Просмотр содержимого документа
«Занимательные карточки по математике 4 класс.»
Занимательные задачи по математике с ответами, 4 класс
Занимательная математика для младших школьников 4 класса. Математические задачи, ребусы, кроссворды, интересные факты
Тема «Многозначные числа. Класс тысяч. Нумерация многозначных чисел»
1. Разгадать кроссворд:
1) единица измерения массы;
2) компонент действия вычитания;
3) название одного из разрядов;
4) результат действия 25 : 5 = ... ;
5) цифра;
6) текст, в котором есть условие и вопрос.
- Какое слово получилось по вертикали? (Тысяча.)
2. Задание «Из истории чисел».
В далеком прошлом число 10 000 на Руси называли тьмой, а число 100 000 - неведомо.
Любители небылиц Стасик с Костей рассказывали друг другу.
- Я взял в библиотеке книгу. В ней тьма страниц, - сказал Стас.
- Как же ты ее нес?
- В портфель положил - и на плечо.
Костя почесал, почесал в затылке и начал:
- Я купил карандаш неведомо миллиметров длины.
- Как же ты его домой принес?
- Положил в карман и принес. У меня карманы глубиной до пят.
• Могло ли быть такое, или это фантазия ребят? Чему же все-таки равна длина карандаша в метрах? А толщина книги в метрах (если учесть, что толщина одной страницы равна 0,1 мм)?
Решение:
10 000 мм : 1000 = 1 (м) - толщина книги.
100 000 мм : 1000 = 100 (м)-длина карандаша.
Таких размеров книгу и карандаш нельзя нести в ранце или кармане.
4. Прочитайте числа, определите закономерность и продолжите ряд чисел.
1415, 1425, 1435...
6999, 5998, 4997 ...
13 300, 14 400, 15 500...
5. Выпиши все шестизначные числа в порядке их убывания (читай числа по часовой и против часовой стрелки)
6. Катя составляла узор из мозаики. На одной из деталей стерлась цифра. Восстановите ее, если известно, что сумма цифр равна 23.
Выпишите все шестизначные числа в порядке их убывания (читать числа по часовой и против часовой стрелки).
7. 3адание «Подумайте!».
Медведь и леопард написали по отрезку натурального ряда из 5 чисел. В каждом отрезке - одно пятизначное число. Число у медведя больше, чем у леопарда. Запиши эти числа.
8. Математический ребус
Катится, катится Колобок, а навстречу ему Змея. Обвила беглеца и говорит:
- Колобок, Колобок, я тебя съем.
- Не ешь меня, я тебе песенку спою.
- Я песен не люблю. Выполни мое задание. Впиши в восьмиугольные ячейки, которые ты видишь на моей коже, числа так, чтобы в любых трех соседних ячейках сумма чисел равна была 9, в первой - 1, в последней - 5, тогда я тебя отпущу.
- Все знают: не Змея съела Колобка, но все же какие числа он вписал? А как прочитать это шестизначное число? (135 135.)
9. Задача на смекалку.
Миша написал одну и ту же цифру три раза подряд.
- Как интересно! - воскликнула Маша. - Получилось трехзначное число, все слова в названии которого начинаются с разных букв, а цифры одинаковые.
Маша заинтересовалась такими многозначными числами и написала тремя разными цифрами трехзначное число, все слова в названии которого начинаются с одинаковых букв.
- Попробуйте отгадать, что это за числа. (111, 147.)
10. Это интересно!
1) Если вы хотите узнать имя французского художника, создателя первых мультипликаций, то расположите буквы в порядке возрастания четных чисел, а чтобы узнать фамилию, то буквы надо расположить в порядке убывания нечетных чисел.
И
16 546
Р
302 507
О
1 765
И
19 761
М
9 728
Э
7 542
Н
3 699
Ь
28 468
Е
165 049
Л
22 908
Ответ: Эмиль Ренэ.
2) Для того чтобы узнать, в какой стране жил великий математик Карл Гаусс, надо расположить буквы в порядке возрастания четных чисел.
Т
212915
Д
817 947
Р
187 372
Н
875 000
Л
999 999
Г
90 004
М
188 350
Я
900 005
К
295 787
Ф
91 111
А
345 112
Е
177 138
И
883 006
С
892 003
Я
891 004
Ответ: Германия.
Тема «Действия с многозначными числами»
1. Найдите лишнее слово:
а) делимое, делитель, сложение;
б) уменьшаемое, вычитаемое, умножение;
в) слагаемое, деление, сумма;
г) множитель, разность, произведение.
2. Задание «Подумайте!».
Сумма трех чисел 30 212. Первое слагаемое - наименьшее пятизначное число, второе - наибольшее четырехзначное.
Найти разность третьего слагаемого и числа 7 539.
Ответ: третье слагаемое 10 213, разность третьего слагаемого и числа 7 539 равна 2 674.
3. Это интересно!
Учитель дал задание сложить все числа от 1 до 100. Скоро он заметил, что задание выполняют все, кроме одного ученика. Учитель подошел к нему и увидел, что мальчик выполнил задание так: 1 + 2 + 3 + ... 98 + 99 + 100 = (100 + 1) + (99 + 2) + (98 + 3) + ... + (52 + 49) + (51 + 50) = 101 • 50 = 5 050.
- Как он вычислял?
Этот мальчик впоследствии стал великим математиком, которого звали Карл Гаусс.
4. Выполни действия в «цепочке», и ты узнаешь, когда жил Карл Гаусс.
1) Год рождения:
2) Год смерти:
Ответ: год рождения - 1777; год смерти - 1855.
5. Соедините числа 1280, 740, 600, 60 математическими знаками «плюс» и «минус» так, чтобы в результате получился ноль (не применяя скобок).
Ответ: 1280-740-600 + 60 = 0.
6. В гости в сказку.
В поисках Царевны-лягушки Иван-царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 357 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек поцеловал Иван-царевич?
Ответ: 357 • 9 • 4 = 12 744 (лягушек).
7. Прочитайте пословицы.
Выписать в один столбик выражения с четными значениями, а в другой с нечетными (не производя вычислений).
Найдите значения выражений; если расположите четные и нечетные в порядке их убывания, то сможете прочитать пословицы.
Ответ: на красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко. Только умный делу научит, а глупый наскучит.
Тема «Решение уравнений с многозначными числами»
1. Составить слово, взяв его части из середины каждого следующего: Мурат, обвал, снег, феникс, среда.
Ответ: уравнение.
2. Разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Единица длины.
2. Трехзначное число.
3. Равенство с переменной.
4. Разряд.
5. Название шестого месяца в году.
6. Разгадай ребус:
По вертикали:
1. Значение переменной в уравнении. (Корень.)
3. Определить закономерность и назвать недостающее слово:
4. Игра «У гадай-ка!».
а) Витя задумал число, прибавил к этому числу 3, а затем отнял 30, у него получилось 1 605. Какое число задумал Витя? (1 632.)
Составьте уравнение по условию задачи и решите его.
б) Катя задумала число, уменьшила его на 48 и в дальнейшем получила число, равное сумме наибольшего однозначного и наибольшего двузначного числа. Какое число она задумала? (156.)
в) Ваня задумал число и от пятой части его отнял 12. После чего у него получилось 18. Какое число он задумал? (150.)
5. Задачи на смекалку.
а) Снится Митрофанушке странный сон, будто бы он взял в охапку ненавистные ему уменьшаемое, вычитаемое и разность и понес их на свалку. Слышит голос Марии Петровны: «Взвесь, прежде, чем выбросить!». Свалил Митрофан все три числа на весы. Весы показали 162. «Ну-ка, - скрипит тот же голос, - сочти, чему равно уменьшаемое?» Тут Митрофанушка и проснулся весь в холодном поту.
А вы можете сказать, чему равно уменьшаемое? Чему равны остальные два числа, если известно, что здесь разность - это следующее за вычитаемым натуральное число? (81, 40, 41.)
б) Одно уравнение увидело в зеркале свое отражение:
81 = 88 -х.
Чему равен корень уравнения, посмотревшего в зеркало, и чему равен корень его отражения? (106, 7.)
• Придумайте подобные задания, используя цифры 1, 8, 6, 9 и любые переменные.
Тема «Именованные числа. Действия с величинами»
1. Разделить числа на две группы: 246, 15 см, 1742, 9/12, 10600 м, 5/7, 342 кв. см, 4726 км, 4 ч 15 мин.
2. Найти лишнее в каждой строке.
4 м 6 см, 460 см, 46 дм, 4 м 60 см
3 243 км, 5 604 дм, 6 210 ц, 2 600 м
3 000 кв. см, 30 000 кв. см, 300 кв. дм, 3 кв. м
3. Найти начальное и конечное число цепочки.
Какое из этих чисел больше и во сколько раз?
Ответ: начальное число равно 3 м, конечное -18м.
4. Задачи.
а) Ровно в три часа ночи с балкона двенадцатого этажа выплеснут ведро воды. Вода долетит до земли через 9 секунд. Сколько минут осталось быть сухим коту Барсику, если он, сидя на том самом месте, куда прилетит вода, начал еще в полночь петь свою любимую песню и поет ее уже 2 часа 46 минут 9 секунд? (14 минут.)
б) У Маши и Миши весы, а в кухне лежат тыква, арбуз и дыня. У детей всего четыре гири по 10 кг, 5 кг, 1 /2 кг и 100 г. На рисунке представлены результаты взвешиваний. Сосчитайте, сколько весит тыква.
Сколько арбуз и сколько дыня?
Ответ: 9 кг 800 г; 4 кг 700 г;
в) В лифте кнопка первого этажа находится на высоте 1 м 20 см от пола. Кнопка каждого следующего этажа выше предыдущей на 10 см. До какого этажа сможет доехать в лифте маленький мальчик, рост которого 90 см, если он, подпрыгивая, может дотянуться до высоты, превышающей его рост на 45 см? (До третьего этажа.)
г) Два пассажира в одно и то же время сели в одну и ту же электричку, отправляющуюся к станции Максимка, и двинулись в противоположные стороны. Скорость первого пассажира, идущего к головному вагону электрички, 2 м/с, а скорость второго, идущего к хвостовому вагону, 1 м/с. Скорость электрички, в которой идут оба пассажира, 64 км 800 м в час. Вычислите скорость, с которой приближается к этой же станции второй пассажир.
О т в е т: 72 км в час; 61 км 200 м в час.
5. Старинные меры.
В старину единым мер для всех стран не было. Даже в различных местностях одной страны единицы измерения были неодинаковы. В Туле считали, что мера зерна составляет 4 четверти, в Калуге - 3 четверти, а во Владимире только две. Меры выбирали так, чтобы они всегда были под рукой. Навертел купец на свой локоть материи и говорит: «За 5 локтей сукна с вас 15 гривен». Портной сделал примерку и отметил себе: «В талии расширить на два пальца». Размахнул косарь руками, меряя скирду, - вот тебе и сажень маховая. Но как говорится: «Каждый на свой аршин мерит».
Особенно это было неудобно для торговли. Стали тогда вводить образцы. В 1101 году указом английского короля Генриха 1 установлено, что мера длины ярд, является расстоянием от кончика носа его Величества короля до конца среднего пальца вытянутой руки. Но у других это расстояние было другим. Такие эталоны единиц измерения были неудобными. Вторым недостатком были затруднения при переходе от одних единиц измерения к другим. Например: 1 верста = 500 саженей; 1 сажень = 3 аршина; 1 аршин = = 16 вершков = 28 дюймов. Сосчитайте, сколько в версте вершков. А сколько в версте дюймов?
6. Старинная задача.
Прохожий, догнавший другого, спросил: «Как далеко до деревни, которая у нас впереди?» Другой прохожий ответил: «Расстояние, которое ты прошел, равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если еще пройдешь две версты (верста = 1 км 076 м), тогда будешь ровно посередине между деревнями». Сколько верст осталось еще идти первому прохожему, и какое расстояние между деревнями?
Ответ: весь путь 12 верст, осталось 8 верст.
Тема «Точные и приближенные числа»
1. Для математических понятий слева найти соответствующие справа:
равенство меньше
четные приближенные
точные неравенство
больше нечетные
2. Найти выражения, в которых числовые значения приближенные: на лугу распустились около тысячи ромашек, в классе 7 девочек, в парке 7 дубов, в коробке 6 карандашей, в небе тысячи звезд, в книге примерно 400 страниц.
Точное количество населения города Михайловки 300 540 человек. Чему может быть равно приближенное?
Чему равна разность между точным и приближенным значением?
3. Найдите значения выражений.
Расположив ответы в порядке уменьшения значений, вы узнаете, как называется разность между точным и приближенным значением.
17 x 6 19 x 24 32 x 46 127 x 8 267 x 123 3164 : 4
29519 : 7 680 : 4 29349 : 9 7005 x 34 2215 : 5
1472 - е 791 - н 3261 - р 102 - ь 456 - о 32841 - о
1016 - ш 4217 - г 238170 - п 170 - т 443 - с
Ответ: погрешность.
4. Назовите приближенные значения:
1) если масса арбуза 3 кг 200 г, 5 кг 890 г,
2) длина отрезка 5см 3 мм, 5 см 7 мм,
3) расстояние от города до села 7 км 160 м, 8 км 960 м,
4) стоимость книги 6 р. 10 к., 6 р. 97 к.
5. Найдите выражения, для которых значения являются погрешностью.
Рассматривая выражения по горизонтали и выписывая буквы, соответствующие им, ты узнаешь, насколько правильно выполнил задание.
Ответ: в результате получается слово-подсказка «верно».
6. Замените точные числа приближенными, найдите разные решения: 1547, 12 346, 154 927, 309 406, 370 241.
7. Разделите значения на две группы:
а) с избытком; б) с недостатком
Точные
653
653
940
940
346
346
1547
2607
541
Приближенные
650
660
900
1000
400
300
1540
2700
550
8. Округлите:
1) В городе 42 376 человек, округлите это число до сотен человек.
2) Взвесили сахарный песок, насыпанный в чайный стакан, при этом вес его оказался равный 247 г. Округлите это число до десятков граммов.
3) Измерили рулеткой длину и ширину школьного двора и получили следующие данные: длина 57 м 8 дм, ширина 32 м 2 дм. Округлите эти числа до целых метров. Найдите площадь, округлите до целых кв. м.
Ответ: площадь равна 186 116 кв. дм., это примерно 1 861 кв. м.
Рекомендуем посмотреть:
Занимательные задания для устного счёта, 3 класс
Занимательные вопросы по математике 2 класс с ответами
Логические задачи на сообразительность с ответами, 2 класс
Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса
Занимательные задачи по математике на сложение и вычитание в пределах 10