kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка "Гимнастика для ума" для учащихся 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа кружка «Гимнастика для ума» разработана для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в 1 классе. Интеллектуально-развивающие задания и игры позволяют развивать интерес к познавательной деятельности, формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, а также создают условия для активного межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми, способствуют их творческому самовыражению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«гимнастика для ума 1 класс»














Рабочая программа


внеурочной деятельности


кружок «Гимнастика для ума»


для учащихся 7-8 лет

















Автор-составитель:


учитель начальных классов

Булатова Г.Г.


2020


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Пояснительная записка


1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

в образовательный процесс


Рабочая программа кружка «Гимнастика для ума» для учащихся 1-х классов разработана для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности на основе нормативных документов:

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 20.12.2012г. №272-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Актуальность разработки программы кружка обусловлена требованиями ФГОС НОО к результатам начального общего образования. Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения поставить цель и достигнуть её, правильно планируя и организуя свою деятельность.

Главной целью общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей, которые не могут быть в полной мере удовлетворены в процессе изучения предметов учебного плана. Интеллектуально-развивающие задания и игры позволяют развивать интерес к познавательной деятельности, формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, а также создают условия для активного межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми, способствуют их творческому самовыражению.


2.Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

обучающие - развитие познавательного интереса к упражнениям для тренировки ума, приобретение ряда интеллектуальных умений (чётко и ясно мыслить, решать задачи и головоломки, разгадывать загадки, шарады, ребусы, рассуждать, спорить, доказывать);

воспитательные - воспитание культуры общения и поведения в социуме;

развивающие – развитие личностных свойств: наблюдательности, находчивости, самостоятельности, активности.

Программа модифицированная, составлена на основе программы занятий для учащихся и методических рекомендаций для учителя Никольской И.Л., Тиграновой Л.И. (Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы / И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – 7-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013). Пособие рекомендовано Российской Академией Образования к использованию в общеобразовательных учреждениях.

3.Отличительные особенности программы

Занятия по программе «Гимнастика для ума» специально направлены на развитие логического, эвристического и творческого мышления учащихся. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • доступность, познавательность и наглядность;

  • учёт возрастных особенностей;

  • детям даётся не готовая информация, а материал для наблюдений и размышлений;

  • уровень абстрактности дидактического материала постепенно повышается.

Виды деятельности учащихся:

  • познавательная,

  • игровая,

  • изобразительная.

Формы работы с детьми:

  • коллективные,

  • индивидуальные.

Формы проведения занятий:

  • познавательные беседы

  • игры лингвистического характера

  • игры конструктивного характера

  • экскурсии, наблюдения

  • викторины; конкурсы

  • игры-соревнования

Основная форма проведения занятий – познавательная беседа. Познавательные беседы вовлекают детей в практическую деятельность на теоретических занятиях (выполнение заданий для развития мышления, познавательные игры), и в активную познавательную деятельность на практических занятиях (викторины, конкурсы, игры-соревнования).

Отличительная особенность программы – игровая форма проведения занятий с использованием в качестве дидактического материала детского игрового фольклора. Детские игры «в слова» содержат в себе богатые дидактические возможности. На шарадах можно продемонстрировать и отработать выделение признаков, описание и определение объектов, подведение под родовое понятие. Самостоятельное составление шарад детьми – это поисковая аналитико-синтетическая деятельность. Ценным дидактическим материалом являются анаграммы. Их разгадывание, расшифровка развивает комбинаторные способности и доставляет детям радость открытия, ощущение чуда превращения хаоса в порядок, бессмыслицы в слово или фразу. Доставляют детям интеллектуально-эстетическое удовольствие, способствуют их развитию такие игры и забавы, как буриме, акростихи, палиндромы.

Наряду с лингвистическими играми, значительное место на занятиях уделяется играм типа зрительных тестов Г.Айзенка, матриц Дж. Равена, развивающим визуальное мышление, а также играм конструктивного характера (танграмы, оригами).

Программа реализуется на аудиторных и внеаудиторных активных занятиях. В течение учебного года проводится 18 аудиторных занятий и 15 внеаудиторных занятий.

Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения

Срок реализации программы – учебный год. В 1 классе проводится 33 занятия, 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий 30-40 минут.


4.Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа

Программа составлена для учащихся 1-х классов 7-8 летнего возраста.

При организации занятий учитываются возрастные особенности детей: разнообразные формы проведения занятий, смена видов деятельности учащихся, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Игровая форма проведения занятий соответствует психологическим особенностям младших школьников.

Использование детского игрового фольклора, который вытеснен из обихода современных детей телевидением и компьютерами, помогает вернуть в сферу детских интересов незатейливые, но развивающие игры «в слова», загадки, шарады, ребусы, кроссворды, анаграммы.

5. Планируемые результаты и способы их проверки

Предполагаемые личностные результаты связаны с формированием у учащихся личностных универсальных учебных действий - «смыслообразование» и «нравственно-этическая ориентация».

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- познавательного интереса к новым знаниям и способам решения познавательных задач; мотивации к познанию и учению;

- приёмов самостоятельного приобретения новых знаний;

- таких моральных качеств, как взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, внимание к окружающим, готовность к сотрудничеству.

Предполагаемые метапредметные результаты связаны с формированием у учащихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

- в сотрудничестве с учителем определять и формулировать цель деятельности;

- работать по предложенному учителем плану;

- планировать сотрудничество с учителем и сверстниками;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку процесса и результата деятельности;

-совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности одноклассников.

Познавательные УУД

В ходе занятий кружка учащиеся приобретут ряд интеллектуальных умений:

1)Оперирование признаками предметов

- называть (перечислять) признаки предъявленного объекта (конкретного или абстрактного)

-указывать (называть, перечислять) предметы, обладающие данным признаком или совокупностью признаков

- сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить (указывать) их общие и различные признаки

-располагать предметы в ряд по какому-либо признаку (в частности, по возрастанию или убыванию величины признака)

-составлять описание объектов (конкретных и абстрактных) путём перечисления (называния, указания) некоторой совокупности их существенных признаков;

-распознавать объекты по их описаниям;

2)Отношения рода и вида, части целого. Обобщение, конкретизация

-подбирать собирательное понятие к группе однородных предметов (объектов);

-конкретизировать примерами общие и собирательные понятия;

-подбирать обобщающее (родовое) понятие к одному или нескольким понятиям

-переходить от родового понятия к видовому (ограничение понятия);

4)Алгоритмы

-выполнять действия по алгоритму.

5)Классификация

-описывать словами группы в готовой классификации (например, большие и маленькие фигуры; красные, зелёные, синие фигуры)

-классифицировать объекты по заданному основанию

-проводить классификацию по самостоятельно выбранному основанию

-*находить ошибки в классификации;

6) Умозаключения, обоснования, доказательства

-подмечать закономерности;

-проводить простейшие доказательства.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослым (слушать и понимать других, задавать вопросы, выражать свои мысли, участвуя в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности, осуществлять взаимоконтроль).

Результаты занятий по программе могут быть представлены в виде презентации выполненных проектов, в виде отчётов по результатам наблюдения, на выставках творческих работ учащихся (тематические кроссворды, самостоятельно составленные шарады, аппликации из частей головоломки).

Занятия кружка мотивируют учащихся на участие в общешкольных и внешкольных мероприятиях познавательной направленности (конкурсы, олимпиады, интеллектуальные марафоны), поэтому для оценивания результатов внеурочной деятельности используется портфолио (грамоты, дипломы, сертификаты, похвальные отзывы).

Методы текущего контроля: наблюдение за работой учащихся, устный фронтальный опрос, беседа.

Для проверки сформированности перечисленных интеллектуальных умений (в группе познавательных УУД) в пособии «Гимнастика для ума» даны образцы заданий (тесты).


6. Уровень воспитательных результатов работы по программе

Программа предусматривает достижение 3 уровней воспитательных результатов:


Вид внеурочной деятельности

Уровень результатов внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Познавательная

Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе).

Участие в групповой и коллективной деятельности на занятиях кружка (познавательных играх, беседах, разработке и защите проектов).

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (знания, труд), в частности, к образованию и самообразованию.

Участие в школьных интеллектуальных конкурсах, школьном интеллектуальном марафоне, школьном конкурсе «Мои исследо-вания», во Всероссийских и международных игровых конкурсах: «Русский медве-жонок», «КИТ» «Гелиантус», «Пегас» «Инфознайка», «Совёнок», «Кенгуру».

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме.

Участие во внешкольных мероприятиях познаватель-ной направленности муни-ципального, регионального, Всероссийского уровня (олимпиады, интел-лектуальные конкурсы, конкурсы исследовательских работ).

Для отслеживания воспитательных результатов используются следующие диагностики:

задание «Рукавички» (Г.А.Цукерман),

задание «Дорога к дому»,

диагностические тесты «Радуга настроения», «Ладошки», «Мой портрет»,

анкета «Оцени поступок» в модификации Е.А.Кургановой, О.А.Карабановой.



II.Содержание программы кружка

Название темы

Количество часов

Количество аудиторных занятий

Количество внеаудиторных

занятий

1.

Вводная беседа

1

1


2-10

Оперирование признаками предметов

9

5

4

11-18

Описания и определения

8

4

4

19-24

Классификация и сериация

6

4

2

25-28

Логические операции

4

2

2

29-31

Дедукция

3

3

-

32- 33

Решение логических задач

2

-

2

Тематический план


Содержание программы

Стержневую линию занятий составляет формирование первоначальных логических представлений и умений, логической интуиции.

Занятия со 2 по 10 посвящены в основном оперированию признаками предметов: выделению признаков, сравнению, установлению сходства и различия, распознаванию предметов по их признакам.

На занятиях с 11 по 18 учащиеся получают представления об описаниях и определениях. Специальное внимание уделяется определениям через род и видовое отличие.

Занятия с 19 по 24 посвящены различным формам систематизации материала: классификациям, сериациям, смешанным видам систематизации.

В занятиях с 25 по 28 рассматриваются логические операции и слова, выражающие логические отношения.

На занятиях с 29 по 31 закладываются первоначальные основы грамотного дедуктивного мышления: даются представления о логическом следовании, об основных формах дедуктивных умозаключений, о зависимости результатов логического вывода от правильности (по форме) рассуждения, предлагаются задания на проведение простейших доказательств и опровержений.

На последних двух занятиях учащиеся упражняются в решении логических задач.

Наряду с перечисленными вопросами, составляющими стержневую линию, в каждое занятие включены задания, связанные с формированием некоторых речевых умений, простейших эвристических (поисковых) умений, элементов творческого мышления. К заданиям такого рода относятся загадки, ребусы, шарады, анаграммы, словесные игры. Эту часть содержания занятий можно дополнять материалом игротеки.


1.Оперирование признаками предметов.

Первоначальные представления о содержании занятий кружка.

Знакомство с понятием «признак предмета или объекта», типологией признаков: форма, цвет, вкус. Признаки одушевлённых и неодушевлённых предметов, качества и свойства, выделение общего свойства. Экскурсия в осенний парк, наблюдения за объектами природы.

Признаки абстрактных предметов: геометрических фигур, чисел, слов.

Формирование первичного представления о сравнении. Сравнение слов, чисел, геометрических фигур, текстов. Понятие о сравнении как обороте речи. Игра-соревнование «Найди сходство и отличие». Викторина «Голоса природы»

Сходство отношений между объектами (родственные отношения, отношения порядка). Закономерности (правила) в устройстве рядов чисел, в расположении фигур. Конкурс «Думай, смекай, доказывай»

Игры лингвистического и конструктивного характера: угадывание слов по буквам, составление слов из букв данного слова, решение ребусов, знакомство с палиндромами, анаграммами, шарадами, складывание фигур из отдельных элементов, головоломки с палочками, геометрическими фигурами, поиск закономерностей, шуточные задачи логического характера.

2.Описания и определения

Представление о том, как из признаков объекта составить его связное описание, по которому объект можно выделить из других объектов. Распознавание и конструирование объектов по их описаниям. Узнавание объекта по описанию при решении кроссвордов.

Формирование умения отгадывать загадки. Разгадывание загадок с помощью различных описаний. Представление о различных формах описания одного и того же объекта в загадках и ребусах. Игра-соревнование «Слова играют в прятки».

Составление описаний заданных объектов. Распознавание и конструирование объектов по их описаниям. Метод решения логических задач путём построения графа, моделирующего условие задачи и дающего наглядную схему её решения.

Понятия «вид и род», отношения между ними. Представление о точных и неточных описаниях с использованием определений и алгоритмов, игра-соревнование «Узнай объект по описанию».

Определения через род и видовое отличие, их структура и способ построения. Дополнение определений и самостоятельное составление определений знакомых понятий. Выявление и исправление характерных ошибок в определениях. Экскурсия в зимний парк, игра-соревнование «Самый внимательный» (поиск объектов по описанию).

3. Классификация и сериация

Классификация как способ упорядочивания материала: примеры классификации, анализ готовых классификаций, исправление ошибок. Определение признака (основания) для классификации. Самостоятельное распределение на группы предметов, слов, чисел, фигур по их отличительным признакам. Игра-соревнование «Раз, два, три – на группы раздели!» Расстановка объектов в ряд по заданному условию. Экскурсия в школьную библиотеку, наблюдение за использованием алфавитного порядка в словарях, каталогах.

4. Логические операции

Логические операции и слова, выражающие логические отношения. Логические связки не, и, их связь с операциями дополнения множества и пересечения множеств. Логическая связка или в разделительном или неразделительном смыслах. Связь между операцией или и объединением множеств. Игры: «Действуй по плану», «Выполняй правило». Верные и неверные утверждения. Викторина «Верно-неверно».

5. Дедукция Простейшие умозаключения (посылка-заключение) на интуитивном уровне. Речевые обороты для отношения логического следования (следует, не следует, следовательно, значит, если …, то …). Использование круговых схем для рассуждения и проверки правильности рассуждений.

6. Решение логических задач из раздела игротеки «Соображаем, рассуждаем, доказываем». Игра-соревнование «Лучший логик».









Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Тема занятия

Формы организа-ции внеурочной деятельности

Виды деятельнос-ти учащихся


Формы проведения занятий


Сроки проведения

Аудитор

ная

Внеуау-диторная

По плану

По факту

1.

Что такое «гимнастика для ума»

+


Познавательная,

игровая.


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера



2,3.

Форма, цвет и вкус предметов вокруг

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.



4.

Наш разноцветный мир


+

Познавательная,

игровая.


Экскурсия,

наблюдения



5.

Признаки чисел, фигур, букв и слов.

+


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера.



6, 7

Всё познаётся путём сравнения.

+

+

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера, игра-соревнование



8.

Чем похожи предметы? Чем похожи слова?


+

Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, викторина.



9.

Сравниваем числа и фигуры

+


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и конструктивно-го характера.



10.

«Думай, смекай, доказывай!»


+

Познавательная беседа, конкурс



11.

Для чего нужны описания признаков?

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



12.

«Этот загадочный мир»


+

Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, игра-соревнование.



13.

Описания словесные и графические.

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры конструктивно-го характера.



14.

Что лишнее и почему?

+


Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



15.

«Узнай объект по описанию»


+

Познавательная беседа, игра-соревнование.



16.

Даём определения.

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



17.

«Кто быстрее, кто точнее?»


+

Познавательная,

игровая.

Познавательная беседа, игра-соревнование.



18.

«Кто самый внимательный?»


+

Экскурсия, игра-соревнование.



19, 20

Классификация предметов, слов, чисел, фигур.

+


Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и констру-ктивного характера.



21.

Признаки деления на группы

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.



22.

«Раз, два, три – на группы раздели!»


+


Познавательная беседа, игра-соревнование.



23

Разные способы классификации.

+


Познавательная,

игровая.


Познавательная беседа, игры конструктивно-го характера.



24.

Книги тоже любят порядок.


+

Познавательная беседа, экскурсия.



25.

Какой смысл имеет слово «и»?

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого и констру-ктивного характера.



26.

Какой смысл имеет слово «или»?

+




27

«Действуй по плану».

«Выполняй правило»


+

Познавательная,

игровая.


Познавательная беседа, игра-соревнование.



28.

Верно-неверно.


+

Познавательная беседа, викторина.



29.

Что такое «логика»?

+


Познавательная,

игровая,

изобрази-тельная.

Познавательная беседа, игры лингвистичес-кого характера.



30.

Делаем выводы.

+




31.

Как проверить правильность рассуждений?

+




32, 33.

Соображаем, рассуждаем, доказываем


+ +

Познавательная,

игровая.

Игра-соревнование.





Список литературы


  1. Для разработки программы и организации образовательного процесса:

Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы / И.Л.Никольская, Л.И. Тигранова. – 7-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

Нестандартные задания по математике. 1-4 классы

Сборники загадок

2.Для детей и родителей:

Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996.

Волина В.В. Русский язык. – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996. (Серия «Учимся играя»)

Задания интеллектуального марафона. Авторы-составители сборника Богданова Н.Г., Зобнина М.А. и другие. МОУКФМЛ. Киров, 2006.

Материально-техническое обеспечение занятий кружка

1.Классная доска

2.Компьютер

3.Мультимедийный проектор.

4.Интерактивная доска.

5.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Программа кружка "Гимнастика для ума" для учащихся 1 класса

Автор: Булатова Галина Геннадьевна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Индивидуальная программа развития"
    ["seo_title"] => string(33) "individualnaiaproghrammarazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "291354"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455106150"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Математика 2 класс периметр прямоугольника "
    ["seo_title"] => string(47) "matiematika-2-klass-pierimietr-priamoughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "242831"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445541827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Рабочая программана год кружка по математике для 5 класса. Конспекты занятий и презентации к ним на 1 четверть."
    ["seo_title"] => string(124) "rabochaia-proghrammana-ghod-kruzhka-po-matiematikie-dlia-5-klassa-konspiekty-zaniatii-i-priezientatsii-k-nim-na-1-chietviert"
    ["file_id"] => string(6) "275222"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452530983"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Мастер класс: «Приёмы становления и развития навыков правильной устной речи учащихся на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_priiomy_stanovleniia_i_razvitiia_navykov_pravilnoi_ustnoi_rechi_uch"
    ["file_id"] => string(6) "633715"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1686769472"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Пояснительная записка к "Методической разработке цикла занятий по физической культуре с использованием элементов йоги." "
    ["seo_title"] => string(132) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-mietodichieskoi-razrabotkie-tsikla-zaniatii-po-fizichieskoi-kul-turie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-ioghi"
    ["file_id"] => string(6) "204441"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429647767"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства