- До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
- Ну что, устал? – кричит ему лебедь.
- Ничего, - говорит глухарь, – пока лечу.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
- Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, - говорит ему лебедь, - зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
Выполни задания. Ставь Xв ? рядом с правильным ответом.
1. О чём рассказывается в этом тексте?
? о холодной зиме
? о встрече глухаря и лебедей
? о трудном перелёте птиц
? о взаимопонимании между птицами
2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?
? весной
? летом
? осенью
? зимой
3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?
? чтобы глухарь не скучал
? чтобы подарить их глухарю
? чтобы ему было теплее
? на память о себе
4. Глухарь остался зимовать, потому что…
? его не взяли с собой лебеди
? он не умеет летать
? он устал
? он погиб бы в пути
5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.
6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.
Лебеди собираются на юг.
1. Холодная зима.
Встреча глухаря и лебедей.
Белые пёрышки.
7. Главным образом автор хотел…
? описать внешний вид глухаря
? описать внешний вид лебедя
? объяснить, как лебеди собираются на юг
? рассказать о взаимопонимании птиц
8. Каков жанр этого произведения?
? басня
? рассказ
? сказка
? стихотворение
9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?
? глухарь
? полёт лебедей
? белые пёрышки
? холодная зима
10. Что в этом произведении является правдой?
? глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки
? глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния
- До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути!
Летят они над полями, летят над лесами. Впереди лебеди, а сзади глухарь на верёвочке. Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.
- Ну что, устал? – кричит ему лебедь.
- Ничего, - говорит глухарь, – пока лечу.
Ещё час-другой пролетели. Опустились лебеди отдохнуть. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.
- Вот что, глухарь, ты всё-таки оставайся, - говорит ему лебедь, - зима скоро пройдёт, и мы опять вернёмся. А чтобы ты не скучал, я тебе белые пёрышки подарю.
Вырвал лебедь у себя десять белых перьев и воткнул их в крылья глухарю.
Отдохнули лебеди и дальше полетели. А глухарь долго под берёзкой сидел, вслед им смотрел и плакал. Так долго плакал, что у него глаза и брови покраснели.
С тех пор у глухарей глаза и брови стали красные, а в их крыльях белые пёрышки появились. И на юг глухари больше осенью не улетают.
Выполни задания. Ставь Xв □ рядом с правильным ответом.
1. О чём рассказывается в этом тексте?
□ о холодной зиме
□ о встрече глухаря и лебедей
□ о трудном перелёте птиц
□ о взаимопонимании между птицами
2. В какое время года произошла встреча глухаря и лебедей?
□ весной
□ летом
□ осенью
□ зимой
3. Зачем лебедь вырвал у себя 10 белых перьев?
□ чтобы глухарь не скучал
□ чтобы подарить их глухарю
□ чтобы ему было теплее
□ на память о себе
4. Глухарь остался зимовать, потому что…
□ его не взяли с собой лебеди
□ он не умеет летать
□ он устал
□ он погиб бы в пути
5. Рассмотри внимательно иллюстрацию. Запиши отрывок, к которому сделана иллюстрация.
6. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4.
Лебеди собираются на юг.
1. Холодная зима.
Встреча глухаря и лебедей.
Белые пёрышки.
7. Главным образом автор хотел…
□ описать внешний вид глухаря
□ описать внешний вид лебедя
□ объяснить, как лебеди собираются на юг
□ рассказать о взаимопонимании птиц
8. Каков жанр этого произведения?
□ басня
□ рассказ
□ сказка
□ стихотворение
9. Какое из названий наиболее подходит к истории, рассказанной автором?
□ глухарь
□ полёт лебедей
□ белые пёрышки
□ холодная зима
10. Что в этом произведении является правдой?
□ глаза и брови у глухарей красные, а в крыльях белые пёрышки
□ глухари самостоятельно могут перелетать на далёкие расстояния