1.Организационный момент. | -Добрый день! -Начинаем наш урок русского языка. Проверьте, пожалуйста, наличие учебных предметов на столе. «Если порядок на столе – то порядок в голове». Садитесь! Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем! Начинаем мы опять Думать, рассуждать, Красиво, грамотно писать. -Вы любите преодолевать трудности? -Умение преодолевать трудности помогает получать новые знания. Трудности можно преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. И пусть сегодня нам сопутствует только хорошее настроение, чтобы урок пошёл нам впрок. | -Приветствуют учителя. Да, мы любим, преодолевать трудности. |
2. Актуализация опорных знаний Слайд Слайд(аннимация для проверки) | 1. - Открываем тетради. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как нужно держать ручку. - Начинаем наш урок с орфографической минутки. Работая в паре, вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор. Улы.ка, руч.и, д.рить, птич.ка, яго.ка, снеж.нка. Объясняет одна пара. Запишите слова самостоятельно, подчеркните орфограмму. Проверьте свою работу и оцените её. -Разделите слова на 2 группы.( по слогам 2 слога-ручьи, дарить, птичка. 3 слога-улыбка, ягодка, снежинка. или по частям речи) 2. -Как вы думаете, что мы будем изучать? -Найдите в учебнике и прочитайте название нового раздела(стр.68), -Прочитайте проблемный вопрос-тему урока -Сформулируйте учебную задачу урока. | Обсуждение в паре пути решения. Умение договариваться и приходить к общему решению. Проверяют и оценивают работу. Распределяют слова на 2 группы. Определяют тему урока. Читают по учебнику проблемный вопрос, ставят учебную задачу. |
3. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности Слайд | Подумайте, на какие вопросы нужно найти ответы. (Вопросы открываются на слайде). Узнать: Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Будем учиться ставить вопросы и находить глаголы в предложении , верно подчёркивать (обозначать) Развивать свою речь, грамотность. Научимся распознавать глаголы, подбирать слова близкие и противоположные по значению. | Перечисляют вопросы, на которые считают важным получить ответы: Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Как узнать глаголы в тексте? И т.д. |
4. Работа по теме урока –25 мин. а) Первичное усвоение материала Карточки для вывода правила слайд-рисунок глагола) Слайд-алгоритм Цветок б ) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи– 4мин Парные карточки Слайд Слайд | 1. Откроем нашу мудрую книгу, узнаем новое. - Найдите упр.116 (устно) - Кто изображён на картинке? -К какой части речи относится слово мальчик?(сущ) -С какой целью мы будем рассматривать картинки? - Посмотрите внимательно на картинки, подберите и назовите слова, обозначающие действия мальчика. На какой вопрос отвечают эти слова? Вы употребили слова какой части речи? -Составьте предложения по картинкам. Запишем предложения по 2 первым картинкам. (2 ученика у доски) В записанных вами предложениях выделим главные члены. -Какой частью речи выражено подлежащее? -Предположите, какой частью речи выражено сказуемое? -Сделайте вывод о сказуемом. Подумайте, с какой частью речи может употребляться глагол? Помните один секрет: вопрос к глаголам надо задавать со словом « делать», иначе ответ не получится. -Работая в парах попробуйте сами дать определение новой части речи Слова, которые обозначают ……………………. предмета и отвечают на вопросы …… делать? …….сделать? называются ………………… . | 2.Откройте учебник на странице 68. Прочитайте правило. Сравните ваш вывод с правилом. Верно ли вы дали определение глагола? -Что такое глагол? -Что обозначает глагол? -На какие ещё вопросы может отвечать глагол? Чтобы вы лучше запомнили правило. Послушайте сообщение о глаголе Ученица Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. .По частоте употребления эта часть речи занимает второе месть после имён существительных Глаголъ - название буквы Г в славянской и русской азбуке.. 3. Обратимся к слову «дарить» - используя его составим алгоритм, определения глагола. -Как вы считаете, каким должен быть первый шаг алгоритма? - Каким должен быть второй шаг? (Аннимацией, напечатан на слайде алгоритм). Алгоритм: Что обозначает часть речи? На какие вопросы отвечает часть речи? Используя алгоритм, докажите, к какой части речи относится слово дарить .(1 ученик ПРАКТИЧЕСКИ+ ЦВЕТОК) 1. С правилом и алгоритмом мы познакомились, давайте попробуем теперь их применить. Работая в парах отгадайте загадки и подчеркните глаголы в текстах загадок (КАРТОЧКА, ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ) Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом, Шьёт пуховые перины, Разукрасила витрины? (ЗИМА) Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (БЕЛКА) - Зачитайте загадку и отгадки . Слова какой части речи вам помогли определить отгадку? Самопроверкой по слайду оцените свою работу. Глаголы- это действия предметов. Запомните, какие действия будете выполнять вы делая физкультминутку. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (топаем, хлопаем, киваем, поднимаем, кружимся, разведём, побежим) | Рассматривают рисунки. Называют слова, которые обозначают действия. Задают вопросы к выбранным словам. Предполагают, что эти слова называются глаголами. Составляют предложения, выделяют главные члены предложения. Делают вывод, что сказуемое выражено глаголом. Работая в парах, самостоятельно составляют определение глагола по опоре. Сравнивают вывод с правилом. Отвечают на вопросы по правилу. Корзина «Мнений» Предлагают алгоритм определения глагола. Доказывают по алгоритму слово ДАРИТЬ Отгадывают загадки, работая в парах. Самостоятельно подчёркивают глаголы в загадках. Доказывают отгадку, используя глаголы. Самопроверкой по слайду оценивают работу. Выполняют физкультминутку. Называют глаголы. |
в) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -4 мин Слайд Слайд для проверки задания г) Включение в систему знаний и повторение – 6мин Карточки группам, магниты, линейки, маркеры на столах | - Глаголик принёс нам ребус. Разгадав его , вы узнаете фамилию великого сказочника-поэта. (показываю портрет 31 марта День рождения Чуковского) - Корней Иванович Чуковский написал много замечательных сказок. -Какие произведения Чуковского вы знаете? 1. Обратимся к учебнику. На странице 69 упражнение 118. Прочтите задание самостоятельно. -Из какого стихотворения записанные строки? (Путаница) -Определите, все ли действия животных названы правильно? -Помогите распутать эту путаницу. Запишите правильно действие каждого героя 1 вариант – записывает правильно 1 часть Глаголы подчеркнуть двумя линиями 2 вариант – записывает правильно 2 часть Глаголы подчеркнуть двумя линиями (Взаимопроверка: поменяйтесь тетрадями проверьте и оцените работу товарища) У кого всё верно встаньте, поднимите руку, кто допустил ошибку. -Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают? (Крякают, квакают, хрюкают.) -Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали? (Зажужжали, заржал, зачирикали). 2. - Продолжаем нашу работу по новому материалу. Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа будет выполнять своё задание. Послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению. Подумайте, как его будете объяснять ребятам в классе. Какая группа выполнит задание, подаёт сигнал. Подойдите ко мне по одному человеку от группы и получите карточки с заданием. Карточка № 1. Задание: Составить из слов предложения. Записать их. Весна, ручейки, наступила, красавица, говорливые, журчат. Карточка № 2. Задание: Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Указать глаголы. Наступила весна. Побежали ручьи. Появилась первая травка. На деревьях набухли почки. Карточка № 3 Задание: Образуйте от имён существительных глаголы, запишите их. Чтение - Плавание - Свист - Рисование - Ходьба - Треск - Карточка № 4. Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения. Подчеркните глаголы. Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел, Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так… Карточка № 5. Задание: К данным глаголам подберите имена существительные, называющие животных. Запишите их. … крякает. … мычит. … лает. … кукарекает.(кудахчет) … мяукает. … кукует. Карточка № 6. Задание: Подбери глаголы – антонимы. Соедини стрелочкой. Закрывать Смеяться Бежать Открывать Плакать Идти Работать Запрещать Разрешать Хвалить Ругать Лениться (Все эти волшебные карточки мы положим в сундучок «Знаний», чтобы запомнить то, что изучали сегодня на уроке. | Разгадывают ребус. Читают задание. Определяют, все ли действия животных названы правильно. Выполняют задание по вариантам. Находят слова, отвечающие на вопросы: что делают? что сделали? Доказывают, что это глаголы. Выполняют задания в группах. По окончанию работы, каждое задание комментируется, доказывается правильность выполнения задания. Складывают карточки в сундучок «Знаний». |
5. Подведение итогов урока. Детям тест Слайд итогов | Глаголик хочет проверить, хорошо ли вы усвоили тему урока. У каждого из вас есть на парте тест достижений. Вам нужно выполнить задания , предложенные в тесте. Тест 1. Глагол – это ……………….. . 2. Глагол отвечает на вопросы …………….., …………… . 3. Глагол в предложении бывает ……………… . 4.Подчеркни глаголы. Заяц, речка, бежать, льдинка. 5. Допиши глагол к предмету. Врач ………. , повар ……….. . Вопросы со слайда итога урока | Выполняют тестовую работу . Оценивают. |