kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Формирование познавательной активности младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Новые подходы в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Именно поэтому я работаю над проблемой «Формирование познавательной активности младших школьников». 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Формирование познавательной активности младших школьников»»

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Ткаченко Ирины Викторовны

Ведущая педагогическая идея.


Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Новые подходы в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.

Именно поэтому я работаю над проблемой «Формирование познавательной активности младших школьников».

Цель работы: Выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательной активности младшего школьника. Активизировать творческую деятельность и познавательный интерес учащихся на основе применения метода проектов и ИКТ.

Реализации целей способствовала разработанная мной система работы через: использование ИКТ, проектной    технологий, личностно-ориентированные методы обучения, групповое обучение, проблемное обучение.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

- повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

- создание на занятиях атмосферы творчества;

-способствование развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности

-использование проблемного, группового обучения


Актуальность и перспективность опыта


Актуальность заключается в следующем:

теоретически обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние компьютерных технологий, проблемного, группового обучения в процессе активной познавательной деятельности младших школьников;

выявлен и обоснован комплекс педагогических условий формирования познавательной активности младших школьников средствами данных технологий на уроках.
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность этой проблемы можно объяснить тем, что методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Актуальность формирования познавательной активности младших школьников в условиях реализации ФГОС в том, чтобы научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой в процессе развития, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию. Своей главной задачей считаю - дать прочные знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать желание учиться. Добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволяют воспитать социально – активную личность.

Условия формирования опыта. На идею формирования опыта натолкнули курсы повышения квалификации, изучение методической литературы.


Технология опыта то что удалось и дало результатов

Главное лицо в учебном процессе - ученик. Усилия учителя направлены на то, чтобы он учился. Для этого необходимо, чтобы ученик хотел учиться и мог это делать. Часто ребенок идет в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребенка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться. Умение учиться состоит из разного вида познавательных действий, направленных на получение новых знаний, умений, навыков. Эти действия специфичны не по содержанию, а по выполняемой ими функции. Учитель начальной школы должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения материала. На уроках стараюсь давать учащимся такие задания и задачи, которые направлены на развитие познавательных процессов:

-умение наблюдать, сравнивать, обобщать;

-находить закономерности, строя простейшие предположения;

-проверять их, делать выводы;

-иллюстрировать их на примерах.

Эффективным средством формирования познавательных интересов младших школьников являются творческие задания на развитие внимания, памяти, мышления, дидактические игры, проблемные задания, групповая работа, интегрированные уроки и другие.

В своей работе описываю эти методы и приемы работы.


Проблемное обучение


Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в навой ситуации (изобретает, конструирует и др.). Поэтому создание учителем цепи проблемных ситуаций в различных видах творческой учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной
(поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного
(или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения.


Методы проблемного обучения:

-постановка проблемы;

-поиск решения;

-продуктивные задания.


Групповое обучение

При групповой форме работы уч-ся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов; при изучении текстов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются педагогическим выигрышем.


Формирование познавательной активности младших школьников средствами межпредметных связей.


Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно– воспитательного процесса. Умелое их использование создает благоприятные условия для решения главных задач, стоящих перед школой: всестороннее развитие личности.

Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.

Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщающие уроки).

Межпредметные связи способствуют реализации всех функций обучения: образовательной, развивающей и воспитывающей. Эти функции осуществляются во взаимосвязи и взаимно дополняют друг друга. Межпредметные связи, являясь самостоятельным стимулом познавательного интереса учащихся, перестраивают процесс обучения: усиливают синтетический, обобщающий характер содержания изучаемого материала, поисковую направленность учебной деятельности, ее коллективность, взаимопомощь учащихся в ее организации; расширяют деловые контакты между учащимися и учителями. При этом повышается стимулирующая роль всех источников познавательного интереса учащихся.



Трудоемкость опыта в чем состоят трудности при использовании данного опыта.


Проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично – требует больших затрат времени.


Анализ результативности опыта

Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. Благодаря этому качество знаний по предметам возросло.


Проследив качество знаний по русскому языку и математике можно увидеть следующее:


Русский язык

Математика

Качество знаний

Успеваемость

Качество знаний

Успеваемость

2023

-

2024

2024

-

2025

2023

-

2024

2024

-

2025

2023

-

2024

2024

-

2025

2023

-

2024

2024

-

2025

60%

72%

100%

100%

60%

80%

100%

100%



По данным таблиц видно, что качество знаний по русскому языку, по математике стало выше. Активизировалась учебная деятельность, внедрялись нестандартные формы работы с учащимися и новые технологии обучения для развития познавательного интереса.
В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

Таким образом, плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным. Развивая познавательную активность, воспитываю стремление к знаниям, развиваю личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.



Результативность опыта.


Проводимая работа позволяет получать хорошие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Ученики показывают хорошие результаты на муниципальных предметных олимпиадах и конкурсах.

Результатом использования современных педагогических технологий являются

-повышение познавательного и творческого интереса к предмету не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;

-учащиеся становятся призерами школьных олимпиад по русскому языку;

-проявляется стойкий интерес к учебе, к участию в республиканских и всероссийских конкурсах;

-повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература), умение осуществлять обработку информации;

-повышается уровень коммуникационной культуры.     












Мониторинг применения УУД на уроке по результатам анализа урока.



Одна из основных новаций федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – формирование у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», развитие способности личности к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Однако, процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур (мониторинга), позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

Формирование УУД, предметных, метапредметных компетенций и личностных качеств обучаемых.


Диаграмма формирования УУД (%):



1 класс

2021-22

2 класс

2022-23

3 класс

2023-24

4 класс

2024-25

Личностные %

-

54%

65%

73%

Регулятивные %

-

50%

58%

65%

Познавательные %

-

58%

62%

65%

Коммуникативные %

-

50%

54%

69%


Для диагностики уровней сформированности УУД в прошлые годы были использованы следующие методики:

- « Раздели игрушки» (норма справедливого распределения)

- Анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой.

- Тест на определение самооценки «Лесенка».

- Анкета по оценке школьной мотивации

- Самооценка младшего школьника (Лонг Б., Зиллер Л., Хендерсон Р.)

- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

- Методика «Диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению»

- Методика «Кто прав?» и т. д.


С набором нового класса ведется мониторинг сформированности УУД.

В классе обучаются 22 учащийся. Из них 12 девочек и 10 мальчиков. Дети в классе работоспособные, активные, любознательные.

Так, в 2025 учебном году, нами была проведена диагностика сформированности УУД у второклассников.

1. Диагностика школьной мотивации учащихся 1/2 класса в начале учебного года.

Была использована анкета "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой.


Цель: выявление уровня школьной мотивации учащихся

Оцениваемые УУД: личностные, действие смыслообразования (интерес, мотивация)

Форма оценивания: фронтальный письменный опрос

В диагностике участвовали 22 учащийся, из них высокий уровень школьной мотивации показали – 39%, средний уровень – 48 % и низкий уровень – 13 % детей.



2. Выявление самооценки младших школьников.

Была использована методика «Символические задания на выявление «Социального – Я».

Цель: выявление самооценки младших школьников как составляющей Я – Концепции (по Б.Лонгу, Р.Зиллеру, Р.Хендерсону).

Оцениваемые УУД: личностные, действия, направленные на формирование личного, эмоционального отношения к себе.

Результаты исследования таковы: имеют завышенную самооценку – 20%, имеют среднюю самооценку – 44%, имеют заниженную самооценку – 36% испытуемых.


3. Наблюдение за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся.

Была использована схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э. М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С.Еськиной, Т.Л.Больбот).


Цель: выявление уровня эффективности учебной деятельности учащихся.

Оцениваемые УУД: познавательные, регулятивные.

Результаты наблюдения показали следующие уровни эффективности учебной деятельности учащихся:

высокий уровень – 35 % учащихся;

уровень выше среднего – 13 % учащихся;

средний уровень – 39 % учащихся;

уровень ниже среднего – 10 % учащихся;

низкий уровень – 3 % учащихся.



4. Диагностика сформированности регулятивных умений.

Была использована методика «Критериальная система оценивания по методике М. Ступницкой» (За основу взят экспертный опрос, приведенный в книге Н.Ф. Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности»).

Цель: выявление сформированности умений управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения

Оцениваемые УУД: регулятивные.

Результаты наблюдения показали следующие уровни сформированности регулятивных умений учащихся: высокий уровень – 32 %, средний уровень – 52 %, низкий уровень – 16 % учащихся.

5. Диагностика сформированности коммуникативных умений.

Была использована методика «Критериальная система оценивания по методике М. Ступницкой» (За основу взят экспертный опрос, приведенный в книге Н.Ф. Кругловой «Регуляторная составляющая учебной деятельности»).

Цель: выявление сформированности умений строить навыки сотрудничества: уметь слышать, слушать и понимать партнера, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

Оцениваемые УУД: коммуникативные.

Результаты наблюдения показали следующие уровни сформированности коммуникативных умений учащихся: высокий уровень – 52%, средний уровень – 42 %, низкий уровень – 6% учащихся.



Полученные результаты нашей работы по отслеживанию начального этапа формирования позволяют говорить о том, что мониторинг сформированности УУД учащихся должен осуществляться систематически. Только тогда можно увидеть реальную картину качества процесса образовательной деятельности.

Системное, последовательное развитие универсальных учебных действий направлено на формирование базовых компетенций, являющихся, в свою очередь, основой воспитания компетентной конкурентоспособной личности школьника. Таким образом, перед педагогами стоит задача организации для данного класса единого образовательного пространства на протяжении всех лет обучения.

Итоговая диаграмма сформированности УУД 2 «А» класса за -2025 учебный год.



Мониторинг 2025 учебного года не завершен. Собираются материалы, проводятся мероприятия по каждым методикам отдельно, подводятся итоги. Работа ведется совместно с психологом школы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ткаченко Ирина Викторовна

Дата: 21.09.2025

Номер свидетельства: 674448


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства