kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса»

Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса

Учебная мотивация является одним из решающих факторов эффективности учебного процесса в школе, представляя собой совокупность мотивов, вызывающих активность обучающихся в учебной деятельности.

Актуальность темы обусловлена тем, что эффективность решения проблем, связанных с повышением уровня учебной мотивации младших школьников определяется знанием педагогами начальной школы ее специфики в современном обществе и умением использовать эти знания для развития познавательных интересов детей в своей педагогической деятельности. Таким образом, решение задач формирования положительной мотивации учения в начальной школе требует исследования особенностей учебной мотивации младших школьников.

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности.

Учебная деятельность – это основа системы школьного обучения. Именно в этот период жизни ребенка идет активное получение информации, необходимой для дальнейшего существования. Учебная деятельность – это вид целенаправленной активности, направленной на усвоение знаний, умений и навыков, а также на развитие личности учащегося. Она включает в себя различные формы, такие как уроки, самостоятельная работа, практические занятия и другие виды деятельности, организованные для достижения образовательных целей. Основная цель учебной деятельности - не только получение информации, но и формирование компетенций, необходимых для успешной адаптации и самореализации в жизни.

Как мотивировать познавательную активность?

Успешность учебной деятельности, качество образования зависят от мотивации внутренней.

Внутренняя мотивация подразумевает делать что-то, потому что это интересно и приносит глубокое удовлетворение. Мы выполняем такие действия ради позитивных чувств, которые они создают, и они обычно приводят к оптимальным результатам. Внутренняя мотивация приводит к повышению настойчивости, улучшению психологического благополучия и повышению производительности. 

У успешных в учебной деятельности учащихся развиты как познавательные мотивы, так и социальные мотивы. Дети, у которых постоянно имеются трудности в обучении, превалируют мотивы получения хорошей отметки, похвала учителя, родителей.

Успешность данного процесса зависит от компетентности учителя, ответственного за сознание детей. Успех обучения зависит и от личностных качеств каждого конкретного ученика, а также значение имеет учебная мотивация.

Таким образом, проблема несформированности учебной мотивации проявляется в том, что при равных интеллектуальных возможностях учащиеся демонстрируют различные показатели качества обученности. Поэтому проблема повышения качества овладения учащимися знаниями решается совместно с проблемой развития и формирования у детей мотивов учения, которая проявляется не только в познавательной активности, но и в осознании личностной и общественной значимости учения.

В младшем школьном возрасте ведущими являются внешние мотивы, поэтому мы остановились на следующих основных характеристиках и аспектах данного процесса:

• учебная мотивация занимает важное место в структуре личности младшего школьника и является основной движущей силой в учебной деятельности;

• есть различные группы мотивов, которые влияют на успешность ребенка в учебной деятельности, такие как: внутренние мотивы, познавательные интересы и стремление к саморазвитию, и внешние мотивы, например, стремление к похвале или избегание наказания, взаимодействуют и влияют на учебную мотивацию. Кроме того, выделяют социальные мотивы, связанные с отношениями с учителями и сверстниками, и мотивы достижения, обусловленные желанием преуспеть и получить признание.



В зависимости от преобладания той или иной группы мотивов, учебная деятельность может протекать более или менее успешно. Понимание различных групп мотивов и их влияния на учебный процесс позволяет педагогам и родителям более эффективно мотивировать учеников к обучению.

Согласно теории деятельности, которая подчеркивает, что обучение происходит через активную деятельность ученика, а не через пассивное восприятие, мотивация возникает лишь тогда, когда норма деятельности соответствует имеющейся потребности. То есть отсюда следует, что учащимся необходимо предлагать деятельность, соответствующую их потребностям. И для сохранения их учебной мотивации, а также ее развития необходимы такие условия, как необходимый уровень самостоятельности, успешность выполняемых ими действий, обязательное обеспечение положительной обратной связи, сформированность нравственных качеств.

Рассмотрим виды мотивов учебной деятельности.

1. Социальные потребности школьника, которые являются основой учебной деятельности: быть принятым и признанным в коллективе; самостоятельно достичь успеха, признания; иметь возможность самореализовывать своё «Я»;

2. Мотивы учения:

– учебно-познавательные мотивы, которые проявляются в интересе к новым знаниям, в познавательной потребности, любознательности, саморазвитию, познанию нового и др.;

– непосредственно-побуждающие мотивы, к которым относятся такие качества знаний, как яркость, новизна, занимательность;

– перспективно-побуждающие (социальные) мотивы, к которым относятся мотив долга, ответственности, мотив хорошей оценки, а также мотив работать на благо коллективной деятельности, обеспечивают успешность в начале учения, а продуктивность от этих мотивов школьник получит на последующих этапах возрастного развития;

– личностные мотивы: стремление к благополучию и достижению результата.

Изучая учебную мотивацию можно сделать вывод, что структура мотивов – важнейший фактор психологической адаптации личности.

С первых дней обучения первоклассников деятельность учителя должна быть направлена на сохранение положительной мотивации, с которой дети приходят учиться в школу. Для этого деятельность учителя должна быть направлена на формирование у детей устойчивой мотивации достижения успеха и учебных интересов, которые лежат в основе учебно-познавательной мотивации. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса

Автор: Тезякова Светлана Геннадьевна

Дата: 23.06.2025

Номер свидетельства: 672149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Педагогический совет «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» "
    ["seo_title"] => string(104) "piedaghoghichieskii-soviet-sovriemiennyi-urok-kak-osnova-effiektivnogho-i-kachiestviennogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126297"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415136497"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Презентация к педагогическому совету «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» "
    ["seo_title"] => string(124) "priezientatsiia-k-piedaghoghichieskomu-sovietu-sovriemiennyi-urok-kak-osnova-effiektivnogho-i-kachiestviennogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "126305"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415137295"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(122) "osnovnyie-napravlieniia-soviershienstvovaniia-obrazovatiel-nogho-protsiessa-po-matiematikie-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227805"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440953105"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Создание информационно-образовательной среды в образовательном учреждении "
    ["seo_title"] => string(82) "sozdaniie-informatsionno-obrazovatiel-noi-sriedy-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "139352"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417702049"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе "
    ["seo_title"] => string(84) "ispol-zovaniie-novykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "127394"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415297118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства