Урок: Математика.
Класс: 4.
Тема: Решение задач арифметическим и алгебраическим путём.
Технология: игровая технология, ИКТ.
Форма проведения урока: урок-путешествие в «Мир математических задач».
Цель: пополнение знаний учащихся о решении задач с помощью уравнений, научить подбирать арифметическое или алгебраическое решение задачи.
Задачи:
- Отрабатывать знания, умения, навыки у детей в решении задач, используя уравнения.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Воспитывать уважение к мнению других людей, чувство взаимовыручки.
Тип урока: систематизация знаний.
Оборудование: презентация к уроку, тест, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, учебник по математике 4 класс издательство «Атамура».
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Девиз урока: «Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение» Г. Гессе.
2. Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня на уроке мы закрепим умения решать задачи арифметическим и алгебраическим путём. И за великими знаниями мы отправляемся в «Мир математических задач» на корабле под названием «Секрет».
3. Актуализация опорных знаний.
- И первым делом нам необходимо купить билеты на наше судно.
Устный счёт
1) Дидактическая игра «Покупка билета».
95-37:29+90:23= 4
28+32:12 ·17+25= 110
100-8:2-45 ·18= 18
2) Дидактическая игра «Собери команду».
На палубе сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно:
а) что Иванов не Алексей и не Андрей;
б) Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;
в) Карпов не Сергей и не Алексей;
г) Петров сидит между Карповым и Андреем.
Как зовут Иванова, Петрова, Маркова и Карпова? (Иванов Сергей, Петров Алексей, Карпов Тимофей, Марков Андрей)
3) Дидактическая игра «Безмолвное море» (работа по сигнальным карточкам)
- В уравнении неизвестное является слагаемым 54 + х = 67? (Да).
- Является ли число 12 корнем уравнения (х – 8) ? 10 = 40? (Да).
- Сложением находится неизвестное в уравнении 73 – х = 37? (Нет).
- Является ли уравнением выражение 3 · х – 16 ?(Нет).
- Х равен 19 в уравнении 45 – х = 26? (Да)
4) Индивидуальная работа у доски:
3425-х=1245 х+357=1287 72018: х=9 5 · х=11035
4. Работа по теме.
- Отправляясь в путешествие, мы совсем забыли о еде, но не забыл об этом корабельный кок, который уже принял на борт корабля какие-то коробки с провизией.
1) Корабельный кок принял на борт 7 больших коробок, каждая массой 9 кг, и 5 маленьких. Какова масса маленькой коробки, если масса всех коробок составила 78 кг? Реши задачу уравнением.
7 · 9+5 · х=78
63+5 · х=78
5 · х=78-63
5 · х=15
Х= 3кг
2) На путешествие в шторм уходит времени в 3 раза больше, чем в хорошую погоду. Сколько времени займет наше путешествие в хорошую и штормовую погоду, если разница во времени составляет 12 часов?
12:3=4 ч х · 3=12
12+4=16 ч х = 12:3
Х = 4 ч +12 ч = 16 ч
3) Масса двух рыб составляла 11 кг. Найдите массу каждой рыбы, если одна из них легче другой на 3 кг.
I - ? на 3 кг легче 11 кг х + х – 3 = 11
II - ? 2 · х = 14
х = 14 : 2 = 7 кг - 3 кг = 4 кг
4) Физминутка «Морская».
5) Работа по учебнику.
- Сойдём на берег, чтобы прогуляться и осмотреться. Приобрести сувениры для своих родных.
а) Задача №3 стр. 120
S – 300 км 60 · 2+х · 2=300
t – 2 ч 120+х · 2=300
Легковая - ? х · 2=300-120
Грузовая – 60 км/ч х · 2=180
х= 90 км/ч
б) Обобщение по теме.
- Какие способы решения задач мы повторили?
Арифметический и алгебраический способы решения задач.
- Объясните, в чем отличие арифметического способа решения задач от алгебраического?
Решая задачу алгебраическим способом, обозначают неизвестную величину буквой, составляют уравнение по условию задачи и решают его. Когда задача решается арифметическим способом, уравнение не составляют.
в) Дидактическая игра «Пещера тестов»
Тест. 1-й вариант.
1. Уравнение – это:
а) числовое равенство; б) равенство, содержащее букву.
2. Решить уравнение – значит:
а) подставить число в уравнение; б) найти все корни уравнения.
3. Является ли число 15 корнем уравнения 28 – (3 + х) = 10?
а) да; б) нет.
4. Решите уравнение: 118 – у = 40:
а) 88; б) 78.
5. Составьте уравнение для решения задачи: 8 одинаковых коробок с конфетами весят 16 кг.
Сколько весит одна коробка конфет? а) х : 8 = 16; б) 8 ? х = 16.
Тест. 2-й вариант.
1. Уравнение – это:
а) буквенное выражение; б) равенство, содержащее букву.
2. Решить уравнение – значит:
а) найти все корни уравнения; б) заменить букву в уравнении.
3. Является ли число 21 корнем уравнения 2х – 11 = 53?
а) да; б) нет.
4. Решите уравнение: у – 112 = 39.
а) 151; б) 141.
5. Составьте уравнение для решения задачи: На изготовление 3 деталей мастеру потребовалось х минут, а на их обработку 24 минуты. Сколько минут мастер изготавливал одну деталь, если на всё ушло 69 минут? а) 3х + 24 = 69; б) 24х + 3 = 69.
г) Дидактическая игра «Экологическое бедствие».
Из-за деятельности людей погибло целое море.
40 лет назад в Средней Азии было удивительное малосоленое море. Люди, жившие у его берегов, называли море Аральским.
- Слово «арал» означает «остров». Это был удивительный остров воды в пустыне глубиной до 67 метров, протянувшийся почти на 400 километров в длину и ширину. В Аральское море несли воду реки Амударья и Сырдарья! По морю плавали корабли. В море было около 1000 островов. По берегам моря жили люди, работали заводы. Крупнейшими портами берега Аральского моря были Аральск и Муйнак. Сегодня, от Муйнака до берега моря 60 километров. Вместо воды можно увидеть выжженный солнцем песок с солью и кладбище кораблей.
Как же все это произошло? В 50-е годы прошлого века люди решили увеличить посевы риса и хлопка. Для этого пришлось создать целую сеть оросительных каналов. Вода в эти каналы шла от рек Амударья и Сырдарья, в Аральское море стало поступать меньше воды, чем испарялось с его поверхности. Объем воды стал уменьшаться. Сейчас в нем воды меньше в три раза, чем было раньше.
Вода стала очень соленой и рыба погибла. Рыболовство прекратилось. Желание человека получить больше хлопчатника и риса обернулось экологической катастрофой.
Море высыхает и скоро превратится в два озера с соленой водой. Изменился климат. С открывшегося дна моря поднимаются тонны соли и разлетаются с ветром по прилегающим территориям. От этого страдает почва, а, следовательно - все растения и человек. В этом месте люди стали жить меньше, чем раньше.
Восстановить то, что человек нарушил в этом месте, невозможно.
- Внесём мы свой посильный вклад, выполнив задание № 6 устно.
- Сколько на рисунке отрезков? Прямых? Лучей?
Дополнительный материал:
Задания № 7, 8, 2, 1 стр. 120-121.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и закончилось наше путешествие в «Мире математических задач». Надеюсь, что это путешествие было для вас познавательным.
Достигли вы той цели, которую поставили перед собой на уроке? Прогуляемся по тропинке знаний (на доске).
Я понял тему Я понял тему и могу объяснить другому Мне нужна помощь
6. Домашнее задание. № 9 стр. 121.






 - ? на 3 кг легче 11 кг х + х – 3 = 11
 - ? на 3 кг легче 11 кг х + х – 3 = 11 остигли вы той цели, которую поставили перед собой на уроке? Прогуляемся по тропинке знаний (на доске).
остигли вы той цели, которую поставили перед собой на уроке? Прогуляемся по тропинке знаний (на доске). 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
         
	 
     
                                     
                                     
                                     
                                    