Просмотр содержимого документа
«Дифференцированные задания по русскому языку для 3 класса»
Разноуровневые задания
по русскому языку
3 класс
Уровень А - задания на знание и пониманиеучебного материала. При выполнении этих заданий школьники учатся делать сообщения, описывать и воспроизводить изученный материал, устанавливать, что это, где это и т.д., формулировать определения, излагать факты, определять и перечислять признаки, запоминать. Задания данного уровня способствуют пробуждению интереса к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; помогают ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
Уровень Б - задания на применение.При выполнении этих заданий учащиеся применяют полученные знания на практике, учатся доказывать, создавать, конструировать и делать выводы. У учащихся развивается устойчивый интерес к предмету; они закрепляют и повторяют имеющиеся знания и способы действий, актуализируют знания для успешного изучения нового материала; осуществляют самостоятельную деятельность по образцу.
Уровень В - задания на анализ.Выполняя задания этого уровня, учащиеся постигают умение обсуждать, раскрывать, перечислять свойства и компоненты, анализировать, разбивать на части учебный материал, разбирать его критически. Они осваивают такие умения, как различать, отличать, сравнивать, сопоставлять, исследовать, распределять по категориям, классифицировать, делать рецензии.
Уровень Г - занимательный материал и творческие задания.Данные задания помогают учащимся разрешать новые проблемы, создавать, придумывать, изобретать, составлять, планировать, конструировать, модифицировать, изменять, воображать, предполагать (что будет, если...).
Работа с упражнениями и заданиями двух последних уровней (В иГ) позволяет развить у учащихся устойчивый интерес к предмету; сформировать новые способы действий; умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи; развить умение самостоятельно работать над выполнением проблемных, поисковых, исследовательских и творческих заданий.
Работая в уровнях А и Б, учащиеся выполняют 3-4 задания; в уровне В - 2 задания; в уровне Г - только 1 задание. Такое распределение заданий объясняется еще и темпом работы, сформированным навыком самостоятельности, умением управлять своей учебной деятельностью.
Состав слова.
Корень.
Задания уровня А
1. Прочитай.
Язык — наш учитель. А каждое слово — урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Опёнок — это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют.
Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Что ты узнал об однокоренных словах? Выпиши однокоренные слова группами. Выдели корень в каждой группе.
2. Спиши однокоренные слова. Выдели корень и подчеркни в нём гласную.
106. Прочитай. Сколько групп однокоренных слов в этом тексте?
Чистики — небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнёзда. Гнездовья морских птиц надёжно защищены от врагов. Каждую группу однокоренных слов напиши с новой строчки. Выдели корень.
В детстве я дружил с собакой, с голубями. Дружить — значит жалеть. Нельзя поймать ёжика и принести его домой. Нельзя поймать белочку и посадить её в клетку. Ведь каждому в неволе жить трудно. (С. Образцов)
Выдели окончание в подчёркнутых словах.
Спиши.
Поздняя осень.
На полях колхозники убирают картофель. На огородах срезают тяжёлые зелёные кочаны капусты. В высокие груды насыпана красная морковка и толстая сладкая репа.
Проверь, правильно ли ты списал текст. В словах, которые обозначают признак предмета, выдели окончание.
3. Прочитай.
Туча небо кроет, Ветер в поле воет;
Солнце не блестит. Дождик моросит.
(А. Плещеев)
Спиши. В словах, которые обозначают действие, выдели окончание.
Напиши во множественном числе. Выдели окончания. Какое правило ты должен вспомнить, чтобы правильно написать во множественном числе слова стучит, мычит, рычит, трещит, пищит !
Приставки и суффиксы.
Задания уровня А
1. Прочитай.
Сделай для себя правилом регулярно читать газету. Сначала просмотри всю газету и прочитай названия статей. Выбери самое главное и интересное для себя. Подумай над прочитанным материалом. Поделись своими мыслями с друзьями.
Найди в тексте слова с приставками и выдели приставки.
Прочитай загадку и отгадай её.
Тучка по небу гуляла, Скачут бусы по дорожке, Тучка бусы растеряла. Как хрустальные горошки. Спиши.
Выдели суффикс -к-.
3. Спиши однокоренные слова. Выдели приставку и корень.
Море, моряк, морской, приморский, заморский, взморье, поморы, приморье, морянка.
Точкой обозначь гласную в корне. Как ты написал гласную в корне однокоренных слов?
4. Спиши слова 1-й группы в столбик. К каждому слову из 1-й группы подбери однокоренное слово из 2-й.
4) Окрестный, озимь, окрошка, окучивать, округ, онеметь.
Сравни, как пишутся гласные в приставке под ударением и без ударения. Какие приставки пишутся с гласной о?
2 . Выпиши слова с приставками, выдели приставки.
Как звонить по телефону.
Набери номер. Если услышишь частые гудки, повесь трубку и подожди. Через несколько минут набери ещё раз номер. Услышав ответ, поздоровайся и назови своё имя. Потом попроси позвать к телефону того, кто тебе нужен.
В чудеса, которые творит доктор Илизаров, трудно поверить. Он может вылечить самые опасные переломы, удлинить руку или ногу. Г. А. Илизаров окончил медицинский институт в Крыму. Шла война. Он попросил послать его на фронт. Но молодого врача направили в Курганскую область, в госпиталь. Больные сразу полюбили нового доктора. Теперь доктора из Кургана знают во всём мире.
Спиши ту часть, где рассказывается биография Г. А. Илизарова. Объясни значение слова биография. Выдели приставки.
Прочитай.
Уехали отец с матерью в город. Машенька посадила брата на травку и побежала на улицу играть с подружками. Прилетели гуси-лебеди, схватили брата и унесли. Прибежала Машенька домой, а брата нет. Побежала она в чистое поле. Увидела Машенька, как над полем пролетели гуси-лебеди.
Как называется эта сказка? Спиши, выдели приставки, подчеркни предлоги.
Прочитай сказку-шутку о том, как удалось в маленькой лодке перевезти волка, козу и капусту.
Сначала крестьянин .твёз козу и .ставил её на другом берегу. А сам п.плыл за капустой. Он п.р.вёз ка пусту, а козу з.брал с собой. Д.плыл до берега, вышел вместе с козой, а волка п.садил в лодку и п.плыл назад. Волка он .ставил с капустой. Теперь можно было .тправляться за козой.
Спиши, вставляя пропущенные гласные в приставках.
ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное
Задания уровня А
1. Прочитай.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток.
Выпиши сначала существительные, которые обозначают инструменты, а затем — строительные материалы.
2. Прочитай однокоренные слова. Спиши сначала слова с ударной гласной в корне, затем с безударной.
Спиши, вставляя пропущенные гласные. Что обозначают слова пергамент и берёста?
Кто на чём писал?
В д…лёкие времена бумаги не было. Первые рукописи по…вились на глиняных табличках. Потом п…сали на металле. На востоке бумагу зам…няла ел...новая кость. Для письма часто использовали кожу животных — пергамент. Таких книг сохр...нилось много.
В Древней Руси писали на берёзовой коре, берёсте.
2 . Прочитай слова.
Революция, буря, гром, праздник, война, метель, дождь, субботник, народ, пение, экскурсия, воскресник, парад, молния, ветер, годовщина, каникулы, засуха.
Выпиши сначала существительные, которые обозначают явления природы, а затем — события жизни.
3. Объедини слова в три столбика в зависимости от значения. Напиши их.
Книга — учитель, книга — наставница. Книга — близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, вытекает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук... Книга — советчик, книга — разведчик, Книга — активный борец и боец. Книга — нетленная память и вечность. Спутник планеты Земля, наконец. (В. Быков)
Выпиши имена существительные в два столбика: в 1-й — те, которые отвечают на вопрос кто?, а во 2-й — те, которые отвечают на вопрос что?
1 . Спиши предложения. Определи падеж слова счастье. В скобках напиши вопрос.
Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для счастья, как птица для полёта. Великая радость — дарить людям счастье! Герои сказок отправлялись за счастьем в трудный путь.
Человек живёт с мечтой о счастье.
Какие правила надо вспомнить, чтобы правильно написать слово счастье?
2 . Прочитай.
С корабля в воздух поднялись вертолёты. Они полетели на север и сели на лёд у самого полюса. Из вертолётов вышли люди и принялись за работу. Под вечер среди полярных льдов вырос удивительный городок.
Спиши. Подчеркни имена существительные в винительном падеже и предлоги при них.
3. Спиши. Подчеркни существительные в дательном падеже.
Этот . . . зверёк живёт в лесу. У него . . . . . . уши, . . . хвост. Передние лапы . . . , а задние — .... Шубка у зверька летом . . . , а зимой — .... Морковка,. . . капуста — любимые лакомства животного. А зимой и . . . кора хороша. . . . зверёк всего боится.
Спиши, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.
2 . Прочитай названия цветов и их оттенков. Напиши имена прилагательные с данными в скобках именами существительными, подбирая их по смыслу.
Положить в долгий ящик. О каком долгом ящике идёт речь?
В Древней Руси жалобы и просьбы простых людей подавались особым «деловым людям». Чаще всего об этих прошениях они забывали. Письма же складывали в ящики. С тех пор выражение «положить в долгий ящик» стало иметь значение «отложить решение, забыть».
Назови прилагательные в тексте. Напиши 2—3 вопроса к тексту.
Изменение имен прилагательных по числам.
Окончания имен прилагательных.
Задания уровня А
1. Прочитай.
Наступил полярный день. Всюду бурная жизнь. Не видны на белом снегу белые песцы и белые медведи. Зато очень заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белом снегу. А сколько жизни на шумных птичьих базарах! А как прекрасны розовые чайки на лазоревых льдах!
(По Н. Сладкову)
Спиши. Обозначь число имён прилагательных. Подчеркни их окончания.
2 . Составь и напиши словосочетания с именами существительными, данными в скобках.
Какое окончание имеют имена прилагательные мужского рода под ударением и без ударения? Подчеркни сочетания шипящих с гласными.
3. Прочитай.
Тундра летом.
Многокрасочна летняя тундра. На талой воде пёстрые птицы. На кочках яркие цветы. Лениво лежат сытые олени. Их ветвистые рога на золотом закате как сказочный костяной лес. И кругом бесконечная тишина. (По Н. Сладкову)
Выпиши словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Обозначь число. Ответь, как ты определил число прилагательных.
Кто больше? Подбери к данным именам прилагательным как можно больше имён
Спиши словосочетания. Рядом напиши их во множественном числе.
Утренний туман —... . Резкий звук —... . Утренняя заря —... . Резкая речь —... .
Утреннее солнце —... . Резкое замечание —... .
Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? Как определить род имени прилагательного, если оно стоит во множественном числе?
2 . Замени выделенные слова именами прилагательными. Напиши словосочетания.
Платье из шёлка, ящик для почты, растение в теплице, сок вишни, небо осенью, гайка из стали, вагон для багажа, парк в городе, долька апельсина, забавы зимой.
Выдели суффиксы имён прилагательных.
3. Напиши имена прилагательные, обозначающие название цвета и его оттенков, в таком порядке: 1) красный, 2) зелёный, 3) фиолетовый.
1. От данных слов образуй имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напиши словосочетания.
Подчеркни непроизносимую согласную. В каких словах она встречается?
2 . Прочитай.
Русская частушка.
Русск.. частушка любима нашим народом. Появилась она давно. Это народн.. творчество. Создателем частушки стала сельск.. молодёжь. Текст частушки — это коротк.. стихотворение, обычно весёлого содержания.
Прост., задорн.. мелодия этой песни легко запоминается. Метк.. частушка расскажет и про хороших людей, и посмеётся над лодырями.
Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Укажи их число и род.
Место, разместить, уместный, поместить, заместить.
Прочитай отрывок из сказки А. С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме, Ест за четверых, Спит себе на соломе, Работает за семерых.
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит.
Из какой это сказки? Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й — глаголы, отвечающие на вопрос что делае т?, во 2-й — глаголы, отвечающие на вопрос что сделает?
4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика
Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.
(По Г. Ф е-д о с е е в у)
Спиши. В скобках перед глаголом напиши вопрос.
2 . Прочитай.
Скр...пят кл…сты. Звенят с...ницы. См.ётся кукушка. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н…гами. Между корней л…жит уж и стер…жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м…лькает её пушистый хвост.
(По М. Горькому)
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?
3. Прочитай.
Румяной зарёю покрылся восток,
В селе за рекою потух огонёк,
Росой окропились цветы на полях,
Стада пробудились на мягких лугах.
(А. Пушкин)
Спиши. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены? Обозначь их.
Место, разместить, уместный, поместить, заместить.
Прочитай отрывок из сказки А. С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме, Ест за четверых, Спит себе на соломе, Работает за семерых.
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит.
Из какой это сказки? Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й — глаголы, отвечающие на вопрос что делае т?, во 2-й — глаголы, отвечающие на вопрос что сделает?
4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика
Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.
(По Г. Ф е-д о с е е в у)
Спиши. В скобках перед глаголом напиши вопрос.
2 . Прочитай.
Скр...пят кл…сты. Звенят с...ницы. См.ётся кукушка. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н…гами. Между корней л…жит уж и стер…жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м…лькает её пушистый хвост.
(По М. Горькому)
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?
3. Прочитай.
Румяной зарёю покрылся восток,
В селе за рекою потух огонёк,
Росой окропились цветы на полях,
Стада пробудились на мягких лугах.
(А. Пушкин)
Спиши. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены? Обозначь их.
1) Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
Надо так давать, чтобы можно было взять.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Когда пушки говорят, соловьи молчат.
Спиши. Подчеркни глаголы, противоположные по значению.
Изменение глагола по временам
Задания уровня А
1. Прочитай. Приготовься писать по памяти.
Зима ещё хлопочет
Та ей в глаза хохочет
И на весну ворчит.
И пуще лишь шумит.
(Ф. Тютчев)
Напиши. Проверь по тексту. Обозначь время глаголов. Подбери и напиши однокоренные слова к глаголу - ворчит.
В словаре их больше 10. А сколько у тебя? Какую гласную надо написать в корне этих слов?
2. Прочитай.
Чайный лист собирают с весны до поздней осени. Срывают только готовые для переработки листочки. Чайный лист сразу перерабатывают. Иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность.
Спиши. Обозначь время глаголов. Слово переработка разбери по составу.
Прочитай. В каком времени употреблены глаголы в тексте?
Когда мы так говорим?
Мычит как корова — так говорят о чьём-нибудь немелодичном пении. Но эти слова обижают корову. Коровы любят музыку. Они даже различают музыкальный ритм. Пастухи с помощью музыки собирают стадо.
Говори правильно!
Начал, начали, начала.
Понял, поняли, поняла.
Принял, приняли, приняла.
На какую часть слова падает ударение в женском роде?
Составь предложения со словами начал и начала.
Задания уровня Б
Прочитай.
Сначала Бим сидел и слушал. Где-то далеко-далеко прогремел гром. Потом гром грозно и широко прокатился по безлистному лесу. Подул ветер. Ветки деревьев заныли. Глухой, тоскливый стон леса пугал Бима. (По Г. Троепольскому)
Спиши. Перед глаголом в скобках напиши вопрос.
2. Прочитай загадку.
Заря-зарница, красная девица, по лесу ходила, ключи обронила.
Месяц видел — не сказал. Солнце увидело — подняло.
Спиши. Выдели окончания глаголов в прошедшем времени. Обозначь их число и род.
3. Спиши, употребляя глаголы из скобок в прошедшем времени.
Наконец (прийти) жаркое лето. В колхозе (наступить) пора сенокоса. На лугу (трещать) сенокосилка. Колхозники (ворошить) сено. Солнце (жечь) невыносимо. Трава быстро (подсыхать). Звено колхозниц (сгребать) сено в копны. Над лугом (звенеть) весёлый смех
Выпиши в 1-й столбик глаголы настоящего времени, во 2-й — будущего.
С существительными, близкими по значению, составь и напиши предложения. Глаголы из скобок употреби в прошедшем времени.
Месяц, луна (сиять). 2) Трясина, болото (засосать). 3) Туча, облако (набежать). 4) Село, деревня (спать). 5) Жар, пекло (утомить). (Проверь на с. 159)
Выдели окончания
Задания уровня Г
Прочитай.
Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья. Кое-где раздались живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок пошёл бродить и порхать над землёй. Всё проснулось. (По И. Тургеневу)
Выпивай глаголы прошедшего времени в два столбика: в 1-й — отвечающие на вопрос что делал? (-а, -о, -и), во 2-й — на вопрос что сделал? (-а, -о, -и).
.
Не с глаголами
Задания уровня А
1. Прочитай.
Пчела — особое существо. Она очень бережно относится к цветам. Не повредит клеток растения, не прокусит кожицу, не сомнёт лепестков. Ей нужен нектар и пыльца. За эти дары она и сама одаривает щедро.
Спиши. Подчеркни не перед глаголами.
2 . Прочитай.
Минута час бережёт.
Мы стараемся всё делать вовремя. Мы (не) забываем с вечера уложить портфель. Никогда (не) опаздываем на уроки. Все задания выполняем аккуратно, чтобы (не) переписывать и (не) переделывать. Объяснение учителя слушаем внимательно, (не) отвлекаемся. Поэтому (не) тратим много времени на домашние задания. У нас всегда есть время для спорта и отдыха.
Спиши, раскрывая скобки.
3. Ответь на вопросы, используя данные в скобках глаголы с не.
Как школьники относятся к книге? (Рисуют на страницах.)
Как ты относишься к малышам? (Обижаю, дерусь, ссорюсь.)
Как мы ведём себя на уроках? (Шумим, вертимся, разговариваем громко.)
Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (Играю на проезжей части улицы.)
Как ты бережёшь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки.)
4. Спиши, вставляя не. Дополни текст рассказа о том, как Петя нашёл дорогу.
Заблудился.
Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он . . . мог найти дорогу,. . . знал, в какую сторону идти. Мальчик . . . хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и . . . стал медлить.
Пчела — особое существо. Она очень бережно относится к цветам. Не повредит клеток растения, не прокусит кожицу, не сомнёт лепестков. Ей нужен нектар и пыльца. За эти дары она и сама одаривает щедро.
Спиши. Подчеркни не перед глаголами.
2 . Говори правильно! Прочитай, как надо произносить глаголы быть и жить с не в прошедшем времени.
Не был, не было, не были, не была. Не жил, не жило, не жили, не жила.
Прочитай. Спиши раскрывая скобки. Определи род глаголов.
Тема целый день (не) видел Жучку. Куда она исчезла? Тема отворил окно и стал звать собаку. В комнату ворвался шум дождя и свежий ветер. Жучка (не) отзывалась. Наступила ночь, а Жучка всё (не) появлялась. От няни Тема узнал, что Жучку бросили в старый колодец. Мальчик решил (не) оставлять своего друга в беде.
Утром он встал с постели, быстро оделся и тихонько вышел в сад. Тема стрелой помчался по аллее к колодцу и крикнул: «Жучка, ты здесь?»