Материалы и оборудование: Сказка, карточки с изображением сказочных героев, Муравей, Бабочка, Мышонок, Воробей, Заяц, Лиса, гриб.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети встают в круг и делают движения согласно тексту.
Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарила.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель. Как я рада вас всех видеть! Какие вы все красивые, опрятные! Мы все подарили друг другу улыбку! Какое у вас сегодня настроение? У меня очень хорошее!
2. Актуализация знаний.
Воспитатель. Для этого нам нужно разгадать загадки.
- Слушайте. (На каждую отгадку воспитатель достает картинку с героем сказки).
Он трудяга, не бездельник
С троит целый муравейник.
Догадайтесь же скорее:
"Кто строитель". (муравей)
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет (бабочка)
Маленькие ножки, боится кошки,
Живет в норке, любит корки (мышка)
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
У косого нет берлоги
Не нужна ему нора
От врагов спасают ноги,
А от холода- нора. (заяц)
Р ыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала
Кур пересчитала (лиса)
Летом на болоте вы ее найдете
Зеленая квакушка, кто это? (лягушка).
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы (гриб).
3. Сообщение темы занятия.
Воспитатель. Молодцы ребятишки! Все загадки отгадали!
- Все эти герои собрались в одной сказке, которую написал Владимир Григорьевич Сутеев. А называется сказка «Под грибом».
- Назовите всех героев сказки.
- Давайте ее послушаем. Садитесь так, чтобы было удобно, слушайте внимательно.
4. Изучение нового материала.
Слайд 1.Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом» и показ презентации.
Под грибом.
Слайд 2. Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее…
Воспитатель. Давайте покажем, как идет дождик. Постучим пальчиками по ладошке, как будто дождик капает. Кап-кап-кап. И другой ручкой.
Слайд 3. Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил муравей бабочку под грибок.
Воспитатель. Давайте покажем, как бабочка машет крыльями, летает. А теперь покажем, как у нее крылышки промокли.
Слайд 4. А дождь ещё сильнее идет…
Бежит мимо мышка:
Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
Потеснитесь немножко!
Воспитатель. Станем все мышками. Для этого присядем на корточки. И запищим как мышки: «Пи-пи-пи»
Слайд 5. А дождь всё льёт и не перестаёт…
Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
Тут и места нет.
Подвиньтесь, пожалуйста!
Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место.
Воспитатель. Попрыгаем как воробушки.
Слайд 6. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Слайд 7. Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
Зайца не видели? —спрашивает.
Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
Не тут ли он спрятался?
Где ему тут спрятаться! Махнула Лиса хвостом и ушла.
Слайд 8. К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба - радуются.
Муравей задумался и говорит:
Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.
Слайд 10.Воспитатель. Какая прекрасная сказка! Все друг другу помогли, и всем хватило места. Поняли почему? /Прошёл дождик и гриб вырос/
Ответы детей. Дружба спасла зверят и укрыла от дождя!
Воспитатель: Вот какие дружные зверята, поместились все под грибом. В тесноте да не в обиде. Даже в сложной ситуации нужно быть добрыми, отзывчивыми и помогать тем, кто в этом нуждается. Сказка учит помогать другим, быть добрым и отзывчивым.
Пальчиковая гимнастика
Цель: дать детям физическую и эмоциональную разгрузку. Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей; обеспечение непродолжительного динамичного отдыха
Дождь идет сильней, сильней.
кончики пальцев бегут по воздуху
Под грибок встал муравей.
поставить под ладошку указательный палец другой руки
Место бабочке нашлось,
взмах ладошек в стороны
Потесниться лишь пришлось.
два пальца под ладошку
Мышь к грибочку подбежала,
пальчики бегут по ногам вниз
Рядышком с друзьями встала.
три пальца под ладошку
Воробьишко весь промок,
скрестить руки, постучать ладонями по плечам
Тоже встал он под грибок.
поставить под ладошку четыре пальца
Зайку от лисы спасали —
Далеко ее прогнали.
«ушки» из указательного и среднего пальцев
Как под маленьким грибком
пять пальцев под ладошку
Все нашли хороший дом?
руки над головой «домиком»
5. Практическая часть занятия. Проверка понимания текста произведения, анализ содержания.
- Понравилась вам сказка?
- Вспомните, как называется сказка, которую мы читали?
- Как вы думаете, о чем эта сказка? /Сказка о взаимопомощи. Эта сказка о животных, которые спрятались от дождя/.
- Кто главные действующие лица сказки? (Муравей, бабочка, мышка, заяц, воробей, лиса, лягушка)
- Вспомните, с чего начинается сказка? Что случилось с муравьём? (Муравей попал под сильный дождь.)
- Какой сначала был гриб? /маленьким/
- Каким стал потом? /большим/
- Кто первый прибежал под гриб? /муравей/
- Где укрылся от дождя Муравей? /под грибом/
- У кого промокли крылышки, и Муравей пустил её под гриб? /у бабочки/
- Под грибом были Муравей, Бабочка и Мышка. Кто к ним попросился? /воробей/
- Как же поступили животные? Что заставило наших героев поступить именно так?
- Какое волшебное слово употребил Воробей? /Пожалуйста/.
- От кого бежал заяц? /За ним гналась лиса/
- Что угрожало Зайцу? /лиса могла его поймать/
- Как называют тех, кто помогает в беде? /друзья/
- Сколько друзей поместилось под грибом? /5/
- Кто поместился под грибом? /муравей, бабочка, воробей, мышка, зайчик/
- Что удивило муравья, когда закончился дождь и он выбрался из-под гриба? (Сначала ему одному было мало места, а теперь всем место нашлось.)
- Кто после дождя сидел на шляпке гриба и хохотал? /лягушка/
- Ребята, почему всем хватило места под грибом? Может, гриб был волшебный? /Прошёл грибной дождь, гриб вырос/
- Как можно охарактеризовать животных, укрывшихся под грибом? /Они были дружные/.
- Что помогло героям сказки? /Дружба, доброта, отзывчивость, готовность прийти на помощь любому, кто попал в беду/.
- Чему нас учит сказка? /Сказка учит помогать другим, быть добрым и отзывчивым. Звери помогли друг другу укрыться от дождя под грибом, а потом и зайца от лисы спасли…/
Лексико – грамматическое задание«Назови ласково героев сказки»
Цель. Развитие мышления, коммуникативных навыков, речи, воображения.
Муравей (муравьишко)
Воробей (воробьишко)
Мышь (мышка)
Заяц (зайчик, зайчишка)
Лиса (лисичка, лисонька)
Гриб (грибок, грибочек)
Динамическая пауза. Подвижная игра «Зайки и лиса»
Цель: дать детям физическую и эмоциональную разгрузку. Повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей; обеспечение непродолжительного динамичного отдыха
Воспитатель. Мы с вами – зайки. И, как в нашей сказке, мы должны убежать от лисы и не попасться ей в лапы. Я буду говорить стихотворение, а вы будете бегать, прыгать и танцевать. Но как только я скажу: «разбегайтесь зайчики, кто куда». Все должны убежать от лисы и сесть на свои стулья. Готовы? Тогда начнём!
Воспитатель включает музыкальное сопровождение
Воспитатель.
На лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – попрыгайки.
Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка.
Надо зайкам убегать, надо в домики бежать.
Разбегайтесь зайчики, кто куда.
Дети разбегаются по группе. Игра повторяется по желанию детей ещё 2 – 3 раза.
Воспитатель. Какие вы молодцы! Какие быстрые и ловкие зайки.
6. Итог занятия.
- Ребята, назовите пословицу, которая подходит к нашей сказке. /В тесноте, да не в обиде/.