Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Повторение и актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. | На доске записано предложение и схема: Русский язык – язык общения с другими людьми. – Что записано на доске? Почему вы решили, что это предложение? – Из чего состоит предложение? (В схему вставляется карточка с записью «Слово».) Слитно или раздельно пишутся слова в предложениях? – Приведите примеры способов общения людей (беседа, письмо). Какой бывает речь? (в схему добавляются карточки с записью «письменная», «устная».) – Чем устная речь отличается от письменной? – Спишите предложение. С маленькой или большой буквы пишется первое слово в предложении? Какое словарное слово встретилось в этом предложении? (Русский язык.) - Проверьте друг у друга, оцените работу. - Что можно рассказать по этой схеме? - Что такое речь? - Для чего она нужна? - На какие 2 группы можно разбить нашу речь? - Чем отличаются буквы от звуков? http://fs00.infourok.ru/images/doc/258/263110/640/img4.jpg | Работа в парах Обсуждают вопрос, дополняют схему Ответы детей Выполняют задание с последующей взаимопроверкой Взаимооценка Ответы детей Работают по заданиям на слайде Выполняют задание по чистописанию Вспоминают значения слова ЯЗЫК | |
Определение темы, цели и задач урока. Самоопределение в деятельности. | Постановка цели и задач урока - Чему сегодня посвящен наш урок? - Тема нашего урока: « Компоненты речевой ситуации. Адекватное использование средств устного общения.». - Какие задачи урока мы поставим? Узнать … Уметь … Работать с информацией по учебнику Дополнить свои знания о языке. Учиться оценивать себя и других Знакомство с учебником | Определяют тему урока. Учатся ставить цель и задачи урока. | Компоненты речевой ситуации. Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи. |
Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знание». | - Прочитайте название главы в учебнике. «Что нужно для общения» - Как бы вы ответили на этот вопрос? Упр. 1 Инсценирование - Как вы будете приветствовать знакомых взрослых, ровесников, учителя? Как они будут приветствовать вас? - Запишите под диктовку: Здравствуйте, добрый день, привет, доброе утро, добрый вечер. - Какое напоминание в учебнике предлагает автор? ФИЗМИНУТКА : Здравствуй, пальчик – дедушка, Здравствуй, пальчик – бабушка, Здравствуй, пальчик – папа, Здравствуй, пальчик – мама, Здравствуй, пальчик – Я. Здравствуй, вся моя семья! Упр.2 Работа по рисунку. с.3 - Что такое речевая ситуация? - Что вы можете рассказать по рисунку? На рисунке современные дети по старорусскому обычаю кланяются в пояс, приветствуя взрослых. - Какие средства устной речи используют люди? (звуки речи, слова, голос, мимика, движения) - А средства письменной речи? (буквы, слова) - Все ли правильно в этой речевой ситуации? - Прочитайте пословицы с.4 Докажите, что каждая подходит к данной речевой ситуации - Из каких компонентов (частей) состоит речевая ситуация? - Прочитайте сведения о языке с. 4 Речь зависит от речевой ситуации: зачем, с кем и где мы общаемся. - Что это значит? - Можем ли мы назвать теперь компоненты речевой ситуации? Физминутка. | Осваивают структуру и особенности оформления учебника Выполняют задание Ответы детей Инсценируют приветствия Самостоятельная работа Читают про себя, объясняют Ответы детей Выполняют физминутку для пальчиков Рассматривают рисунок, анализируют речевую ситуацию Ответы детей Работа в группах Соотносят пословицы и речевую ситуацию Самостоятельно читают, объясняют прочитанное Обобщают пройденное | |
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений объектов. Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «понимания». | - Как появилась устная и письменная речь? - Для чего нужна человеку речь ? - Дополнить предложения ( на карточках) Человек владеет… Речь нужна для того, чтобы…. Она состоит из…. О на состоит из…. | Отвечают на вопросы Работа в группах по 4 чел. по карточкам. Дополняют предложения | |
Практикум. | Организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «умения». | Из двух утверждений выберите верное. 1. а) речь бывает устная и печатная; б) речь бывает устная и письменная. 2. а) предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль; б) предложение – группа слов, которые не связаны между собой по смыслу. 3. а) речь – это шум волн, шорох листьев, звон капель; б) речь – это разговор, беседа, вопрос. | Выполняют тест на нетбуках, выбирая правильный ответ на время | |
Проверка полученных результатов | Организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения учебной информации. | Учитель совместно с учащимися организует проверку и предъявляют результат освоения учебной информации. Предлагает провести самооценку выполненного задания учащимся. - Давайте договоримся, за что мы поставим «5». Если есть 1-2,3 ошибки – нет оценки Критерии записывает на доске. | Взаимопроверка в парах Самооценка деятельности -Верно ответили на 3 вопроса. | |
Подведение итогов. Домашнее задание. | Проведение самоанализа и самооценки собственной деятельности. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | – Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке? – Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? - Что нам помогло справиться с этой задачей? - Какой вид информации мы использовали на уроке? – Что нового узнали? – Что было самым интересным на уроке? - Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: Сегодня я узнал то, что… Теперь я умею определять… Мне было трудно… Домашнее задание. Упр. 3, с.4 | Рефлексия своей работы. Ответы детей Самооценивание. Дети проговаривают вслух окончания предложений. Записывают домашнее задание | |