Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
  «Средняя школа № 1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской области
  
  
  
  
  
  Контрольно-измерительные материалы  
  по литературному чтению
  ( 1 – 4 класс )
  
  
  
  
  подготовила  
  учитель начальных классов
  Сиохина Наталья Викторовна
  
  
  
  
  
  г. Фролово
  2018
  
  1 класс 
  Лев и Мышь 
     Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. (Тигр, слон, лев)  
    10
       проснулся и поймал её. (Белка, мышь, лиса) стала просить,  
    19
       чтобы он пустил её, она сказала: «Если ты меня пустишь, и  
    30
       я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему  
    40
       (зло, добро, счастье) сделать, и отпустил её.  
    47
       Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.  
    56
       Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла  
    62
       (верёвку, канат, палку) и сказала: «Помнишь, ты смеялся,  
    70
       не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь,  
    81
       бывает и от мыши добро».  
    86
       
    
       (Л.Н.Толстой)
    
     
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
 
 
 
 1. Укажи главных героев этого произведения.  
  Отметь верный ответ √.
   □ охотники
   □  лев
  □ мышь
  □ лев и мышь
  2. Какое произведение ты прочитал? Отметь верный ответ √.
  □ басню  
  □  сказку
  □ рассказ
  3. Какая беда произошла со львом? Отметь верный ответ √.
  □ мышь пробежала ему по телу
  □ лев угодил в ловушку
  □ охотники поймали льва
  4. Почему лев отпустил мышь? Отметь верный ответ √.
  □ пожалел мышь
  □ мышь обещала ему добро сделать
  □ лев засмеялся и не отпустил мышь
  5. Как маленькая мышь помогла огромному льву?  
  Отметь верный ответ √.
  □ позвала на помощь
  □ перегрызла верёвку  
  □ испугала охотников
  6. Почему мышь помогла льву? Отметь верный ответ √.
  □ мышь боялась льва
  □ мышь услыхала львиный рёв
  □ мышь сдержала своё обещание
  
  
  
  2 класс 
 Новогодние блины 
 
     Однажды в канун Нового года кролики Пушинка и Прыгун
    9
       поджидали в гости свою тётушку.
    14
       Пушинка стала печь блины. Прыгун же оделся и пошёл на улицу  
    25
       расчистить тропинку для милой тётушки.  
    30
       Когда (Пушинка, Прыгун, Ворчун) вернулся в дом, на столике у
    40
       плиты выросла горка аппетитных румяных (пирожков,
    46
       блинчиков, вареников). Последний блин Пушинка легонько
    52
       подкинула на сковородке, и он ловко прилепился к потолку.  
    61
       - Вот так (рождественское, новогоднее, золотое) украшение! –  
    67
       ахнула (Пушинка, Снежинка, Прыгун). В это время зазвонил
    75
       колокольчик. На пороге стояла (соседка, тётушка, бабушка) в
    83
       новой шляпке. Эта (кепка, шляпка, беретка) была дивным
    91
       сооружением с лентами и цветами.  
    96
       Прыгун и Пушинка восхищались тётушкой: «Ах, тётушка! Ах,
    104
       шляпка!»  
    105
       Все пили душистый малиновый чай и беседовали о новостях в
    115
       Волшебном Лесу. Вдруг часы пробили полночь. Холодный уже
    123
       блинчик отклеился и нежно упал на шляпку (Пушинки, Прыгуна,
    132
       тётушки). Зайчата не знали, что и предпринять!  
    139
       По дороге к тётушкиному дому зайчата пытались снять  
    147
       (ленты, цветы, блинчик), но безуспешно. Вдруг раздался шелест
    155
       крыльев и весёлое чириканье. (Зайчики, птички, бабочки) в один
    164
       миг растащили весь блин, и все с облегчением вздохнули. А
    174
       тётушка была счастлива и спокойна: «Какой милый Новый год!»
    183
       
    
       ( По В.Сутееву)
    
     
 
 1.В какое время года зайчата ждали в гости свою тётушку?  
  Отметь верный ответ √.
  □ летом  
  □ весной  
  □ зимой  
  □ осенью
 2. Какое угощение приготовила Пушинка? Отметь верный ответ √.
 □ пирожки  
 □ блинчики  
 □ морковку  
 □ вареники
 3. Чем была украшена шляпка тётушки? Отметь верный ответ √.
  □ узорами  
  □ вышивкой  
 □  лентами и цветами  
 □ бантом
 4. Кто расчистил тропинку для милой тётушки? Отметь верный ответ √.
 □ Пушинка
 □ Дворник
 □ Птички
 □ Прыгун
 5. Когда кролики поджидали в гости свою тётушку?  
  Отметь верный ответ √.
 □ в канун Рождества
 □ в канун дня рождения
 □ в канун Нового года
 □ в канун 8 марта
 6. О чём разговаривали за чаем? Отметь верный ответ √.
 □ о тётушке
 □ о встрече Нового года
 □ о зайчатах
 □ о новостях в Волшебном Лесу
 7. Какая неожиданность чуть было не испортила праздник?  
  Отметь верный ответ √.
 □ неожиданно зазвонил колокольчик
 □ холодный блинчик отклеился и нежно упал на шляпку
 □  раздался шелест крыльев и весёлое чириканье
 □ пошёл дождик
 8.Кто помог зайчатам убрать неожиданное украшение со шляпки тётушки? Отметь верный ответ √.
 □ бабочки
 □ муравьи
 □ медведь
 □ птички
 9.  Как прошёл Новый год в семье кроликов? Какие слова являются этому  
 подтверждением? Выпиши из текста.
 _________________________________________________________________
 
 10. Раздели текст на три части. Озаглавь их.
 1)_________________________________________________________________
 2)_________________________________________________________________
 3)_________________________________________________________________
 
 
 
 
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  3 класс 
  Одно дело делаешь, другого не порть 
     Кошка Муська, которую Ваня рисовал, приходила два раза в неделю.  
    10
       Бабушка и (Петя, Серёжа, Ваня) думали, что ( Мурка, Муська, Мурзик )  
    20
       приходит в гости. Угощали Муську молоком и рыбой. Муська была убеждена,  
    31
       что она приходит на работу, а угощенье считала заработной платой.
    41
       Обязанностью своей считала, чтобы в квартире не завелись мыши. При этом
    52
       работала в ночную смену - сидела в углу коридорчика и слушала.  
    62
        И вот какая случилась оказия. (Мама, Тётя, бабушка) выкрасила желто-румяной
    73
       краской - охрой – пол в комнате, покрыла белилами подоконник, чуточку
    82
       приоткрыла окно и оставила в дверях щель, чтобы по комнате ходил ветерок.  
    94
       Спать ( Витя и дедушка, Ваня и бабушка ) легли в кухне, а ( Дуська, Муська,
    107
       Мурка) сидела в коридоре. Ночью, сквозь сон, бабушка слышала, что Муська
    118
       прыгнула и заворчала. Бабушка поняла, что Муська поймала ( зайчонка, мышонка,
    128
       цыплёнка) . Но встать старуха поленилась. По кошачьим правилам добычу надо было  
    139
       было вынести на улицу. Муська почувствовала, что из дверей тянет холодок.  
    150
       Протиснулась в дверную щель, галопом проскакала по сырому окрашенному полу,  
    160
       прыгнула на подоконник. Здесь долго плясала, пока выбралась на улицу. Утром
    171
       бабушка приоткрыла дверь в (коридор, комнату, зал) и зашумела:  
    180
       - Гляди-ка, Ваня, что натворила эта дрянь Муська! Пол наследила и своими
    192
       лапищами разукрасила подоконник. Бабушка бросила на пол полосу бумаги. Ваня
    202
       подбежал к окну:  
    205
       - Бабушка, а ведь красиво получилось! Точно цветочки красненькие!  
    213
       - Я вам покажу цветочки,- ворчала бабушка.  
    219
       - Пусть только Муська явится, я её ткну носом в эти (горшочки, цветочки,
    231
       следочки)!  
    231
       Муська вернулась ( днём, ночью, вечером) за угощением. Бабушка поставила под
    241
       нос (мясо, молоко, рыбу), но пока Муська ела, (тётушка, бабушка, матушка)
    252
       делала ей строгий выговор:  
    256
       - Запомни, (Дуська, Мурка, Муська), пословицу: «Одно дело делаешь, другого
    265
       не порть». Ты сделала важное дело - выловила мышь, но и я сделала дело – выкрасила  
    279
       комнату. Ты мое дело испортила.  
    284
       
    
        ( Б.Шергин)
 1.Определи жанр этого произведения. Отметь верный ответ √.
 □ рассказ  
 □ сказка  
 □ басня
 
 2. Как звали кошку, которую рисовал Ваня? Отметь верный ответ √.
 □ Дуська
 □ Пуська
 □ Муська
 
 3. Чем угощали гостью бабушка и Ваня? Отметь верный ответ √.
 □ сметаной и рыбой
 □ молоком и рыбой
 □ сливками
 
 4. Что Муська считала своей обязанностью? Отметь верный ответ √.
 □ чтобы в квартире не было других кошек
 □ приходить в гости
 □ чтобы в квартире не завелись мыши
 
 5. Что произошло однажды ночью? Отметь верный ответ √.
 □ Муська разукрасила подоконник
 □ убежала из дома
 □ Муська поймала мышонка  
 
 6. Укажи, в каком порядке происходили события.  
  □ Бабушка покрасила в комнате пол и подоконник.
  □ Муська поймала мышонка.
  □ Бабушка и Ваня легли спать.
  □ Муська по окрашенному полу выбралась на улицу.
  □ Бабушка сделала Муське строгий выговор.
  □ Бабушка и Ваня увидели, что натворила Муська.  
  
 7. Объясни значения выражений:
 Галопом проскакала по полу __________________________________________________
 Протиснулась в дверную щель ________________________________________________  
  8. Напиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:
  Кто_____________________________________________________________________
  
  Почему________________________________________________________________
  
  Что_____________________________________________________________________
  
   Раздели т
    Часть 1.__________________________________________________________________
  Часть 2.__________________________________________________________________
  Часть 3.___________________________________________________________________
  
   Сформулируй главную мысль текста.
    _____________________________________________________________________
  
   Выпиши слова, которые нуждаются в разъяснении их смысловых значений. Какой словарь поможет тебе в этом? Воспользуйся толковым словарём, объясни смысловые значения слов.
    _______________________________________________________________________
  _______________________________________________________________________
  ________________________________________________________________________
 
    
     
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 
 
  4 класс 
  Пират 
     Эта дворняжка невесть откуда появилась в селе, хромая и одноглазая.  
    10
       Она осторожно передвигалась на трёх лапах, явно оберегая повреждённую
    19
       Так уж случилось, что прибилась несчастная собака к пастуху, одинокому,  
    29
       угрюмому на вид человеку. Старик пожалел пса, мол, ладно, живи, и со двора  
    42
       не согнал.  
    44
        Бревенчатая избушка (лесника, охотника, пастуха) стояла в самом конце  
    53
       села. Здесь и прижился ( кот, волк, пёс), которого с первого же дня (мальчик,  
    66
       Иван Петрович, старик) окрестил Пиратом за его единственный глаз.
    75
        Нашлась (для неё, для них, для него) и конура, хоть старая и заброшенная.  
    88
       В ней когда-то обитали прежние сторожа многолюдного дома.
    97
        Шли дни. Силы и здоровье возвращались (к волку, медведю, собаке),  
    107
       зажила лапа, а единственный глаз уже не выражал прежнюю боль и обиду.  
    119
       К тому же ( безглазый, одноглазый ) Пират оказался собакой на редкость  
    129
       преданной и смышлёной. Повсюду он сопровождал старика, деля с ним все
    140
       тяготы и заботы. Охраняя стадо, проявлял немало старания и  
    149
       изобретательности: вовремя возвращал в ( дом, конуру, стадо ) отставших и  
    158
       потерявшихся животных. С утра до вечера старик и его четвероногий друг  
    169
       Были неразлучны. Вместе ещё затемно уходили они со двора, вместе усталые  
    180
       возвращались вечером домой. ( Кот, пёс, волк) стал ( Ване, леснику, старику )  
    190
       Незаменимым и надёжным помощником. Даром что простая и беспородная  
    199
       дворняга, Пират верой и правдой нёс свою ( миску, работу, службу). Да и сам  
    212
       хозяин привязался к питомцу.
    216
        В часы отдыха любил подолгу разговаривать с ним так, словно тот был  
    228
       своим, близким человеком. И казалось старику, что умная ( рысь, собака )  
    238
       понимает его: сочувствует в горе, разделяет радость. А односельчане  
    247
       заметили, что унылый прежде пастух стал веселее, разговорчивей, глаза  
    256
       потеплели. Словно бы душа у него оттаяла...  
    263
        Пролетело лето, отшумела дождями осень. Зима случилась морозная,  
    271
       с лютыми ветрами и метелями. (Лесник, охотник, пастух) забрал собаку в дом:
    283
        (втроём, впятером, вдвоём) и теплее, и веселее. К весне старик снова вернулся  
    295
       к своему (огороду, стаду). На пару с Пиратом, конечно.  
    304
        Да и как иначе? Ведь только с верным другом жизнь в радость. Так и живут
    319
       они, деля печали и радости, помогая друг другу.  
    327
       
    
       (По Юрию Новикову).
    
     
  
  
  
  
  
  
  1.  Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного
  
 □ Бревенчатая избушка пастуха стояла в центре села.    
 □  Пират был породистой собакой.                                    
 □ Весной старик вернулся к своему стаду.                                  
 □ Зимой Пират жил в конуре.  
 
  2.  Объясни, почему старик назвал пса Пиратом.
  
  Старик назвал пса Пиратом ____________________________________________ 
         
  3. Старик не прогнал собаку. Как ты думаешь, почему? Отметь верный ответ √.
 
  □ потому что его изба стояла на краю села и ему нужен был сторож                     □  потому что у него была старая заброшенная конура                                                 □  потому что Пират был преданным и смышлёным псом    
  □  потому что он был добрым человеком и пожалел  собаку                                                                                                
  4. Выпиши из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, которые произошли с Пиратом вскоре после того, как он стал жить у старика.
  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  
  5. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражениилютыми   ветрами и метелями?  Отметь верный ответ √.
  □ колючими
  □ сильными □  злостными □  старательными  
  
  6. Как ты понимаешь выражение угрюмый на вид   в предложении:
  □ видно, что угрюмый □  точно угрюмый □  действительно угрюмый □  кажущийся угрюмым затемно   уходили они со двора, вместе усталые возвращались вечером
  □ вечером  
  □ поздно вечером  
  □ рано утром  
  □ ночью  
  
  8.  Автор называет Пирата разными словами, например, дворняжка. Найди в тексте ещё не менее 3 слов и запиши их.
 9. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?□  Сказка за сказкой □  Рассказы о природе □  Басни о животных □  Рассказы о дружбе и верности  
 
 10. Как появление Пирата изменило характер пастуха?  
   Выпиши из текста предложение, которое доказывает твой ответ.
  ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 □ Пират оказался собакой на редкость преданной и смышлёной. 
 □ Пират верой и правдой нёс свою службу. 
 □ Любую собаку можно дрессировать. 
 13. Как ты думаешь, если бы Пират умел говорить, о чём бы он рассказал старику? Напиши об этом.
  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  14. Выпиши слова, которые нуждаются в разъяснении их смысловых значений. Какой словарь поможет тебе в этом? Воспользуйся толковым словарём, объясни смысловые значения слов.
  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________