В статье представлен педагогический опыт. Описаны приемы организации и проведения нетрадиционных уроков, способствующие не только усвоению знаний и умений, но и развитию творческих способностей учащихся, повышению заинтересованности в обучении. Материал будет интересен учителям начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Смысловое чтение"»
Смысловое чтение
Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: · понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: · способ чтения, · темп чтения, · правильность чтения, · выразительность.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что учитель начальных классов, обучая детей чтению, большее внимание уделял технической стороне чтения. И для оценки навыка чтения в школах применялся контрольный срез, который так и называется «Проверка техники чтения» (о самом факте его проведения всегда было много споров). При этом многие годы при оценке навыка уделялось первостепенное внимание параметрам «способ чтения», «темп чтения», «правильность чтения», «выразительность», а параметр «осознанность чтения» рассматривали на самом последнем месте, т.е. первостепенной считалась техническая сторона чтения.
Следует заметить, что сегодня в первый класс приходит немало читающих детей, но при этом проявляют равнодушное отношение к книге и неприятие к читательской деятельности.
Каковы причины этого явления?
Во-первых, родители сами мало читают и практически полностью перестают читать со своим ребёнком, когда тот становится школьником.
Во-вторых, всё свободное время дети предпочитают гаджеты книгам.
В-третьих, технической стороне чтения в методике и практике начального обучения всегда уделялось достаточно много внимания, а понятие «смысловое чтение» и методика его формирования до принятия стандарта фактически отсутствовали.
Таким образом ФГОС включает в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
-понимать тeкст;
-анализировать;
-сравнивать;
-видоизменять;
-генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех УУД:
личностные УУД - мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
познавательные УУД – владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов; умение выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение доказывать; выдвижение гипотез и их обоснование.
Согласно требованиям ФГОС для формирования УУД на всех без исключения уроках под руководством учителя младшие школьники должны осваивать следующие виды смыслового чтения:
-просмотровое;
-ознакомительное;
-изучающее;
-рефлексивное.
Просмотровоечтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительноечтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главныйсмысл, ключевая информация.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивноечтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого пpoцecca, читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Методы и приемы обучения смысловому чтению.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
-Развитие умения анализировать задание.
-Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
- Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
-Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
-Формулирование простых выводов после прочтения текста.
-Преобразование прочитанного текста в таблицу.
-Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
-Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
-Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утвеждения.
-Нахождение нужной инфрормации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Система специальных упражнений
1. Работа с разными видами текстов.
Круговые тексты, волна, сердце и т.д.
Снижается скорость, увеличивается внимательность , соответственно меньше дети при чтении допускают ошибок.
Применяю на уроках обобщения по какому – либо разделу.
2. Работа со словом.
Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:
- работа с незнакомыми словами;
- работа с ключевыми словами;
- работа со словами образами.
Работа с незнакомыми словами.
Любойучительсталкивалсясэтимявлением,задаваядетямвопроспослечтениятекста:«Какиесловабылинепонятны?»Какправило, дети таких слов не называют.Выяснениезначения ряда слов из прочитанноготекстаубеждаетчтомногиеизнихосталисьзабортомпонимания. Существующаяв школе практика разбораслов, недостаточноэффективна,так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова.
В любом написанное материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный тeкст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.
Цель обучения состоит в том, чтобы показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю «сблизиться» с текстом.
2. Применение метода «ведение диалога с текстом»
Литературные игры на уроке чтения – особая разновидность миниатюрной задачи, процесс решения которой обязательно сопровождается интересом, является полезным упражнением, своеобразной гимнастикой, мобилизирующей умственные силы учащихся.
«Литературный футбол»
Правила игры:
- класс делится на две команды;
- каждый ученик готовит вопросы по содержанию произведения;
- вопросы команды задают по очереди друг другу;
- если у команды нет ответа, её забили гол;
- побеждает та команда, которая больше забьёт голов соперникам.
Игра подходит для уроков внеклассного чтения.
Обучая работе с текстом, можно формировать начальные формы познавательной личностной рефлексии:
- если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами;
по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения;
иллюстрации помогают различать сказки и рассказы;
заголовок помогает понять тему и главный смысл книги;
сколько в книге произведений, и кaкие именно, можно узнать по оглавлению или содержанию.
- готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета) (ПУУД, РУУД).
Дети по желанию готовят сведения о биографии писателя или факты из истории создания изучаемого произведения. Своё выступление они должны начать со слов « …А вы знали, что…..?» или «Оказывается …»
ВАЖНО! Я не прошу делать доклады. Пусть это будет 2-3 предложения, но чтобы ребенок их запомнил и смог произнести.
Эффект потрясающий! Каждый хочет удивить и рассказать самое интересное.
3. Развитие читательского воображения.
Многие трудности понимания запоминания текста связаны с неразвитым воображениeм. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
Огромную роль играет работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значения такиx приемов, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.
«Читаем и иллюстрируем»
Обязательным условием является цитата. Ребенку предстоит крепко задуматься над содержанием текста, над содержанием своего рисунка и над подписью к нему. Обязательно организовываю защиту работ. Дети рассказывают, какой эпизод они изобразили, объясняют почему, зачитывают цитату. Одноклассники высказывают свое мнение по проделанной работе: соответствует ли рисунок тексту, правильно ли подобрана цитата.
Приём « Каллиграмма».
Слово «каллиграмма» придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих тему стихотворений. В 1918 году он выпустил сборник графических стихов, которые назвал придуманным им словом «Каллиграммы» (от «каллиграфия» и «идеограмма»). Каллиграмма - жанр в литературе и изобразительном искусстве, когда буквы или слова изображают то, что они значат. Этот вид искусства представляет собой некую смесь литературы, изобразительного искусства и логической игры-головоломки.
Чтобы сделать каллиграмму, мы должны думать и о стихе, и о фигуре. Последний должен быть аллегоричен по отношению к стихотворению, то есть иметь отношение к какому-то центральному аспекту его послания.
«Минус» этого приёма – далеко не все стихотворные произведния подходят для заданного изображения.
4. Работа над выразительностью чтения.
В 1 классе и начале второго класса читаем с карандашом в руках. Тыльной стороной надо «отбить точку» и остановиться. Соблюсти логическую паузу.
Важно вовремя остановиться. Видеть и понимать границы предложения.
Присутствует межпредметная связь с русским языком.
Наш любимый приём проверки выразительного чтения «Игра в дикторов».
Данный приём позволяет проявить свои актёрские способности.
Самый главное при дткторском чтении – не заучит текст наизусть, а знать и понимать содержание. Ну и уметь подглянуть в нужный момент.
Батл по дружному выразительному чтению между мальчиками и девочками.
Работа с текстом – это полезный и интересный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
Круговые тексты
В результате обучения смысловому чтению у обучающихся:
- повысится интерес учащихся к чтению;
- изменится отношение к урокам (дети чаще станут посещать библиотеку, чтобы найти материал по изученной теме, с удовольствием будут находить дополнительный материал к урокам, особенно при подготовке домашнего задания);
- повысится познавательное отношение к прочитанному (учащиеся научатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- разовьется положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера.
Человек, владеющий навыками смыслового чтения, всегда сможет эффективно учиться по книгам, усовершенствовать приобретенный опыт работы с информацией.