Контрольно - измерительный материал по предмету «Окружающий мир» 
  за 2 класс, УМК «Начальная школа  XXI  века» 
  
  Цель проведения проверочных-тестовых и контрольных работ:  проверить знания
  и умения, полученные на уроках окружающего мира.
  
  
  
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Проверочная – тестовая работа по теме «Что тебя окружает» 
  ФИ______________________________________________ 
  
   П 
    ж
  ж
  живая, неживая и сделанная руками человека
  
  2. Закончи высказывания: 
  Птицы - это животные, а травы - _____________________________________________
  Деревья – это растения, а рыбы - _____________________________________________
  
  3 
  С
  Р
  Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.
  
  4. Подчеркни слова, обозначающие то, что относится к неживой природе: 
  Цветок луна дождь лед
  камень машина глина песок
  птица рыба снег солнце
  
  5. Подчеркни те предметы, которые созданы руками человека: 
  Гриб дом  
  Дерево комар  
  Заяц самолет
  
  6. Подчеркни слова, обозначающие то, что относится к живой природе: 
  Телевизор радуга ромашка дождь
  Мухомор книга берёза человек
  
  
  Проверочная работа по теме «Наши помощники – органы чувств» 
   Подчеркни правильный ответ: 
    У человека
  2 органа чувств 1 орган чувств 5 органов чувств 6 органов чувств
   Соедини органы чувств: 
    
  Нос орган осязания
  Ухо орган обоняния
  Глаз орган слуха
  Язык орган зрения
  Кожа орган вкуса
   Заполни таблицу «Орган помогает человеку определить?»: 
    
    кожа
    глаз
    ухо
    язык
    нос
       холод
    
    
    
    
     
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Проверочная тестовая работа по теме « История рассказывает о прошлом»
  1 . Закончи предложения: 
  Прошлое- это……………………………………………………………………………….
  Будущее- это……………………………………………………………………………….
  Настоящее – это…………………………………………………………………………….
  2. Укажи, что изучает история: 
    настоящее будущее
  3. Укажи, кто является предками русских людей: 
  
  4. Укажи имя князя, который основал город Москва: 
  
  5. Восстанови цепочку строительства Кремля (1, 2, 3): 
  
  6. Отметь, что являлось дополнительной защитой стен древнего Кремля: 
  
  7 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Проверочный работа по теме «Здоровье человека. Режим дня» 
  ФИ ________________________________________________ 
  
  1. Напиши, что такое здоровье: 
  Здоровье – это __________________________________________________________________________.
  2 
  
  
  Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «03».
  3 
  
  Если обморожены руки, ноги, нос или уши – потри их чет – то холодным.
  4 
  
  
  Лечь в постель и постараться уснуть.
  5 
  
  
  Можно одновременно смотреть телевизор и читать книгу
  
  
  
  
  
  
  
  Проверочная тестовая работа:  «Физическая культура. Правильное питание» 
  Фамилия ____________________ 
   Отметь в какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека: 
     сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий
   горбатый, бледный, хилый, низкий
   стройный, сильный, статный, ловкий
  
   Отметь законы здорового образа жизни: 
     спорт, закаливание
   правильное питание, спорт, закаливание
   правильное питание
  
   Напиши 3 вида спорта, которыми может заниматься человек, для укрепления здоровья: 
    
   Отметь, как надо питаться чтобы быть здоровым: 
     часто  редко  разнообразно  вкусно
  
   Отметь, какие вещества необходимы человеку для правильного развития организма: 
    
   белки, жиры, углеводы, витамины  белки и жиры   белки, жиры, углеводы
  
   Отметь, что полезно для здоровья: 
     есть только овощи и фрукты  
   есть отварную, а не жареную пищу
   есть много острой и солёной пищи
   Отметь для чего необходим организму витамин «Д»: 
     укрепляет кости  закаляет организм  улучшает зрение
   Отметь, что необходимо делать с овощами перед едой: 
     варить  мыть  чистить  резать
   Отметь, что необходимо сделать перед едой: 
     поиграть  поговорить о еде  вымыть руки
  Проверочная тестовая работа по теме  «Родина – что это значит?» 
  ФИ ________________________________________________ 
  
  1. Напиши своими словами, что такое Родина: 
  Родина - _____________________________________________________________
  
  2. Укажи столицу России: 
  
  
  
  
  3 
  
  
  4 
  
  
  
  
  
  
  5 
  
  
  
  
  6. Отметь,  
  с
  
  7 
  
  
  Ярославль
  Проверочный работа по теме «Семья человека» 
  
  ФИ ________________________________________________ 
  
  1. Дополни высказывание «Семья — это……»: 
  
  
  
  
  2. Запиши названия родственников: 
  Мама, папа_________________________________________________________________
  
  3 
  
  
  4 
  
  
  5 
  
  
  Поколения семьи
  
  6. Посчитай и отметь, сколько поколений в семье, в которой   
  « 
  
  
  7 
  
  
  
  
  
  Проверочная тестовая работа по теме  «Труд людей» 
  1 . Подчеркни слова, которые обозначают ПРОФЕССИИ: 
  режиссёр ученик учитель пассажир повар водитель друг фермер велосипедист пешеход строитель военный
   Допиши, кто чем занимается: 
    Художник - _______________________________________________________________
  Врач - ____________________________________________________________________
  Писатель - ________________________________________________________________
  Воспитатель - _____________________________________________________________
   Соедини линией название профессии и название места работы: 
    Доярка Лаборатория  
  Актёр Ферма
  Учёный Театр
  
  3.  Люди вырастили и собрали урожай пшеницы. Из зерна изготовили муку. Что ещё необходимо сделать, чтобы хлеб попал к нам на стол: 
  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
   Закончи пословицу и напиши свою пословицу о труде:   
    «Без труда не ___________________________________________»
  «________________________________________________________________________»
  
   Отметь: для чего человек должен трудиться?   
    - чтобы стать добрым
  - чтобы приносить пользу людям
  - чтобы все завидовали
  - чтобы создавать вещи, нужные другим людям
  - чтобы его не ругали
  
  
  Проверочная тестовая работа по теме  «Солнечная система» 
  
   О 
    
  
   Ц 
    
  
   О 
    
  
  4 
  
  
   С 
    
  
   К 
    
  
   Что такое Луна?___________________________________________________ 
    
   Отметь, что такое «группа звезд, занимающая определенный участок неба, образующие рисунок»? 
    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Проверочная работа по теме «Вода» ____________________________ 
   Напиши, почему вода — одно из самых важных веществ на Земле: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
    
   Напиши три объекта неживой природы, которые состоят из воды: 
    ____________________, ______________________, __________________________. 
  
   Напиши, какие бывают водоёмы (водные запасы Земли): 
    __________________________________________________________________________. 
   Определи свойства воды, отвечая на вопрос словом  да  или  нет: 
     Цвет _________
  Прозрачность________
  Запах________
  Вкус_________
  Форма_______
  Растворитель_________
  Текучесть__________
     Напиши, в каких трёх состояниях может находиться вода: 
    ____________________, _________________________, _______________________. 
  
   Допиши высказывания:   
    Роса, дождь — вода в ______________________ состоянии.
  Водяной пар, туман — вода в ______________________ состоянии.
  Лёд, снег — вода в ______________________ состоянии.
  
   Нарисуй, как ты понимаешь, что такое «Круговорот воды в природе»: 
    
  
  
  
  
  
  Проверочная работа по теме «Природное сообщество - водоём» ____________________________ 
   Распредели указанные водоёмы по группам: 
    болото, водный канал, река, пруд, море, водохранилище
  естественные искусственные 
  ________________________ _______________________ 
  ________________________ _______________________ 
  
  2. Подчеркни красным цветом те водоемы, вода в которых соленая, а в каком пресная - подчеркни синим цветом: 
  Река, море, болото, океан, озеро, пруд
  
   Распредели животных по группам: 
    кит, щука, дельфин, сом, карась, акула, уклейка
  жители пресных водоёмов жители солёных водоёмов 
  ________________________ ____________________________ 
  ________________________ ____________________________ 
   Соедини части высказываний: 
    Акула млекопитающее
  Дельфин рыба
  
  5. Соедините части высказываний: 
  1. Место, где начинается водный источник Русло
  2. Место впадения реки в море, озеро Река  
  или другую реку  
  
  3. Река, притекающая в другую реку Исток
  4. Постоянный водный поток с естественным  
  течением по руслу от истока вниз до устья Устье
  
  5. Углубление в почве, по которому течет водный поток Приток  
  6. Напиши 3 названия наиболее крупных рек России: 
  ________________________________________________________________________ 
  
  Проверочная работа по теме «Природное сообщество - лес»  ____________________________ 
  
   Напиши ярусы леса: ________________, __________________, ________________. 
  В хвойном лесу растут___________________________________________________. 
  В лиственном лесу растут________________________________________________. 
  В смешанном лесу растут________________________________________________. 
  Напиши три лекарственных растения леса:   
    _______________________________________________________________________________________
   Напиши название группы животных: 
    Шесть ног, летают или ползают - _____________________________________________.
  Тело покрыто перьями, две ноги, большинство летают - _________________________.
  Тело покрыто шерстью, четыре ноги - _________________________________________.
  При движении змея изгибает своё тело, а её брюхо смыкается с землёй. Поэтому и название этих животных -__________________________.
   Обведи «лишнее» слово. Объясни свой выбор. 
    Заяц, ёж, лиса, шмель-______________________________________________________
  Трясогузка, паук, скворец, сорока- ___________________________________________
  Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук- ______________________________
   Узнай животных по описанию: 
    Быстрая, ловкая, прыгает с ветки на ветку, живёт в дупле -__________________.
  Насекомое – хищник, имеет ярко красный окрас с чёрными точками -______________.
  Птичка, которая во время движения по земле потряхивает хвостиком - _____________.
  Житель леса, не ядовитый, на голове рисунок в виде жёлтых пятен - _______________.
   Составь из данных слов цепь питания: 
    гусеница, ястреб, лист дерева, дрозд
  __________________________________________________________________________ 
  10. Напиши какие правила поведения в лесу ты знаешь: 
  1._________________________________________________________________________ 
  2._________________________________________________________________________ 
  3._________________________________________________________________________ 
  
  
  Проверочная работа по теме «Растения леса» ____________________________ 
   Подпиши названия ярусов леса: 
    
  
  
  
  
  
  
  
   Приведи по  два  примера к каждому ярусу: 
    3 - _______________________________________________
  2 -_______________________________________________
   -_______________________________________________
     Отметь правильный ответ, что растению нужно для роста: 
    
  
  4. Подчеркни названия хвойных растений одной линией, цветковых растений – двумя линиями. 
  Сосна, одуванчик, роза, смородина, ель, яблоня, можжевельник.
  5. Укажи группу растений, в которой только лиственные деревья: 
  
  
  
  6. Соедини лист дерева с плодом этого дерева:   
  
  
  
  
  
  
  
    
  Контрольная работа по разделу: «Кто ты такой?» 
  1 
  2
  6
  5 органов чувств
  
  2. Проведи линии правильно 
  глаз холод, тепло, боль
  нос вкус  
  ухо зрение
  кожа слух
  язык запах
  
  3 
  О
  О
  Кожа позволяет нам увидеть предметы
  
  4 
  О
  О
  Холод, тепло, боль мы ощущаем с помощью глаз
  
  5 
  З
  Ч
  Чистить зубы не надо, необходимо прополоскать рот
  
  6 
  Е
  Е
  Если ты заболел, вызови «Скорую помощь» по телефону «03»
  
  7 
  И
  Из носа идет кровь – прижми ноздрю пальцем и положи на переносицу мокрый холодный носовой платок
  И
  
  8 
  Культурный человек тот, который занимается физической культурой
  К
  9 
  в
  собрать на рабочем столе все учебники, тетради, игрушки
  
  1 
  д
  чтобы не пропадали продукты питания
  
  1 
  п
  полезно есть много жирной, солёной и острой пищи, есть много сладостей
  
  1 
  е
  м
  во время еды расскажи соседу последние новости
  
  1  Отметь верный ответ: 
  п
  о
  предусмотрительный человек – осторожный человек, всегда представляет то, что может случиться, если поступить именно так
  
  1 
  П
  З
  П
  Разрешающие
  
  1 
  н
  р
  и
  п
  с
  не садись в машину и не заходи в лифт с незнакомыми людьми
  
  
  
  
  Контрольная работа по разделу «Кто живёт рядом с тобой?» 
  1. Отметь все условия, которые  не  является признаком семьи? 
  Ж
  Каждый является хозяином дома
  З
  З
  Вместе отдыхает, проводят свободное время
  
  2. У Саши большая семья. У него есть брат близнец , мама и папа , бабушка и дедушка . С ними живёт бабушка  его мамы. Сколько поколений в семье Саши?  
  
  Обведи правильный ответ:  4, 7, 5.
  
  3. Закончи предложения: 
  Папин папа – это ……………………………………
  Бабушка– это мама мамы или - ………………….
  Тётя – это сестра мамы или - ……………………….
  4. Запиши 5 названий родственников:   
  ………………………………………………………………………………………………….
  
  5. Какие бывают правила? 
  Правила поведения ……………………  
  Правила поведения ……………………
  Правила поведения…………………….
  
  6. Зачем люди придумали правила культурного человека. Отметь правильные высказывания? 
  
  
  
  чтобы было всегда хорошее настроение
  7 
  В
  В
  П
  Во время представления можно есть чипсы и пить напитки
  8. Отметь все правила дружбы: 
  х
  р
  з
  и
  р
  
  9. Допиши предложения, пользуйся словами для справок 
  Движения мышц лица- это ___________________
  Движения рук, ног, тела - ____________________  
  
  Слова для справок: мимика, жесты
  
  10. Соедини части пословиц 
  Поживи для людей ничего не бояться.
  Друг за дружку держаться поживут и люди для тебя.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Контрольная работа по разделу « Россия - твоя Родина » 
  
  1.  Что труд даёт человеку: 
  
  
  
  
  2.  Подчеркни профессии людей, которые заняты в производстве хлеба: 
  Доярка, тракторист, повар, комбайнер, учитель, мельник, лётчик, пекарь, шофёр, парикмахер
  
  3 . Соедини профессию и место работы: 
  Музей Каменщик
  Театр Экскурсовод
  Стройка Режиссёр
  4.  Допиши предложения: 
  Я живу в стране -__________________.
  Её столица - _______________________.
  Главный закон страны - ___________________________ .
  Герб, гимн, ___________ - это символы государства.
  Во главе государства стоит - _____________________.
  Президент нашей страны сегодня - _____________________________ .
  
  5. Напиши название любых 3 городов России: 
  
  6. Соедини название города и его достопримечательность: 
  Ярославль Зал воинской славы на Мамаевом кургане
  Волгоград Царь- колокол
  Москва Первый русский театр
  
  7. Является ли ребёнок гражданином страны? 
  
  8. Права человека записаны в: 
  
  
  Газете
  9. Отметь, какое право человека  не  прописано в законе: 
  
  
  Право на свободу слова
  
  10. Отметь правильные права детей: 
  
  
  
  
  
  
  11.  Соедини начало и конец пословиц: 
  Родина – мать… …зайцу дорог.
  Родная сторона- мать, а… …умей за неё постоять.
  Родной куст и… …чужая- мачеха.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Контрольная работа по разделу « Мы – жители Земли » 
  __________________________________________________ 
  1 Укажи правильный ответ. Астроном — это: 
  тот, кто изучает планеты и звёзды
  
  старый мудрый человек, которого все уважают.  
  2.  Отметь правильный ответ: 
  
  Земля-третья из восьми планет, вращающихся вокруг Луны.
  
  3 . Отметь, что является спутником Земли: 
  
  4.  Отметь, что такое уменьшенная модель Земли: 
  
  5. Отметь, ч то на карте изображают синим (голубым) цветом: 
  
  
  6.  Заполни схему: 
  
  
   
 
  Царства живой природы 
    
  
  
  
  7 .  Отметь правильный ответ: 
  
  
  8.  Напиши части гриба: 
   
  
  
  
  9 .  Отметь правильный и полный ответ «Для роста растению нужны…»: 
  
  
  10 .  Соедини стрелочкой, к каким группам относятся растения: 
  одуванчик
  Водоросли берёза
  Лиственные ель
  Хвойные морская капуста  
  Цветковые роза
  сосна
  11 .  Напиши название группы животных по названию пищи, которую они употребляют: 
  Питаются только растениями - …………………………………………
  Питаются только другими животными - ………………………………
  Питаются животной и растительной пищей - …………………………….
  В питании преобладают семена растений - ……………………………….
  Слова для справок : всеядные, зерноядный, травоядный, хищный
  12. Соедини название животного и подходящее по смыслу слово: 
  Волк всеядные
  Медведь зерноядный
  Хомяк травоядный
  Заяц хищный
  13. Распредели животных по группам в таблице: 
  Стрекоза, щука, журавль, крот, заяц, орёл, бабочка, лось, сом, страус, карась
  
    Насекомые 
    Рыбы 
    Птицы 
    Звери