежинка, капелька, льдинка.
  (рассаживаются по группам соответственно: снежинки – одна группа, льдинки – другая и капельки- третья группа)
  -Ребята, как вы думаете, почему именно так мы сегодня объединились в группы? ( предполагают, что возможно тема урока три состояния воды в природе, другие предположения)
  2. Актуализация опорных знаний. Мозговой штурм.  
 Отгадайте загадку
 Я и туча и туман, Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.(вода)
 -Давайте с вами постараемся вспомнить все, что мы уже знаем о воде и обобщим эти знания в таблице ЗХУ
 
 
 -Что хотите еще узнать о воде?
 
 
      | Знаем | Хотим узнать | Узнали | 
  | 
 | 
 | 
 | 
 
  3. Целеполагание.  
 Сегодня на уроке:  
 • Я помогу вам расширить свои познания о воде;
 • вы сможете сами ответить на вопросы, которые вас сегодня интересовали;  
 • узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова «испарение» и «конденсация»;
 Весь урок будет построен на ваших знаниях, предположениях и доказательствах. Я буду лишь немного помогать вам.
 4. Реализация. Открытие новых знаний.
 4.1. Исследуем свойства воды, рассматривая в процессе беседы простую бытовую ситуацию, которая знакома детям (испарение конденсация)  
 
 
 - Что происходит с водой, если она очень долго кипит? ( Превратиться в пар, испарится )
 -Но вода испаряется не только при кипении.(мокрые волосы сохнут, белье)
 -А куда денется? ( в воздухе повысится влажность)
  Когда встретиться с холодной поверхностью, будь то окно, или холодная стена, вода снова превратиться в жидкое состояние. (конденсация)
 Потом пригреет солнышко и снова вода продолжит свое путешествие в виде мельчайших частичек пара. Это круговорот воды в комнате, в доме.
 4.2 Наблюдение над опытом.(видео) опыт показывает принцип круговорота воды в природе.  
 4.3 Изучите в группах схему круговорота воды в природе(раздаются опорные схемы). Сравните опыт со схемой. Похожи ли эти процессы. Объясните свою схему.
 (даю направление:
 -наблюдая опыт вода нагревалась огнем, а в природе что является источником тепла? Значит начинаем рассуждение от солнца)
 4.4. Выступление спикеров групп.  
 Дополнение учителя по ходу ответов учеников.
  -Иногда водяной пар охлаждается у самой земли. Летними вечерами после жаркого дня над лугами, болотами, над речушками, где прохлада появляется туман
 - Если произойдет резкое понижение температуры в слоях атмосферы, то конденсируясь капельки воды превратятся в град., а если постепенное понижение температуры, то получается снег.
  Физминутка  
 Солнце. Жарко. Стало тише. Пар стремится выше – выше.
 Воздух тучи охлаждает и осадки выпадают.
 И к земле стремятся ближе: ниже, ниже, ниже.
 
 
 -О каком явлении в природе говориться в физминутке.?
 -Что бы произошло, если бы ветер не перегонял облака.? ( обсудят в группах, отвечают спикеры)
 4.5. Подтверждение знаний по учебнику. Стр.37
 -Перед чтением даю установку читать внимательно и найти в тексте что-то новое.( подчеркнуть)
 «Толстые» вопросы :
 -Что произошло бы с землей, если бы не происходил круговорот воды в природе?
 - Происходит ли круговорот воды зимой?
 4.6.Постановка проблемы: ( активизация детей на дальнейшее изучение темы)
 -Вода находится в постоянном движении и возвращается к нам снова и снова. Если вода –растворитель, значит, возвращается она к нам не очень чистая? Почему дождевую или талую воду пить не рекомендуется, а в родниках вода чистая и прозрачная.
 4.7. Убедимся в этом , проделав опыт.  
 -Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Хотите?
 Тогда прочитайте внимательно инструкцию (Приложение ) и выполните опыты 1 и 2. И как всегда пожелайте друг другу успехов в работе.
 Заполняем дневник исследователя.
 - А как в природе происходит очистка воды?
  -Сама природа заботится о нас. И, чтобы мы с вами пили чистую воду из родников, фильтрует эту воду через слои земли. Люди тоже создают очистительные фильтры. Но, к сожалению , люди- самые разумные существа на планете, поступают иногда неразумно. Засоряют реки и моря.  
 Какой вывод можно сделать из этого? ( воду нужно беречь)
 5. Рефлексия.
 5.1. Заполняем таблицу УЗНАЛИ ( перетаскиваем таблички КРУГОВОРОТ, ИСПАРЕНИЕ, КОНДЕНСАЦИЯ)
 -Ответили мы на вопросы, которые возникли у нас в начале урока?
 5.2. Тест. «ДА или НЕТ» Самопроверка. Самооценивание.
 5.3. В начале урока вы улыбались. Теперь оцените свое настроение в конце урока. На доске два смайлика грустный и веселый. Дети крепят стикер со своим именем , оценивая соответственно свое эмоциональное состояние . Приложение.
 Опыт1.
  
 - Положите шпателем в стакан с водой немного соли. Размешайте.
 - Что стало с водой? Понаблюдайте.  
 -Добавьте в полученный раствор немного песка.
 - Дайте воде постоять. Что вы заметили?
 -Запишите свои наблюдения в лист юного исследователя.
 (Вода- растворитель, но не все вещества растворяет вода)
 
 
 Опыт 2.
 
 
 -А теперь в воронку фильтровальный лист, сложенный вчетверо.  
 -Профильтруйте полученный раствор.
 -Какая стала вода?
 -Наблюдайте теперь за водой. Цвет, запах.
 -Сделайте вывод. Запишите.  
 
 
 Лист юного исследователя
 
 
 1. Свойства воды
 Опыт 1
 Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 Опыт 2
 Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  Тест «ДА или НЕТ»
 
 
      | 1 | Вода - жидкость белого цвета? 
 | нет | 
  | 2 | Вода - растворитель.   
 | да | 
  | 3 | Испарение – это превращение воды из жидкого состояния в газообразное.   
 | да | 
  | 4 | Круговорот воды в природе – это движение воды в реке. 
 | нет | 
  | 5 | Вода не имеет запаха. | да | 
  | 6 |  Туман-это вода в газообразном состоянии 
 | да | 
  | 7 | Испарение происходит только с поверхности океана? 
 | нет | 
  | 8 | При нагревании вода расширяется. | да | 
  | 9 | Вода всегда имеет одинаковую форму? 
 | нет | 
  | 10 | Воду можно очистить с помощью фильтра. 
 | да | 
 
 
 
 
 
 
 
                                                  
         
            
            
                                    Просмотр содержимого презентации
                                                    
                    «круговорот воды в природе»
                            
            
                                                            
     
Подари улыбку миру 
     
Я и туча и туман.. 
     
Я ручей и океан.. 
     
Я летаю и бегу… 
     
И стеклянной быть могу. 
     
Что знаем о воде? 
Что еще хотим узнать о воде? 
     
Тема урока  Вода Круговорот воды в природе 
 Цель  
-  Вы сможете сами ответить на вопросы, 
 которые вас интересуют по теме урока; 
-  Узнаете о существовании круговорота воды в природе и что обозначают слова « испарение » и « конденсация » ; 
-  На поступках людей мы будем учиться беречь воду. 
- Проведем опыт и заполним карту юного исследователя. 
-  Оценим свои знания через выполнение тестов  
 
Что происходит с водой в чайнике? 
     
     
Конденсация 
     
     
     
Попробуйте сами объяснить процесс круговорота воды в природе 
     
     
Физминутка 
 Солнце. Жарко. Стало тише. 
 Пар стремится выше – выше. 
 Воздух тучи охлаждает 
 И осадки выпадают. 
 И к земле стремятся ближе: 
 Ниже, ниже, ниже. 
     
Работа с книгой  страница 37   
Что узнали? 
     
Домашнее задание 
Составить кластер , схему, рисунок 
«Круговорот воды в природе» 
     
Схема круговорота воды в природе. 
     
Опыт 
Читай 
Думай 
Наблюдай 
Делай выводы 
     
Неразумное поведение человека.. 
     
     
Гибнут обитатели рек, озер, морей и океанов… 
     
Берегите воду 
     
Тест «ДА или НЕТ» 
- Вода - жидкость белого цвета 
2. Вода - растворитель. 
3.Испарение – это превращение воды 
из жидкого состояния в газообразное. 
4. Круговорот воды в природе – это движение воды в реке. 
5. Вода не имеет запаха. 
6. Туман – это вода в газообразном состоянии. 
7. Испарение происходит только с поверхности океана. 
8. При нагревании вода расширяется. 
9. Вода всегда имеет одинаковую форму 
10. Воду можно очистить с помощью фильтра. 
     
Тест «ДА или НЕТ» 
1. Вода - жидкость белого цвета. 
Нет 
2. Вода - растворитель. 
ДА 
3.Испарение – это превращение воды 
из жидкого состояния в газообразное . 
ДА 
4. Круговорот воды в природе – это движение воды в реке. 
Нет 
5. Вода не имеет запаха. 
ДА 
ДА 
6. Туман – это вода в газообразном состоянии. 
7. Испарение происходит только с поверхности океана. 
Нет 
8. При нагревании вода расширяется. 
ДА 
9. Вода всегда имеет одинаковую форму 
Нет 
10. Воду можно очистить с помощью фильтра. 
ДА 
     
Что узнали на уроке? 
Это интересно : 
- Испарившаяся вода находится в атмосфере 
 всего 8-9 дней, затем снова возвращается в океан, 
озеро, болото, реку или недра Земли. 
полностью сменяется за счет испарения за 2400 лет 
происходит примерно за 10 тыс. лет. 
-  В реках — всего за 12 дней . 
 
     
 Спасибо за урок 
МОЛОДЦЫ