kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль родителей в формировании мотивации к обучению младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать значимость семьи в развитии познавательных интересов ребенка и формировании положительной мотивации к школьному обучению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в формировании мотивации к обучению младших школьников.»

Тема: «Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, учебному труду».

Цель: показать значимость семьи в развитии познавательных интересов ребенка и формировании положительной мотивации к школьному обучению.

Учение, лишённое всякого интереса и

взятое только силой принуждения, убивает

в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д.Ушинский 

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки, или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает...  Взрослых в нем и не хватает  — их доли ответственности.

Помните  знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...». Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годится для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «Дети не хотят, а взрослые не могут учить их по-старому».

И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации. Путь первый — заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить.  Путь второй —научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны.

«Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это методы старые, проверенные, в том числе в педагогике. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе самого ребенка. Его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны такие  педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотивация - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели. А значит, нельзя понять подлинный смысл его действий.

Частный случай мотивации – учебная мотивация, побуждающая человека к учебной деятельности, направленной на получение и усвоение знаний.

В структуре учебной мотивации традиционно выделяют два вида мотивов учебной деятельности:

- Внутренние (познавательные) мотивы (связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, любознательность, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, стремление повысить культурный и профессиональный уровень)

- Внешние (социальные) мотивы (связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в среде сверстников, заслужить авторитет, наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, ожидание будущих благ и т. д.)

Главная  задача родителей - развивать у ребенка внутренние мотивы.

Ребёнку будет значительно легче и интереснее учиться, если активность будет побуждаться такими мотивами, как интерес к знаниям.

Издавна начальная школа была самым важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. В начальных классах был, есть и будет только один способ поднять интерес ребенка к учению - использовать его любознательность, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив не долго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Общеизвестно, что нельзя научить того, кто учиться не хочет.

В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.

К окончанию начальной школы необходимо сформировать учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям, но к способам добывания новых знаний.

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Редкий школьник может похвастаться своей любовью к школе. Но, тем не менее, даже дети понимают, что ходить в школу обязательно. 

Нежелание учиться – серьезная проблема, которая может испортить жизнь ребенку и его родителям. С одной стороны мама и папа понимают необходимость получения образования и становятся перед выбором: либо разбираться в происходящем, либо заставлять ребенка учиться, либо пустить все на самотек. А с другой стороны есть ребенок с его проблемой, который нуждается в понимании, любви и уважительном отношении. «Как помочь ребенку самому захотеть учиться?» – вот важный вопрос, решить который можно приложив некоторые усилия.

Сначала давайте попытаемся понять: Ваш ребенок не может или не хочет учиться? Сразу оговоримся, что обычно эти два фактора тесно связаны между собой. Если ребенок по каким-либо причинам не может справляться с учебной нагрузкой, то рано или поздно у него пропадает желание ходить в школу. Представьте себе ситуацию, Вы каждый день ходите на работу, где Вас постоянно критикует начальство и Вы – один из худших сотрудников. Как вы себя чувствуете? Хотите ли продолжать работать? Думаю, что Вы захотите поменять место работы или специальность. Но ребенок не может изменить деятельность, он обязан учиться в школе, других вариантов у него нет. И когда становиться совсем невыносимо – становится равнодушным к двойкам, сбегает с уроков, делает все возможное, чтобы не выполнять домашние задания и т.д.

Чтобы помочь ребенку выйти из замкнутого круга проблем необходимо обнаружить, что стало причиной возникновения школьных трудностей. Давайте остановимся на них более подробно.

Причины школьных проблем

1. Лень, а проще говоря, нежелание трудиться — самая распространённая причина. Первоначальной причиной лени, как правило, является избалованность. Но у лени есть и другие  причины, вызвавшие её саму — это неумение ребёнка учиться, получать от этого удовольствие. Лень распространяется только на скучные и неинтересные дела, поэтому наша задача — заинтересовать учёбой, превратить её в увлекательное занятие. Напомним: наказания и скандалы отменить, похвалу, стимулирование и поощрение применить.

2. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учиться на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог, который проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

3. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала. Непонимание материала - еще одна причина, по которой не хотят учиться дети. Ребенок с удовольствием учится только тогда, когда он всё понимает. Лучшая мотивация для ребенка – видеть свои успехи. В противном случае, он начинает чувствовать, что бесполезно тратит время на предметы, которые ему совершенно не интересны. Поэтому единственный выход в данном случае – подтянуть ребенка по предмету. Либо вместе с ним разобраться в материале, либо нанять репетитора. Как только ребенок начнет понимать материал, сразу появится интерес.

4. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы в школе он получал только хорошие оценки. Но какие усилия для этого должен приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учиться хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может приводить к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствия.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.)

Если проблемы возникли здесь, то самим родителям с ними не справиться. Придётся вникнуть в суть проблемы, попытаться с учителями и психологами исправить ситуацию, а в случае неудачи и сменить школу. Здесь всё очень индивидуально.

6. Страх быть неуспешным, заниженная самооценка.

Если всё детство вы сравнивали успехи своего сына с успехами других, более талантливых детей, при этом громко вздыхая о том, какой у вас балбес и тупица, то вы сделали всё для того, чтобы ваш ребёнок был уверен в своей неудаче. Так же может поступить и не очень квалифицированный педагог, публично унижая ребёнка при других детях за неудачи в учёбе. А если ребёнок уверен, что он сделает плохо, то зачем вообще это делать?

7. Усталость.

 Бывает так, что в первом полугодии ребёнок приносит отличные результаты, а к концу учебного года скатывается на низший уровень. Всё дело в усталости, которая тоже бывает разной. Если ребёнок устаёт физически, освободите его от дополнительных спортивных занятий, давайте возможность отдохнуть. Если же ребёнок испытывает умственную усталость (рассеянность, отсутствие концентрации внимания, плохое восприятие материала), большее время уделите прогулкам на свежем воздухе, спорту, а вот дополнительные занятия шахматами могут и подождать. Эмоциональная усталость вызывает проблемы со сном (слишком возбуждённый ребёнок ночью не может уснуть, зато весь день сонный), от чего весь учебный процесс рушится, как карточный домик. В этом случае нужно использовать расслабляющие процедуры — поплескаться в ванной или бассейне, посмотреть добрый фильм, вместе склеить домик или самолёт.

8. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи. Часто бывает комплекс из нескольких причин, тесно взаимосвязанных между собой, и тогда разбираться с ними нужно постепенно, плавно распутывая клубок возникших трудностей, прорабатывая каждую в отдельности, постепенно формируя у ребенка новое ощущение себя и создавая новые формы поведения. И чем дольше существует проблема, тем сложнее и длительнее будет ее решение.

Памятка для родителей: «Формирование и развитие учебной мотивации»

  1. Постарайтесь выбрать время когда и Вы, и Ваш ребёнок спокойны и не спешите. Создайте благоприятную обстановку, приятную Вам и Вашему ребёнку. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: для чего он учится; что для него самое важное в школе; что его больше всего интересует; чего он боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.). Проявите понимание и в этот день откажитесь от критики услышанного. Вам необходимо определить, что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно учиться. Проявите терпение и обсудите с ребёнком эту тему.

  1. Отмечайте достижения ребёнка, акцентируя внимание на получаемых знаниях, умениях, а не на оценках, которые он получает. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил. Об оценках забудут, а знание останется. Оценки служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении ребёнком желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. То есть мы учимся не для того чтобы получать хорошие оценки, а для того чтобы получать знания. Оценка, как и другие внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Откажитесь от наказания за неудачи - неудача сама по себе является наказанием.

  1. Помогите ребенку в освоении привычки планировать свою деятельность, в том числе и соблюдать режим дня, чередовать учёбу и отдых. Если ребёнок научится ставить перед собой конкретное задание, выделять этапы его выполнения, то это будет сильнее побуждать его к деятельности. А полноценный отдых позволит сохранить физическое и психологическое здоровье, что обеспечит возможность к осуществлению учебной деятельности.

  1. Поощряйте любые начинания ребёнка, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям. Проявляйте интерес к его планам, успехам, тревогам. Постарайтесь больше хвалить ребёнка за его старания к достижению результата. Любого человека стимулирует поддержка близких людей. К тому же это укрепляет Ваши семейные взаимоотношения.

  1. Развивайте познавательные интересы ребёнка, его потребность в интеллектуальной активности. Поддерживайте и формируйте интерес к новой информации. Помните: наши дети часто учатся на нашем примере. Обратите внимание, что характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на учебной мотивации их ребенка.

Обучение - сложный процесс, который не протекает без подводных камней. В родительских силах помочь ребенку справиться с проблемой отсутствия желания учиться, только необходимо приложить усилия, прибегать за посторонней квалифицированной помощью тогда, когда ребенок в ней нуждается, мотивировать его, помогать, гордиться достижениями, не наказывать сурово за промахи и, конечно же, любить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Роль родителей в формировании мотивации к обучению младших школьников.

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 12.12.2025

Номер свидетельства: 678904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Научная статья "ИНТЕГРАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ СКАЗКИ""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_statia_integrativnoe_razvitie_inoiazychnoi_rechevoi_kompetentsii_mlads"
    ["file_id"] => string(6) "641746"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702146785"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проектная деятельность как реализация инновационного процесса обучения младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_kak_riealizatsiia_innovatsionnogho_protsiessa_obuchie"
    ["file_id"] => string(6) "405388"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1490951074"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptatsiia_k_shkole_i_formirovanie_shkolnoi_motivatsii_obuchaiushchikhsia_pervo"
    ["file_id"] => string(6) "555241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1596206281"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства