Просмотр содержимого документа
«Статья "Учитель и родитель. Как решить конфликтную ситуацию?"»
Учитель и родитель. Как разрешить конфликтную ситуацию?
Как педагогу избежать конфликтных ситуаций и суметь погасить инцидент до его возникновения и как поступить, если конфликта избежать не удалось.
Конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.
Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».
В основе такого конфликта лежит желание защитить своего ребенка — вполне позитивное и естественное.
В большинстве случаев оно не противоречит интересам учителя. Тем не менее разгорается конфликт. Почему?
К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения.
Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери».
Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?
Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников.
Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями
1. Сохраняйте профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей. (Например, я понимаю ваше беспокойство, ИМЯ ОТЧЕСТВО меня тоже волнует успеваемость Вани. Назначьте встречу с родителями)
2. Выдерживайте уважительный тон, ни в коем случае не переходите на взаимные обвинении и не переходите на личности. (Не в коем случае не называйте ребёнка бездельником, не обвиняйте родителей в недостаточном внимании к ребёнку)
3. Отметьте в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности. (Например, «Очень хорошо, что вы пришли обсудить сложившуюся ситуацию)
4. Ведите разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагайте совместно выработать стратегию помощи ребенку. (Покажите работы ученика, в которых допущены ошибки, обсудите какие темы вызывают у ребёнка затруднения)
5. Предлагайте варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).
В случае конфликта с родителями педагогу следует сохранять самообладание, не усугублять противостояние и постараться сделать недовольного родителя своим союзником. Помните, что в конечном счете цель у вас одна, и лучше идти к ней сообща.
Если же родитель не слышит учителя, продолжает вести себя эмоционально, то отложите, перенесите встречу (Давайте перенесём наш разговор, когда вы успокоитесь и сможем конструктивно поговорить).
Рассмотрим пример, как правильно реагировать на претензии родителей и построить конструктивный диалог для решения проблемы.
Пример НЕконструктивного диалога:
Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!
Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.
Конструктивный ответ:
Учитель: здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?
В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями. Не противопоставляйте себя родителям, а призывайте их к сотрудничеству.
Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учёбе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.
Если родители пишут жалобы на педагога
Даже если вы будете максимально корректны в своих словах и действиях, возможно, найдутся родители, которые напишут на вас жалобу директору, в отдел образования или прямо в министерство. Как правильно реагировать на незаслуженные обвинения?
Не оправдывайтесь перед родителями и тем более не выливайте свои обиды на учеников. Самый правильный выход — обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (на это вы имеете право согласно п. 12 ст. 47 ФЗ «Об образовании»). Комиссия должна провести расследование и объявить результаты. В ходе расследования достойно объясняйте свое поведение.
Умение решать конфликты — навык, который пригодится вам не только в профессиональной деятельности.
Старайтесь дать понять, что вы на одной стороне с родителем и имеете общую цель — помочь ребенку в освоении школьной программы.