"Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе"
"Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе"
Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе"»
Обмен опытом. «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и математики»
Подготовила: Паламарчук Екатерина Федоровна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №84», учитель высшей категории
1.Введение
Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что долг и дар учителя заключается в том. чтобы создать условия , в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Математика и русский язык – это учебные предметы, обладающие огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь как нигде, реализуются межпредметные связи.
Еще в первый год обучения я выявила среди учащихся нашего класса одаренных детей. Они значительно опережали своих сверстников в умственном развитии и выделялись среди других детей своими способностями, кто музыкальными, кто художественными, кто спортивными. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников: у них отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
2.Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию. Должны получить широкое распространение следующие формы и методы работы: - групповые формы работы, - самостоятельная познавательная деятельность учащегося, - дискуссии, диалоги, - творческие задания, - семинары, практикумы.
Логические задачи – неотъемлемая часть математики. Именно они помогают выявить детей с развитым логическим мышлением. Одаренный ребенок сразу же выстроит логическую цепочку и выдаст ответ, остальные же получат ответ только после того, как несколько раз перечитают исходные данные.
Так как одаренный ребенок многому учится самостоятельно, то мастер-классы на уроках - это еще один прием работы с одаренными детьми.
Думаю, ни для кого не будет новостью то, что исследовательская и проектная деятельность – это так же формы работы с одаренными детьми. На уроках я стараюсь включить всех детей в проектную деятельность – объединяю в группу одного одаренного ребенка и несколько менее успевающих. Здесь одаренный ребенок выступает в виде тьютора, то есть направляет работу группы, ну и выполняет сложную часть проекта.
На практических заданиях я заготавливаю карточки для нескольких вариантов, которые состоят из нескольких заданий. Под текстом задания даю разъяснения – сколькими баллами оценивается то или иное задание. Как правило последнее задание – это задание для сильного ребенка. При выполнении контрольных и самостоятельных работ, для одаренных детей стараюсь делать отдельный вариант с более сложными заданиями или с заданиями на смекалку.
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Именно этот прием в работе с одаренными детьми я использую на уроках русского языка. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников (Например, различные виды словарей, помещенные во второй части учебника), анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
Еще я использую творческие работы.
3.Формы и методы работы с одаренными детьми во внеурочное время.
Методы и формы работы можно разделить на урочные и внеурочные. Внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития одаренности учащихся. Это факультативы, кружки, участие в олимпиадах, конкурсах. Особую роль играет система внеурочной исследовательской работы учащихся. Главным результатом этой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на научно – практических конференциях. Другой вариант внеклассной работы с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Вот уже на протяжении нескольких лет мы принимаем участие в олимпиадах и конкурсах на образовательной платформе Учи.ру: решаем олимпиадные задания Всероссийской олимпиады «Заврики» по математике, русскому языку и окружающему миру, и Международной олимпиады «BRICSMATH.COM» по математике, участвуем и побеждаем в ежемесячных интеллектуальных марафонах между классами школы. Внеурочная деятельность по математике включает так же подготовку к олимпиадам по математике и интеллектуальным конкурсам «Кенгуру», «Слон», «Вундеркинд».
Особое место занимают предметные недели, которые позволяют отвлечь одаренных детей от повседневности и разнообразить их деятельность – это КВН, творческие проекты, конкурсы сказок и стихов и многое другое.
Заключение.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей. Вот почему целью моей работы было стремление показать формы, методы и приемы работы с одаренными детьми.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
Список использованной литературы и источников.
Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе – М.: Просвещение, 2006.
Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности / Под ред. С. В. Титовой. , СПб., Питер, 2009.
Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008