kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему " Обобщение знаний о глаголе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о глаголе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему " Обобщение знаний о глаголе"»












Урока русского языка в 4 классе

на тему: «Глагол (обобщение)»


































Цели:

повторить и обобщить знания о глаголе, закрепить навыки морфемного и морфологического разбора, правописание глаголов с частицей НЕ;

поддерживать интерес у детей к предмету, продолжить работу над развитием речи учащихся, расширять кругозор, желание изучать русский язык;

воспитать аккуратность в работе, уважение к товарищам, развивать навыки активной познавательной деятельности в процессе исследовательской парной, групповой работы.


Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс:

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление сотрудничества с учителем


Оборудование: Программа «Школа 2100», авторы учебника Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. 4 класс, иллюстрации, проектор, ноутбук, карточки для коллективной и индивидуальной работы, тесты.






















Ход урока


1. Организационный момент

Пришла, улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады,
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы запели: «Вить гнезда пора!»


О каком времени года идёт речь в загадке?


Откройте тетради, запишите число, сегодня 1 марта- первый день календарной весны. «Классная работа».

Какие слова выделены? Что у них общего? Это глаголы.

Сегодня мы вспомним, что знаем о глаголе. Что такое глагол? Какие у него грамматические особенности? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?


Цель урока: обобщить знания о глаголе.


2.Каллиграфическая минутка.

Словарная работа.





3. «Открытие» нового знания, поиск ответов на проблемные вопросы.


Глагол:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду, и всё в движение придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

– Итак, что такое глагол?

Глагол – это часть речи, обозначает действие предмета или состояние


1) Внимательно прочитайте слова:


– Разделите их на несколько групп .


– Какие группы получились?

- В форме какого времени употреблены глаголы?

Назовите лишнее слово.

1) подъехал чувствует пролетит голосить

съёжился празднует распустится


Вывод: глаголы изменяются по временам.



Почему слово

голосить вы не записали ни в одну колонку?

На какой вопрос отвечает это слово? Что это за слово?

Это неопределённая форма глагола.

Почему её так называют?

Неопределённая форма не показывает ни времени, ни числа, ни рода глагола



4.Работа в паре

- Дополните строки глаголами в неопределённой

В школу чтоб не опоздать

Надо нам пораньше..............встать


Чтобы чистыми нам быть

Руки и лицо …...................помыть


Чтобы на каток пойти

Надо нам коньки................найти


Посадила мама в печь

Пироги с капустой …........пеЧЬ.


- Определите часть речи печь.

Вывод: глаголы неопределённой оканчиваются на : ти, ть, чь



Работа в группе.

Что такое антонимы?

5) Подбор антонимов к глаголам неопределённой формы.


смеяться — плакать

здороваться - прощаться

поднимать — опускать

нагревать — охлаждать

исчезать — появляться

начинать - заканчивать

нападать – защищать

- Глагол в форме какого времени изменяется по родам? Понаблюдаем.

Найдите глаголы в прошедшем времени, укажите род.


Под корягой гриб стоял.

На ветру листок плясал.

На цветке пчела сидела,

А на ветке птица пела.

Лопотал ручей в корнях,

Спали бабочки на пнях.

Пил жучок с листка росу

Жарким днём в густом лесу.

Всё летало, спало, пело

И по делу, и без дела.


6) Физкультминутка.

– Ребята, нам пора отдохнуть. Встаньте с места.

– Если я назову глагол – хлопайте, другую часть речи – топайте!


Его величество Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажег, флажок, дружок.



7.Найдите и выпишите глаголы. Определите спряжение.

Алгоритм.



Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.



8) Собери пословицы.

Со всеми дружит глагол, со всеми нашёл общий язык. И только гордая частица НЕ всегда стоит отдельно от глагола.


(Не) имей сто рублей, торопись делом.

(Не) спеши языком, а имей сто друзей.

Правда в огне (не) горит, и вода (не) течёт.

Под лежачий камень, и в воде (не) тонет. -

Вывод: частица НЕ с глаголами пишется отдельно.



– Запишите одну из понравившихся пословиц, раскрывая скобки.


9) Сказка «Сила любви».

Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил :«Люблю!»,а она ему: «Не люблю». Он признавался : «Верю!»,а она ему: «Не верю».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах .Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь!»

Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу! Недоумеваю!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись рядом с Глаголом. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.

- Запомните, в словах «НЕГОДУЮ», «НЕНАВИЖУ», «НЕДОУМЕВАЮ», частица НЕ пишется слитно.


10)

Игра «Кто самый умный?» Блиц-турнир.


– Определите время глагола позвал. ( Прошедшее )

– Определите лицо и число глагола расцветают. ( Они- 3 лицо, мн. Число)

– Каким членом предложения чаще всего является глагол?( сказуемое)

– Определите форму глагола открывать.( неопределённая)

– Какой формообразующий суффикс есть у глагола прыгал?( Л – прощедшее время)

– Определите лицо глагола согреваешь.( ты- 2 лицо)

– Определите число и род глагола перекрыла.( ед. ч., ж.род)

– Определите время глагола выскочит.( будущее вр.)




11) Игра «Самый внимательный»

- Сосчитайте, сколько глаголов употреблено в сказке.


Жили в одной деревне Чурка и Пигунайка. Чурка был парень тихий - больше молчал, чем говорил. А жена его -Пигунайка -больше языком работала, чем руками. Даже во сне говорила. Спит, спит, потом бормотать начнет, да быстро-быстро: ничего не разберешь. (11 глаголов)


Три дела у Чурки было: зверя бить, рыбу ловить да трубку курить. Пойдет в тайгу зверя бить – пока друзья силком Чурку не выведут из тайги, все за зверем гоняется. Станет рыбу ловить - до того освирепеет, что сам в невод лезет, коли рыба нейдет. А уж курить чурка станет – дым клубами валит, столбом к небу поднимается. Сколько раз ошибались – лесной пожар за табачный дым из трубки Чурки принимали!

Три дела были и у Пигунайки: говорить, спать да сны разгадывать. Начнет говорить – всех заговорит, от нее соседки под нары прячутся. А уж если спать Пигунайка завалится – пока все сны не пересмотрит, никто ее не разбудит. Ну, а сны Пигунайка начнет разгадывать – таких страхов наговорит, что бабы потом с нар ночью падают, сбудется ли то, что Пигунайка говорит, - не знали, а уж после ее отгадок неделю мелкой дрожью дрожали. (По Д.Нагишкину)


- По частоте употребления глагол занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять и т. д.


12) Итог урока.




13) Рефлексия.

От хорошего слова душа расцветает.

Употребляйте в речи больше хороших, добрых слов! И мир будет добрее!
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему " Обобщение знаний о глаголе"

Автор: Басинских Виктория Вячеславовна

Дата: 31.10.2025

Номер свидетельства: 676521

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка по теме:"Обобщение знаний о глаголе""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_obobshchieniie_znanii_o_ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "371038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482088349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока русского языка для 2 класса по теме: «Обобщение знаний о составе слова »"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokarusskoghoiazykadlia2klassapotiemieobobshchieniieznaniiosostavieslova"
    ["file_id"] => string(6) "284211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453950627"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока русского языка "Обобщение знаний о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-obobshchieniie-znanii-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "234288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443400076"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435485923"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства